Политика обеспечения занятости и политика социальных гарантий
Вторая структурная часть социальной политики – политика занятости – также отражает тяготы, деформации и проблемы переходного периода. Главная из них – безработица.
При этом под политикой занятости понимается система принципов и мер, направленных на обеспечение и содействие рациональной, свободно избираемой занятости населения. А занятостью считается такая деятельность граждан, которая не противоречит законам страны, направлена на удовлетворение потребностей личности или общества и приносит ее субъекту заработок (доход).
Политика занятости опирается на определенную систему принципов. В Республике Беларусь таковыми согласно Закону о занятости признаны:
1. обеспечение равных возможностей в трудоустройстве всем трудоспособным гражданам Республики Беларусь;
2. обеспечение мер, направленных на предотвращение безработицы;
3. предоставление социальных гарантий и компенсаций безработным;
4. содействие и поощрение граждан в развитии их способностей к производительному и творческому труду;
5. принятие мер содействия в трудоустройстве граждан с ограниченной трудоспособностью;
6. участие профсоюзов и союзов предпринимателей в решении проблем занятости при взаимодействии с государственными органами;
7. международное сотрудничество в решении проблем занятости.
Опираясь на выработанные принципы, государство может использовать два типа регулирующего воздействия для реализации конкретной программы в сфере занятости:
1) пассивный;
2) активный.
Политика пассивного типа регулирования занятости ограничивается изысканием и использованием средств «терапевтического» или даже успокаивающего характера. Такая политика имеет две основные формы реализации. Первая – социальное страхование по случаю потери работы, предусматривающее выплату пособия по безработице, назначаемого обычно с учетом прежнего заработка и минимума заработной платы. Вторая – воспомоществование – материальная помощь, применяемая в отношении длительно безработных.
Активный тип регулирования занятости отличается тем, что государство оказывает влияние не на последствия происходящего, а на само явление – на состояние рынка труда. При этом могут использоваться два основных метода воздействия.
Первый метод – повышение спроса на рабочую силу, что осуществляется двумя основными способами: 1) общеэкономическим; 2) созданием нетипичной занятости.
Общеэкономическими мерами увеличения спроса на рабочую силу служат:
· расширение свободы работодателей в решении вопросов занятости;
· льготное налогообложение там, где нужно увеличить спрос на рабочую силу;
· кредитные льготы тем работодателям, которые повышают спрос на рабочую силу;
· установление дотаций при обеспечении занятости для групп лиц с низкой конкурентоспособностью (инвалиды, молодежь).
Меры по созданию нетрадиционной занятости включают в себя:
· общественные работы;
· надомные работы;
· занятость по вызову и др.
Второй из методов, составляющих активный тип регулирования занятости, представлен мерами по сокращению предложения рабочей силы на рынке труда. Эти меры состоят в следующем:
· расширение государственных и поддержка негосударственных программ по подготовке кадров как общеобразовательной, так и профессиональной. При этом структура подготовки кадров должна предопределяться необходимой структурной перестройкой экономики; подготовка кадров должна вестись на самом высоком современном уровне; все субъекты общества должны иметь в системе подготовки равные возможности, выделяться могут лишь способности;
· повышение пособий и сроков отпуска по уходу за малолетними детьми как средство оттока рабочей силы с рынка труда;
· введение учебных и творческих отпусков, что содействует сокращению предложения рабочей силы сегодня, но обеспечивает более высокую ее продуктивность завтра.
Такие и другие меры активной политики поддерживаются со стороны МОТ (Конвенция № 142).
Следующей структурной частью социальной политики является политика социальных гарантий, под которой понимается совокупность принципов, форм и методов, используемых государством для создания минимума условий, достаточных для жизнедеятельности членов общества.
Социальные гарантии – это комплекс социально–экономических и правовых условий, обеспечивающих право членов общества в производстве, распределении, потреблении. Основными элементами системы социальных гарантий выступают: меры по формированию, поддержке, развитию и реализации способностей человека, меры регулирования источников и величины доходов; обеспечение равного доступа к рынкам товаров и услуг; соблюдение обоснованных нормативов использования социальных фондов.
Главной формой установления социальных гарантий служат государственные минимальные социальные стандарты, под которыми понимаются разрабатываемые и утверждаемые государством социальные нормативы, определяющие минимальный уровень гарантированного удовлетворения социально значимых потребностей членов общества в материальных благах и социальных услугах.
Одной из важнейших форм государственных минимальных социальных стандартов служит минимальный потребительский бюджет – МПБ. Минимальный потребительский бюджет – это та граница доходов, ниже которой уже не может быть обеспечено простое воспроизводство и социально приемлемый образ жизни человека.
Порядок формирования, а также направления использования минимального потребительского бюджета определяются законами государства. В Республике Беларусь их регулирует Закон Республики Беларусь «О формировании и использовании минимального потребительского бюджета», принятый в 1992 году.
Минимальные потребительские бюджеты разрабатываются конкретно для разных социальных групп (пенсионеры, работающие, студенты и т.д.) в среднем на душу населения, а также для средней семьи, состоящей из 4–х человек. Естественно, что в неустойчивых условиях переходного периода эти бюджеты должны часто пересматриваться. В ценах марта 2002 г. среднедушевые минимальные потребительские бюджеты в расчете на месяц в Республике Беларусь составляют для:
- семьи из четырех человек – 119354 руб.;
- мужчины трудоспособного возраста – 141776 руб.;
- женщины трудоспособного возраста – 142208 руб.
Удельные веса основных статей потребительских расходов в МПБ Республики Беларусь приведены в табл. 10.1.
МПБ используется как основополагающий норматив в целом ряде направлений, одним их которых является установление минимума заработной платы.
Минимум заработной платы– социально–экономический норматив, определяющий минимально допустимый уровень денежных средств, выплачиваемых нанимателем работнику простого труда и способных обеспечить простое воспроизводство его рабочей силы.
Установление этого норматива должно опираться на следующие основные методологические принципы:
· минимум заработной платы (МЗП) предназначается работнику, затрачивающему минимум труда;
· МЗП должна быть способной обеспечивать простое воспроизводство работника простого труда;
· МЗП устанавливается с учетом средств других, социализированных выплат (доходов), получаемых семьей;
· МЗП должна пересматриваться при изменении ее объективной базы – минимального потребительского бюджета и соответствовать ему.
Таблица 10.1.
Удельные веса основных статей потребительских расходов в минимальных потребительских бюджетах Беларуси (в ценах марта 2002 г.), %
Социально-демографические группы населения | Питание | Одежда, белье, обувь | Предметы культ.-быт. и хоз. назн. | Предметы санитарии, гигиены, лекарства | Оплата жилья и коммун. услуги | Бытуслуги, транс-порт, связь |
Семья из четырех человек | 55,5 | 19,4 | 6,6 | 2,3 | 6,4 | 6,0 |
Мужчина трудоспособного возраста | 48,8 | 15,2 | 9,6 | 2,4 | 11,3 | 8,4 |
Женщина трудоспособного возраста | 42,9 | 19,7 | 10,2 | 2,4 | 11,2 | 9,3 |
Молодая семья с двумя детьми | 51,9 | 21,4 | 7,3 | 2,4 | 6,6 | 5,0 |
Молодая семья с одним ребенком | 50,2 | 20,8 | 6,1 | 2,2 | 6,1 | 7,4 |
Семья пенсионеров | 50,9 | 17,7 | 7,8 | 2,6 | 9,4 | 10,1 |
Мужчина пенсионер | 48,9 | 13,5 | 11,4 | 3,2 | 14,0 | 7,9 |
Женщина пенсионерка | 43,0 | 18,4 | 12,0 | 3,1 | 14,0 | 8,0 |
Студент | 54,1 | 23,2 | 3,4 | 3,2 | 4,3 | 8,9 |
Студентка | 48,5 | 28,4 | 3,5 | 3,1 | 4,3 | 9,3 |
Важным направлением социальной политики является охрана труда. До настоящего времени в стране не создана система управления охраной труда, соответствующая новым экономическим и трудовым отношениям, отсутствуют экономические механизмы, побуждающие работодателей соблюдать требования по охране труда.
Важную роль при многообразии форм собственности и хозяйствования должны играть социальные гарантии основных прав человека в сфере труда. Экономика требует наряду с целевой поддержкой социально незащищенных групп населения государственных гарантий в определенных областях и в определенном объеме для всего или большинства населения страны. Нормы трудового законодательства (прием и увольнение, продолжительность рабочей недели, порядок предоставления и размер отпусков, регулирование трудовых споров и конфликтов) должны распространяться на всех наемных работников независимо от форм собственности и хозяйствования предприятий и организаций.
Реформы в системе охраны труда должны быть основаны на повышении ответственности работодателей за улучшение условий и охраны труда. Должен быть предусмотрен поэтапный переход от системы льгот и компенсаций работникам за неблагоприятные условия труда к системе, способствующей достижению высокого уровня безопасности труда. Внедряемый при этом экономический механизм будет выполнять две функции: наказания работодателя за необеспечение нормативного состояния условий и охраны труда и поощрения его при существенном улучшении этих показателей.
Система социальных гарантий, кроме названных выше форм, включает в себя также социальные гарантии равного доступа к государственной бесплатной системе образования, к социальным и культурным благам данного общества, к рынкам товаров и услуг, к средствам экологической безопасности.
Политика, основанная на реализации системы социальных гарантий, должна быть научно обоснованной и выверенной. Вышедшие за определенные рамки социальные гарантии могут, с одной стороны, убавлять или даже убивать стимулы социальной, в том числе экономической активности, и множить иждивенчество, а с другой стороны, расширять слои бедных со всеми последствиями этого.