Фонды обеспечения социальных гарантий

Рассказать о системе социального страхования и пенсионного обеспечения в Украине более подробно, чем это сделано в совместном официальном отчете Министерства труда и социальной политики и Пенсионного фонда Украины (см. При­ложение 89), видимо, можно. Но я не буду этого делать. Поэтому любознательным читателям рекомендую ознакомиться с текстом Приложения 89. Кроме того, если вам придется проводить какие-то исследования по системе пенсионного обеспечения, советую посетить сайт www.pension.kiev.ua. Там есть что почерпнуть. Много материалов по социальному обеспечению в Украине содержится на сайте Министерства труда и социальной политики (www.mlsp.gov.ua).

Не хочется мне разводить полемику на страницах этой книги относительно степени совершенства (или несовершенства) и справедливости (или несправедливости) обеспечения социальных гарантий в нашей стране. Оставим это в удел политикам и политэкономам. Сложившаяся система такая, какая она есть. Она в полном объеме отражает состояние экономики страны и отношение власти к народу Украины. Поэтому мы рассмотрим только финансовую сторону данного вопроса:

— источники формирования фондов;

— размеры фондов;

— статьи расходов.

Начну с самого крупного фонда.

Глава 6. Централизованные финансы 155

ПЕНСИОННЫЙ ФОНД УКРАИНЫ

В соответствии с Законом Украины «Про загальнообов'язкове державне пенсійне страхування» (см. Приложение 90) система пенсионного обеспечения в нашей стране состоит из трех уровней1.

Третий уровень — система негосударственного пенсион­ного обеспечения.

О негосударственных пенсионных фондах рассказано в девятой главе (см. также Приложение 79).

Второй уровень — накопительная система общеобяза­тельного государственного пенсионного страхования.

В данном случае речь идет о настоящем страховании, когда размер пенсионных выплат будет иметь четкую зависимость от общей суммы обязательных пенсионных страховых взносов, произведенных вашими работодателями.

По состоянию на середину 2008 года данный уровень в Украине отсутствовал. Проект Закона Украины № 2854 «Про запровадження накопичувальної системи загальнообов'язкового державного пенсійного страхування» был принят ВР только в первом чтении в апреле 2007 года. Предполагается, что источником формирования Накопительного пенсионного фонда будут обязательные отчисления работодателей (порядка 7 % начислений на фонд заработной платы).

Первый уровень — солидарная система общеобязательного государственного пенсионного страхования (ПФУ обеспечивает функционирование именно этого уровня).

Хотя здесь и присутствует слово «страхования», но на стра­хование данный уровень похож мало, поскольку четкой зави­симости между размером обязательных отчислений (страховых взносов) и размером получаемой впоследствии пенсии пока не существует.

По аналогии с государственным бюджетом Пенсионный фонд Украины можно рассматривать, как минимум, в двух ипо­стасях:

— Пенсионный фонд Украины — это централизованный

См. статью 2 Закона (Приложение 90).

156 Финансы.UA

фонд финансовых ресурсов, используемый для обеспечения государственных социальных гарантий;

— Пенсионный фонд Украины — это совокупность денежных отношений, возникающих у государства с юридическими и физическими лицами в связи с формированием и использованием централизованного фонда финансовых ресурсов.

Исходя из практики последних лет, можно выделить три наиболее крупных источника ресурсов, формирующих порядка 80 - 90 % бюджета ПФУ1 (см. табл. 6.4):

1. Обязательные взносы предприятий, учреждений и организаций («начисления» на фонд заработной платы). В данном случае работодатели перечисляют в ПФУ сумму равную 33,2 %2 от фактических расходов на оплату труда работников (в том числе в натуральной форме), подлежащих обложению налогом с доходов физических лиц.

2. Обязательные взносы граждан («удержания» из зарплаты). Объектом налогообложения является сумма доходов в виде заработной платы, других выплат и вознаграждений, начисленных (выплаченных) плательщику в соответствии с условиями трудового или гражданско-правового договора, которые включаются в состав общего облагаемого налогом3 дохода. Отчисления здесь проводятся непосредственно из вашей зарплаты «грязными». Ставка обязательного страхового взноса в процентах к объекту налогообложения составляет 2 % от суммы совокупного налогооблагаемого дохода.

3. Средства Государственного бюджета Украины.

1 Исчерпывающий перечень источников доходов и статей расходов ПФУ вы можете
увидеть из постановлений КМУ об утверждении бюджетов Пенсионного фонда
на 2002 — 2007 годы (см. Приложение 91).

2 Абзац второй п. 1 статьи 4 Закона j\° 400 (см. Приложение 94).

3 Имеется в виду налог с доходов физических лиц.


фонды обеспечения социальных гарантий - student2.ru

оговому учету

Вся литература по бухгалтерскому и наг

http://market.factor.

интернет-магазин



Таблица 6.4

Динамика доходов и расходов ПФУ4

Показатели
Общая сумма доходов ПФУ (млрд грн.) 22,26 25,27 36,18 49,15 70,2 90,35 141,16
В т.ч. платежи работодателей (млрд грн.) 15,11 18,99 23,74 37,17 45,39 57,62 88,1
В т.ч. взносы граждан (млрд грн.) 0,89 1,26 1,58 2,42 3,02 3,63 5,4
В т.ч средства Государственного бюджета Украины (млрд грн.) 1,98 1,85 5,88 6,66 9,4 22,32 34,8
Общая сумма расходов ПФУ (млрд грн.) 21,73 25,27 36,18 65,5 70,2 90,35 141,16
Отношение расходов ПФУ к размеру ВВП Украины (%) 9,6 9,5 10,5 14,8 13,1 12,7 -

'Таблица составлена но данным Приложения 91.

158 Финансы.UA

Из таблицы видно, что бюджет ПФУ в последние годы растет солидными темпами. По информации Счетной палаты1, в 2005 году на одного украинского пенсионера приходилось 2,4 человека работоспособного возраста, а официально работающих — 1,2 (вдвое меньше!). При сохранении существующих тенденций через 15 лет в Украине прогнозируется ситуация, когда на одного работающего будет приходиться один и более пенсионеров2. При таком соотношении говорить о светлом будущем пенсионного обеспечения в нашей стране не приходится. Так что перспектива изменения сроков пенсионного возраста в Украине, думаю, не за горами (60 лет для женщин, 65 — для мужчин). Мера, конечно, непопулярная, но вводить ее, скорее всего, придется. Между прочим, во многих странах и мужчины и женщины получают право на пенсию в одинаковом возрасте — 65 лет (например, в Германии и Канаде).

Наши рекомендации