Белорусская модель перехода к рынку и ее основные черты. Государственные программа социально-экономического
1 Понятие трансформационной экономики, её основные черты и особенности.
Трансформационная экономика - это промежуточное состояние экономики между двумя устойчивыми системами, отражающее кардинальный переход от одной системы общества к другой.
Термин «трансформация» (от позднелат. transformatio -преобразование, превращение) связан со значительными институциональными изменениями, с большими организационными вмешательствами, с особыми, трансформационными, функциями государства. С учетом этих особенностей «трансформацией» и «трансформационным периодом» сейчас называют превращение плановой командно-централизованной системы в иную, рыночную, экономическую систему.А это новыйдля истории тип переходного периода. Трансформационная экономика не является типом экономической системы.
Переходные процессы изучаются новым направлением научных исследований, называемым транзитологией(transition - англ. – переход)91.
Трансформационным периодом называют переходный период переживаемый странами СНГ, а также странами Центральной и Восточной Европы. По сути, это тоже переходный период, но отражающий кардинальный переход от одной системы экономики и обществава к другой - от централизованно-плановой к рыночной. Термин «трансформация» (лат. - превращение) несет в себе заряд особой радикальности, связанной не только с экономическими, но и со значительными институциональными изменениями и превращениями с большими организационными вмешательствами, с особыми трансформационными функциями государства, с резкими социальными изменениями. С учетом этих особенностей трансформацией сейчас называют превращение командно-централизованной системы в иную, рыночную экономическую систему. Тогда главной особенностью трансформационного периода становится неустойчивый дуализм двух разных сосуществующих систем.
Итак, системная трансформация есть процесс кардинальных изменений, заключающихся в замене системы централизованно планируемой экономики на систему рыночной экономики с коренными изменениями механизмов распределения национального дохода и имущества.
Процесс трансформации означает процесс слома атрибутов и отношений прежней системы и одновременное создание ключевых форм новой (рыночной) экономики: частного бизнеса, развитой конкуренции, свободного ценообразования, рыночной финансовой системы и т.д. Этот процесс более «травматичный», чем естественно-эволюционный переход от системы к системе.
Главная функция трансформационного периода - сформировать основу новой экономической системы.Трансформационная экономика имеет свои основные черты и специфические особенности.
Основные черты переходной экономики:
1. Нестабильный, неустойчивый, неравновесный характер. Экономическая система как совокупность связей между элементами утрачивает устойчивость в результате разрыва этих связей. Изменяется способ принятия решений предприятием: вместо директив сверху - самостоятельные решения на основе цен, спроса и других рыночных факторов.
2. Неоднородный, многоукладный характер экономики. Изменение состава экономических элементов - наличие старых, оставшихся от предыдущей системы (госпредприятия); новых элементов (коммерческие банки, биржи), а также промежуточных, переходных форм (организации, регулирующие процесс преобразований). В переходной экономике старые элементы приобретают новые содержание и функции, а новые находятся в процессе становления и могут отличаться от тех же элементов в рыночной экономике.
3. Сильное воздействие неэкономических факторов - политических, международных, криминальных.
4. Альтернативный, многовариантный характер преобразований. Правда, альтернативность относительна, так как она ограничена тем, каков начальный этап - в постсоциалистических странах это плановая экономика индустриального типа. Имеет место выбор лучшего из возможных вариантов преобразований, но различные слои общества часто хотят сделать различный выбор.
5. Исторический характер переходных систем — это экономика особого переходного периода.
Специфика трансформационной экономики как «смешанной», структура ее представлена единством элементов рыночного хозяйства и административно-командной системы, в которой не действуют в полной мере экономические связи как прошлой, так и будущей системы, обусловила следующие особенности ее функционирования.
Первая особенностьсвязана с преемственностью (инерционностью) воспроизводственного процесса, исключающего возможность быстрой замены существующих экономических форм другими, желательными. Подобные действия неизбежно внесли бы хаос в производственный процесс. Именно инерционность воспроизводства предполагает такую особенность функционирования переходной экономики, как сохранение в течение достаточно длительного периода старых экономических форм и отношений.
Втораяособенность функционирования переходной экономики - интенсивное развитие всех новых форм и отношений. Понимание необратимости эволюционного процесса, а также его основных тенденций позволяет ускорить его путем осуществления той или иной программы реформ. В силу этого резко возрастает роль субъективного фактора, от которого зависят правильность выбора направлений, путей развития и его практическая реализация. Успех ускорения переходных процессов обеспечивается, если реформы намечены не произвольно, а на основе познания закономерностей эволюции, построения системы действий в соответствующих направлениях.
Необходимость выделения этапов (периодов) подтверждается опытом трансформации, переживаемой странами Восточной Европы и бывшего СССР. Опыт показал, что к рынку нельзя, как хотелось бы, прийти ни за 400, ни за 500 дней. Пожалуй, быстрее всех этот процесс (при огромной финансовой помощи извне) совершает бывшая ГДР, но и здесь переход, начатый в XX веке, по свидетельству специалистов, может закончиться лишь в середине XXI века.
Первым этапом переходного периода можно назвать скрытый (латентный) его этап, когда более или менее заметно возникают и множатся разные предвестники перехода. Однако этот этап может пройти и незамеченным. Так, в Польше еще к концу 80-х годов 20% ВВП производилось в частном секторе хозяйства.
Вторым этапом переходного, трансформационного периода следует назвать этап системно-кризисного состояния экономики. Такой кризис существенно отличается от циклических кризисов - «болезненных состояний» устоявшейся экономической системы, которые заканчиваются ее выздоровлением и дальнейшим функционированием. Кризисный этап переходного периода в отличие от этого являет собой системный кризис, т.е. кризис самой экономической системы, ее неспособность или невозможность преодолеть противоречия и развиваться дальше. Кризисный этап перехода может быть более или менее длительным, более или менее разрушительным как для экономики, так и для общества в целом. Но он особо болезненный для производственной сферы, впадающей в состояние спада или упадка, а то и полной потери экономической дееспособности. Особенно же страдают на этапе системного кризиса основные массы населения, уровень жизни которых так катастрофически падает под влиянием гиперинфляции, передела собственности и безработицы, что за чертой бедности оказывается до половины и больше населения.
Кризисный этап переходного периода выражается в кризисе всех элементов системы. Поэтому он охватывает: и производительные силы, которые теряют свою эффективность, а порой и дееспособность, и экономические отношения во всех основных звеньях, и движущие силы системы, и, конечно, механизм координации, импульсивное и разлаженное функционирование которого уже, по сути, систему не координирует. А плохо регулируемая или вовсе не регулируемая система разрушается еще быстрее.
Третий этап переходного периода общесистемного типа - это этап борьбы нового и старого, а также достижения относительной стабильности. На этом этапе элементы новой системы начинают нарастать и усиливаться. Но и старые формы и отношения продолжают существовать и в определенной мере «работать». Но старое ослабевает под натиском новых сил и элементов экономики. В определенный период эти процессы уравновешиваются.
Четвертый этап - этап активного создания основ новой экономики и ее утверждения. Это решающий этап. Пока он не состоялся, трансформация не закончилась. Конкретное же содержание этого этапа во многом зависит от того, какая новая экономическая система приходит на место старой. Кстати отметим, что, как признает большинство исследователей, трансформация началась и осуществилась во многих странах Центральной, Восточной Европы и СНГ при отсутствии комплексной теории и конкретной программы трансформации постсоциалистических стран. Это привело к определенной стихийности и волюнтаризму, к появлению «трансформационных мифологий» типа «народного капитализма», массовой ваучерной приватизации и др. В целом же трансформация при возможных различиях в прохождении этапов в разных странах означает радикальную смену одного экономического строя другим.
Среди многочисленных изменений, происходящих в переходный период, некоторые носят необходимый, неизбежный характер и поэтому могут рассматриваться как закономерности. Их три:
- утрата государством функций единоличного распоряжения экономическими ресурсами;
- снижение эффективности производства;
- преобладание экстенсивного типа развития;
- невосприимчивость экономики к достижениям НТП;
- диспропорциональность развития народного хозяйства;
- уравнительное распределение благ в сочетании с привилегиями для отдельных групп;
- подрыв трудовой мотивации;
- исключение предпринимательской инициативы;
- постоянный всеобщий нарастающий дефицит.
- бюджетный кризис;
- трансформационный спад.
Выделяют следующие главные задачи трансформационной экономики:
- преодоление кризисных явлений, усугубившихся после вступления общества в эту фазу;
- формирование рыночных отношений и рыночной инфраструктуры;
- реформирование отношений собственности как основы экономической системы;
- создание условий экономической свободы для всех субъектов хозяйствования;
- формирование развитой системы социальной защиты и социальных гарантий, ограждающих население от тяжелых последствий реформирования экономики.
В настоящее время в Республике Беларусь идет формирование социально ориентированной рыночной экономики.
Социально ориентированная рыночная экономика - это высокоэффективная экономика с развитым предпринимательством и рыночной инфраструктурой, действенным государственным регулированием распределения доходов, стимулирующих предпринимателей к расширению и совершенствованию производства, а наемных работников - к высокопроизводительному труду.
Она базируется на принципах конституционных гарантий личных прав и свобод граждан, свободы и ответственности предпринимательства, выбора профессии и места работы, равенства всех форм собственности, гарантии ее неприкосновенности и использования в интересах личности и общества, повышения благосостояния работника в зависимости от результатов его труда, социальной защиты нетрудоспособных и других социально не защищенных слоев населения, социального партнерства между государством, профсоюзами и союзами нанимателей.
Вбирая в себя эти основные принципы, белорусская модель уже на концептуальной стадии отличается своими специфическими особенностями, которые отражают историю страны, традиции народа, его национальный характер с обостренным чувством человеческой солидарности, коллективизма и взаимопомощи.
Необходимость перехода от административно-командной экономики к рыночнойбыла обусловлена тем, что со временем стали все острее проявляться отрицательные последствия планового функционирования экономики.
Макроэкономической стабилизацией называют совокупность мер, предпринимаемых государством для приведения объемов национального производства и занятости, а также инфляции и безработицы к состоянию естественной стабильности, учитывая экономики меняющихся систем (табл. 1).
Необходимость перехода к рыночной экономике обусловлена ее эффективностью.
2.Концепции перехода к рыночной экономике и их реализация в отдельных странах.
Различают два основных варианта преобразования административно-командной экономики в рыночную: первый (исторически более ранний) - эволюционный путь (градуализм) постепенного создания рыночных институтов (Китай и в немалой степени Венгрия, Республика Беларусь); второй - «шоковая терапия», применявшаяся в большинстве стран Центральной и Восточной Европы (в классической форме - в Польше), с той или иной степенью интенсивности в России,
Различия между указанными путями заключаются в сроках осуществления системных преобразований и стабилизационных мер, степени охвата рыночными механизмами народного хозяйства, объеме регулирующих функций государства и др. Выбор эволюционного или «шокового» пути перехода к рыночной экономике зависит не только от воли политического руководства, но и от комплекса политических, экономических, социальных, исторических и других факторов.
Градуалистская модель — это модель постепенных эволюционных преобразований с использованием элементов прежней системы. Можно выделить следующие общие черты эволюционного пути перехода к рыночной экономике:
1. Государство на основе долгосрочной стратегии реформ последовательно, шаг за шагом заменяет механизмы административно-командной системы рыночными отношениями.
2. Начало реформы связывается с установлением динамического равновесия на потребительском рынке, причем не только с помощью более гибкой системы цен, но и благодаря быстрому развертыванию в частном секторе производства потребительских товаров, оказания услуг и насыщению ими рынка. В Китае ограничения на создание частных производственных предприятий были отменены в середине 80-х гг., что позволило спустя пять-шесть лет полностью насытить потребительский рынок.
3.Рыночные отношения первоначально охватывают сферу производства, сбыта потребительских товаров и только потом распространяются на инвестиционные отрасли.
4. Либерализация цен проводится на последующих этапах реформы, причем нередко с сохранением государственного контроля над ценами в отраслях с сильными монополистическими тенденциями с целью избежать резкого снижения жизненного уровня населения.
5. Проводится жесткая финансовая политика по сдерживанию инфляции.
6. Активно формируется рыночная инфраструктура, поощряется частное предпринимательство, главным образом в мелком производстве и сфере услуг.
Ускоренное развитие сельского хозяйства и связанных с ним отраслей по производству потребительских товаров способствует внедрению в экономику рыночных механизмов, насыщению потребительского рынка.
Модель «шоковой терапии» сводится к революционным одномоментным разовым преобразованиям, коренному слому прежней системы, что говорит о высокой степени радикализма.
Стратегия «шоковой терапии» основана на неолиберальной теории. Согласно неолиберализму, рыночная экономика является саморегулирующейся системой. Поэтому главная задача преобразований заключается в сведении к минимуму экономической роли государства. За ним сохраняется важнейшая функция - поддержание устойчивости финансовой системы, для чего необходимо решительно бороться с инфляцией, которая сдерживает регулирующую роль рынка.
Стратегия радикального перехода предполагает ряд важнейших институциональных преобразований:
- одномоментную либерализацию цен на основную массу товаров, услуг и переход от государственного материально-технического снабжения к свободной торговле средствами производства и предметами потребления. Эта мера приводит к устранению товарного дефицита и запускает механизмы рыночного саморегулирования;
- скорейшее разрушение прежней системы централизованного планирования и замену административных способов государственного регулирования экономическими, среди которых главными являются ужесточение условий .предоставления кредита, ограничение денежной эмиссии;
- ускоренную приватизацию государственной собственности, переход к частной собственности на землю;
- либерализацию внешнеэкономической деятельности, что приводит к широкому открытию внутреннего рынка и экономики в целом для иностранных товаров и капитала.
Недостатки стратегии радикального перехода к рыночной экономике сводятся к следующему:
во-первых,в условиях унаследованных от прежней системы огромных структурных диспропорций переход к свободному ценообразованию приводит к тому, что наиболее прибыльной сферой ачожения капитала становится перераспределительная деятельность в финансовом секторе - при оттоке ресурсов из реального сектора;
во-вторых,стремительный переход к ценообразованию на основе спроса и предложения в условиях доставшегося от планового хозяйства товарного дефицита и монопольного положения производителей на первых порах вызывает высокую инфляцию;
в-третьих,стратегия радикального перехода, сопровождаемая высокой инфляцией, влечет за собой падение жизненного уровня преобладающей части населения и усиление социальной дифференциации.
3.Основные направления рыночных преобразований.
Основными направлениями формирования рыночной экономики в переходный период являются следующие:
1. Реформирование отношений собственности путем разгосударствления и приватизации.Именно в результате приватизации должно установиться многообразие форм собственности - государственной и частной. Оно необходимо для преодоления монополии государства, формирования многоукладной рыночной экономики, сокращения сферы государственной регламентации общественного производства, создания и развития конкурентных рыночных отношений, стабилизации экономики.
2. Либерализация экономики- это система мер, направленных на отмену или резкое сокращение запретов и ограничений, государственного контроля во всех сферах хозяйственной жизни. Она имеет широкое распространение и включает отмену государственной монополии на осуществление хозяйственной деятельности (в том числе внешней торговли), прекращение централизованного распределения ресурсов, переход к формированию цен в основном в соответствии со спросом и предложением, снижение государственного контроля над транзакционными операциями на внутреннем и внешнем рынках.
3. Демонополизация экономики и создание конкурентной среды,предполагающие создание равных возможностей и условий для деловой активности всех экономических агентов, доступа на рынок иностранных конкурентов, поощрение малого бизнеса и снижение барьеров для проникновения в отрасль (путем снятия административных препятствий, предоставления льготных кредитов), регулирование ценовой и сбытовой политики естественных монополий, в отдельных случаях укрупнение фирм.
4. Институциональные преобразования,включающие изменения отношений собственности (создание частного сектора), формирование рыночной инфраструктуры (коммерческих банков, товарных и фондовых
бирж, инвестиционных фондов и т. д.), создание новой системы государственного регулирования экономики, принятие адекватного рыночным условиям хозяйственного законодательства.
5. Структурные преобразования,направленные на устранение или смягчение унаследованных от прежней системы диспропорций в отраслевой структуре народного хозяйства и отдельных его отраслей. Главная цель перестройки структуры экономики - выпуск продукции, пользующейся платежеспособным спросом на внутреннем и внешнем рынках.
6. Макроэкономическая стабилизация(в основном финансовая). Строго говоря, она не входит в число системных реформ, так как осуществляется нередко в странах с устоявшейся рыночной экономикой. Важное значение этого направления вытекает из того, что кризис административно-командной системы раньше и сильнее всего проявляется в финансовой сфере, особенно в виде высокой инфляции, которая препятствует нормальному становлению рыночных отношений, поэтому снижение ее до минимума жизненно важно для переходной экономики. В систему мер макроэкономической стабилизации входят ограничение денежной эмиссии, минимизация дефицита госбюджета, обеспечение положительной процентной ставки и т. д.
7. Формирование адекватной рыночному хозяйству системы социальной защиты населения.Эта система мер направлена на переход к адресной социальной поддержке наиболее нуждающихся слоев населения.
Успех сложных переходных преобразований экономической системы в значительной мере зависит от регулирующих действий государства, от правильности экономического курса, внутренней и внешней политики. Под государственным регулированием в трансформационной экономике понимаются сознательно осуществляемый законодательными, исполнительными и контролирующими органами процесс упорядочения перехода, а также обеспечение условий для достижения необходимых целей и задач переходного периода в экономике.
4. Роль государства в трансформационной экономике.
Одним из главных условий перехода к рыночной экономике является изменение роли государства как регулятора хозяйственных процессов. В плановой экономике государственное управление играло решающую роль в определении всех экономических пропорций, тогда как в рыночной экономике основным их регулятором является рынок.
Особенность переходной экономики состоит в том, что ни один из механизмов координации хозяйственной деятельности не является доминирующим: централизованное планирование потеряло уже всеобъемлющий характер, а механизм рыночной самонастройки еще не заработал в полной мере. Тем не менее в переходный период командно-административные методы регулирования экономики все еще остаются. И не только по инерции, но и потому, что от них невозможно сразу отказаться.
В течение определенного периода они сосуществуют (как в типичной многоукладной экономике) одновременно с методами, характерными для рыночной экономики. Однако по мере продвижения к рынку, с одной стороны, уменьшается степень государственного вмешательства в экономику и постепенно сужается государственное регулирование экономических процессов. С другой стороны, меняются формы, методы и инструменты государственного регулирования, ибо прежние, сложившиеся ранее, непригодны для регулирования экономики в переходный период.
Вместе с тем при переходе к рыночной экономике выполняемые государством функции в экономических процессах объективно должны постепенно сокращаться, для чего требуется правильно определить приоритеты государственного управления и сделать упор на обеспечение жизненно важных экономических и социальных потребностей общества.
За государством прежде всего должны сохраняться следующие функции:
- эмиссия денег, денежно-кредитное и налогово-бюджетное регулирование;
- обеспечение гарантий прав и свобод личности, прав собственника и субъекта хозяйствования;
- формирование устойчивой макроэкономической ситуации, включающей эффективное функционирование финансовых учреждений;
- обеспечение минимальных социальных стандартов по предоставлению благ и услуг общего пользования (образование, здравоохранение, культура, коммуникации и другие жизнеобеспечивающие блага и услуги);
- реализация антимонопольных мер и поддержка конкурентной среды;
- развитие науки, инновационной деятельности и информационных технологий;
- проведение активной внешнеэкономической политики, развитие интеграционных связей с соседними странами;
- формирование производственной, социальной и экологической инфраструктур общегосударственного значения, обеспечивающих условия для роста экономики и улучшения жизнедеятельности населения;
- поддержка социально не защищенных групп населения;
- охрана окружающей среды, совершенствование экологических регуляторов, международное сотрудничество при решении экологических проблем;
- формирование рациональных территориальных пропорций воспроизводства и комплексное развитие производительных сил регионов.