Задание 2. Рационализация товародвижения спиртных напитков
Анализ полной стоимости в логистике
Цель занятия — приобретение навыков проведения анализа полной стоимости при принятии различных решении в логистике.
Анализ полной стоимости означает учет всех экономических изменений, возникающих при каких-либо изменениях в логистической системе.
Применение анализа полной стоимости означает идентификацию всех затрат в логистической системе и такую их перегруппировку, которая позволит уменьшить суммарные затраты. Анализ полной стоимости первоначально использовался на транспорте для сравнения различных вариантов транспортировки. Впоследствии этот метод стали использовать в профессиональной деятельности логистов всюду, где необходимо сделать выбор из двух и более альтернатив.
Применение анализа полной стоимости предполагает возможность варьирования ценой при поиске решений, т. е. возможность повысить затраты в одной области, если в целом по системе это приведет к экономии.
Образно идею анализа полной стоимости можно представить в виде айсберга, надводная часть которого представляет собой четко просматриваемую цену решения. Полная масса айсберга — это полные затраты, связанные с решением. Увидеть и просчитать "скрытую" стоимость решения, как правило, сложно, так как нередко нужны специальные знания. Особую трудность при этом составляет учет факторов, связанных с косвенными затратами.
Задание 1. Выбор схемы транспортировки нефтепродуктов
Фирма N, занимающаяся организацией и осуществлением экспедирования и перевозок экспортных, импортных и транзитных грузов, заключила контракт на доставку 21 000 т нефтепродуктов от Ачинского нефтеперегонного завода (Красноярский край) на новую нефтебазу, построенную на территории Монголии в г. Тэс-Сомон.
Сеть железных и автомобильных дорог в регионе, схема расположения транспортных предприятий, перевалочных нефтебаз и нефтебаз получателя представлена на рисунке 1. Числами на схеме указаны расстояния между объектами, выраженные в километрах.
Транспортировка осуществляется в два этапа.
Первый этап: железнодорожным транспортом от Ачинска до нефтебаз Минусинска или Абазы. Стоимость доставки нефтепродуктов по железной дороге от Ачинского нефтеперегонного завода до этих нефтебаз является одинаковой, на расчеты влияния не оказывает и не учитывается.
Второй этап: автомобильным транспортом до Тэс-Сомона
Для обеспечения этих поставок фирма N заключает контракты с автотранспортными предприятиями на перевозку и с нефтебазами на перевалку и хранение нефтепродуктов.
В регионе имеются два транспортных предприятия, отвечающие требованиям, предъявляемым к международным автомобильным перевозчикам: первое — в г. Аскиз, второе — в г. Минусинске.
В регионе имеются также две нефтебазы: в г. Абаза и в г. Минусинске, которые являются ближайшими к конечному месту доставки и способны переваливать и хранить необходимый объем нефтепродуктов.
Принять во внимание, что в регионе установлен регулярно действующий маршрут (базовый вариант): нефтепродукты по железной дороге доставляются в нефтебазу Абазы. Далее, на участке Абаза—Улан-Гом перевозка осуществляется силами аскизского АТП. На участке Улан-Гом — Тэс-Сомон работает внутренний транспорт Монголии. Стоимость продвижения 21 000 т нефтепродуктов до Тэс-Сомона по базовому варианту составляет 1 321. 460 долл. США.
Выбрать оптимальную схему транспортировки нефтепродуктов, используя в качестве критерия минимум полных затрат. Предварительно предложить в качестве оптимального отдельный вариант.
Возможные варианты схем транспортировки приведены в табл. 1.
Таблица 1
Варианты схем транспортировки нефтепродуктов
Показатель | Вариант 1 | Вариант 2 | Вариант 3 |
перевалка | через нефтебазу Абазы | через нефтебазу Минусинска | через нефтебазу Минусинска |
перевозчик | Аскизское АТП | Аскизское АТП | Минусинское АТП |
маршрут | Абаза — Улан-Гом — Тэс-Сомон | Минусинск — Кызыл — Тэс-Сомон | Минусинск — Кызыл — Тэс-Сомон |
Методические указания к выполнению задания №1
Выбор схемы транспортировки нефтепродуктов основан на проведении расчетов по разным вариантам. Критерий выбора, как уже отмечалось, - минимум полных затрат.
Расчеты проводят в несколько этапов.
1. Пользуясь данными табл. 2, а также значениями расстояний, указанных на рис. 1, рассчитать стоимость (Стр) транспортировки нефтепродуктов по каждому из вариантов.
Таблица 2
Тарифы за транспортировку нефтепродуктов (Ттр)
Перевозчик | ед. изм. | Размер тарифа |
Аскизское АТП | долл./ткм | 0,06 |
Минусинское АТП | долл./ткм | 0,064 |
Различие в тарифах за перевозку грузов у российских перевозчиков объясняется масштабом деятельности предприятий. Аскизское АТП – крупное автохозяйство, входившее ранее в структуру «Совтрансавто», имеет большое количество автотранспорта. Минусинское АТП располагает меньшим количеством подвижного состава, соответственно, тарифы этого предприятия несколько выше.
Внутренний тариф на перевозки в Монголии (0,09 долл./ткм) существенно выше тарифов российских автотранспортных предприятий, занятых в международных перевозках, в силу отсутствия большегрузного подвижного состава, высокой стоимости топлива, а также ряда других факторов.
Результаты расчета внести в таблицу 4.
2. Рассчитать стоимость подачи транспортных средств под погрузку
(С подачи)
Тариф за подачу транспорта к месту погрузки:
В связи с тем, что местоположение транспортных предприятий и нефтебаз в первом и втором вариантах не совпадают, то возникают расходы, связанные с подачей автомобилей под погрузку. Стоимость подач определяется по формуле (1):
(1)
Здесь L - расстояние между транспортным предприятием и нефтебазой, км;
N – Количество рейсов, необходимых для выполнения заданного объема перевозок. Рассчитывается по формуле (2):
(2)
где Q - общий объем перевозок, равный, по договору, 21000 т;
q – грузоподъемность автомобиля принимается из расчета средней грузоподъемности автопоезда 15 т.
Результаты расчета внести в таблицу 4. 3. Пользуясь данными табл. 3, рассчитать стоимость перевалки нефтепродуктов на нефтебазах.
Таблица 3
Тарифная стоимость перевалки нефтепродуктов
Нефтебаза | Ед. изм. | Размер тарифа |
Абазинская нефтебаза | долл./т | |
Минусинская нефтебаза | долл./т |
Результаты расчета внести в табл. 4
4. Рассчитать полные затраты по трем вариантам схем транспортировки. Расчет выполнить в форме табл. 4.
Таблица 4
Расчет полных затрат по схемам транспортировки нефтепродуктов
№ п/п | Наименование показателя | Вариант 1 | Вариант 2 | Вариант 3 |
Стоимость транспортировки нефтепродуктов | ||||
Стоимость подачи транспортных средств под погрузку | ||||
Стоимость перевалки Нефтепродуктов на нефтебазах | ||||
Итого затрат |
5. Выбрать для реализации вариант схемы нефтепродуктов, отвечающий критерию минимума полных затрат.
6. Сопоставить размер затрат по оптимальному варианту с базовым вариантом транспортировки нефтепродуктов, сформулировать вывод.
После решения задачи необходимо определить преимущества и недостатки представленных вариантов товародвижения. Определить в чем заключается преимущество наилучшего варианта.
Дополнительное задание: изучить карту региона и предложить возможные варианты транспортировки (по маршрутам, использованием различных перевозчиков).
Задание 2. Рационализация товародвижения спиртных напитков
Фирма К осуществляет закупки дорогостоящих спиртных напитков в Молдове и последующую доставку их в Москву.
Первоначальная схема товародвижения напитков приведена на рис. 2.
Более десяти заводов, находящихся в разных районах Молдовы, автотранспортом доставляют напитки в ящиках, по 12 бутылок в каждом, на железнодорожную станцию Кишинева. Промежуточное хранение товара до набора вагонной партии осуществляется в пристанционном складе. Затем происходит загрузка вагонов, прием товара кладовщиками, оформление таможенных документов, передача вагонов железной дороге.
Ж/д тариф Москва
16,8 долл./т Автотариф 5 долл./т
|
Украина |
|
|
Заводы-поставщики
Молдова Россия
Условные обозначения поток грузов под таможенным контролем;
поток внутренних грузов.
Числами на схеме обозначены тарифы за транспортировку на соответствующих этапах, долл. за тонну
Рис. 2. Первоначальная схема товародвижения спиртных напитков
В дальнейшем вагоны направляются в Россию и поступают на один из таможенных складов Москвы. Здесь происходит выгрузка, таможенный досмотр и выдача товара собственнику, т.е. ручная погрузка товара в автомобили и доставка на склад собственника.
Описанная схема транспортировки и хранения груза признана руководством фирмы нерациональной.
Организацией отгрузки продукции из Молдовы занимается кишиневский представитель фирмы, однако никаких складских мощностей фирмы здесь нет. Большое количество поставщиков не позволяет представителю осуществить действительный контроль ассортимента в сформированных вагонных партиях.
Отсутствие накопительного склада фирмы в Кишиневе не позволяет своевременно осуществлять проверку количества бутылок в отдельных ящиках. В результате недовложения (0,5% от размера партии) обнаруживаются лишь в Москве, когда предъявить претензию сложно.
Технологические процессы отгрузки у разных поставщиков различны: часть поставляют ящики с вином в пакетированном виде на поддонах, однако основная масса продукции поступает на склады железной дороги в отдельных ящиках и загружается в вагоны вручную. В результате по всей дальнейшей цепи возникают потери, связанные с необходимостью ручной перевалки грузов, которых фирма также могла бы избежать, создав в Кишиневе собственный склад и организовав там пакетирование грузов.
Созданный в столице страны поставщика склад фирмы позволил бы осуществлять полный контроль количества и качества продукции, формировать ассортимент. Здесь можно было бы пакетировать груз в стандартные грузовые единицы, а также сосредоточить оборотную стеклянную тару и другие расходные материалы и организовать доставку их обратными рейсами на заводы-поставщики.
Нерациональность применяемой схемы заключается также и в том, что по территории России, вплоть до Москвы, груз перевозится по железной дороге под таможенными пломбами по высоким тарифам. Затраты на перевозку можно существенно уменьшить, если окончательный таможенный контроль осуществлять сразу, как только груз попадает на территорию Россию, например, на таможенном складе в Брянске. Перенос таможенных операций в Брянск позволит фирме К ликвидировать автотранспортные перевозки по Москве по маршруту: таможенный склад – склад фирмы, так как последний имеет подъездной железнодорожный путь, что позволяет подавать вагоны из Брянска непосредственно к складу фирмы.
Перед службой логистики фирмы поставлена задача разработки проекта логистической системы, позволяющего ликвидировать перечисленные выше недостатки (рис. 3).
Москва
|
|
Заводы-
поставщики
Молдова Россия
Условные обозначения: поток грузов под таможенным контролем;
поток внутренних грузов.
Числами на схеме обозначены тарифы за транспортировку на соответствующих этапах, долл. за тонну.
Рис. 3. Предлагаемая схема товародвижения спиртных напитков.