Финансовая основа осуществления местного самоуправления
Конституцией РФ предусмотрены следующие условия осуществления полномочий местными органами местного самоуправления:
· четкое разграничение компетенции между уровнями публичной власти, наделение органов местного самоуправления правами в сфере местных финансов;
- независимое формирование, утверждение и исполнение местных бюджетов, установление местных налогов и иных взносов;
- завершение формирования финансово-экономической базы местного самоуправления в рамках системы налогообложения и бюджетных реформ;
- улучшение системы бюджетного и налогового регулирования, прежде всего посредством:
— перераспределения средств, выделенных из федерального бюджета для консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, обеспечения финансовой независимости муниципальных образований для решения проблем, относящихся к их компетенции;
— выработки принципов взаимодействия между государственными органами власти и местными органами, включая взаимодействие при осуществлении определенных государственных полномочий, переданных местным органам;
— установления минимальных государственных социальных стандартов как основы расчетов при осуществлении межбюджетных отношений;
- активное формирование муниципальной собственности как важного компонента финансово-экономической базы местного самоуправления;
- развитие рынка недвижимости;
- проведение инвестиционной политики, обеспечивающей привлечение доходов населения и ориентированной на участие представителей малого и среднего бизнеса.
Механизмом решения вышеперечисленных проблем должно быть установление такого бюджетного и налогового регулирования, которое обеспечивает формирование минимальных местных бюджетов и создает условия для оптимизации базы налогообложения муниципальных образований.
При упоминании основных финансово-бюджетных проблем местного самоуправления, указанных в "Основных положениях государственной политики..." важно отметить, что подобные проблемы существуют на протяжении многих лет. Несмотря на некоторые изменения в практике принятия федеральных законов, бюджеты муниципальных образований все еще несбалансированны и бедны. Между тем во всех странах, имеющих местное самоуправление, местные органы самоуправления играют решающую роль в достижении социального консенсуса, экономического благосостояния и стабильного развития не только в пределах подотчетной им территории, но и в стране в целом. Для этой цели местные органы должны обладать необходимыми финансовыми ресурсами.
Все страны — члены Совета Европы сталкиваются в настоящее время с проблемой выбора соответствующего баланса контроля и сокращения государственных расходов, с одной стороны, и предоставления большей финансовой самодостаточности местным органам — с другой. Таким образом, они изыскивают возможности справедливого распределения средств на всех уровнях государственного управления.
Не существует универсальной модели в области местных финансов и местного бюджета, применимой для всех европейских стран. Каждая модель характерна своими нуждами и решениями. Тем не менее ст. 9 Европейского закона о местном самоуправлении (принятого и действующего в России с 1 сентября 1998 г.) предусматривает некоторые общие принципы, касающиеся финансовых ресурсов, выделенных местным органам. Она гласит, что в рамках государственной экономической политики в соответствующей стране местные органы имеют право обладать достаточными собственными финансовыми ресурсами, которыми они могут свободно распоряжаться в пределах своих полномочий. Такие финансовые ресурсы должны отвечать объему полномочий, возложенных на местные органы, в соответствии с конституцией и действующим законодательством.
Федеральное законодательство, регулирующее общие организационные принципы и финансовую базу местного самоуправления в Российской Федерации, провозгласило принципы оказания финансовой поддержки в исполнении обязательств, возложенных на местные органы; но как региональные, так и федеральные органы власти ими пренебрегают.
Контрольные вопросы
1. Что лежит в основе финансово-экономической деятельности местного самоуправления?
- Как формируется финансовая база органов местного самоуправления?
Какие принципы обеспечивают эффективную систему денежных поступлений
Мировой опыт государственного регулирования регионального развития | Проблемы региональной экономики в странах мира: общее и особенное. Сравнительный анализ региональной экономической политики по разным странам мира. Институты регулирования регионального развития в мировой экономике. Правовые основы и макро, микро инструменты региональной политики. Проблемные регионы в мировой экономике и программы регионального развития. Возможность использования мирового опыта в Республике Казахстан |
Степень развития ГРЭ. его цели, инструментарий, интенсивность заметно различаются в отдельных странах и группах стран.
В силу ряда причин наиболее развитый механизм ГРЭ сложился в некоторых странах Западной Европы (во Франции, ФРГ, Нидерландах, Скандинавских государствах, Австрии, Испании), Японии, ряде быстро развивающихся стран Азии и Латинской Америки. В США, Канаде, Австралии, где не было социально-экономических потрясений, аналогичных последствиям Второй мировой войны, возникновению лагеря социализма, а затем распаду его, и где частный капитал обладал особенно сильными позициями, ГРЭ развито слабее. Тем не менее оно и в этих странах играет заметную роль, особенно в периоды ухудшения конъюнктуры, высоких показателей безработицы и инфляции, при решении структурных проблем.
Представление о масштабах ГРЭ дает доля ВВП, перераспределяемая через совокупный бюджет и внебюджетные фонды. Эта доля в середине 90-х гг. в Японии и США составляла от 35% до 40%, в Германии. Франции, Италии и Канаде - около 50%, а в Швеции - свыше 60%. Несмотря на заметные различия в доле перераспределяемого государством ВВП, рынок в каждой из этих стран играет первостепенную роль, а ГРЭ лишь дополняет рыночное саморегулирование. Государственное регулирование не нарушает действия рыночного механизма и не отрицает частной собственности, что особенно нужно учитывать в странах с переходной экономикой.
Роль государства в экономике страны характеризует и такой показатель, как доля государственной собственности. В настоящее время в государственном секторе стран Европейского союза работают более 10% всех занятых, на него приходится примерно 12,5% вновь созданной стоимости и почти 20% капиталовложений (без сельского хозяйства). Примерно 30% всех занятых в финансовой сфере работают в государственных финансовых учреждениях.
Государственное регулирование экономики особенно важную роль играет в развивающихся странах, форсирующих создание независимой экономики, в бывших социалистических странах, осуществляющих переход от планового хозяйства на базе государственной собственности к рыночному механизму, основанному на частной собственности на средства производства.
5. Национальные модели организации хозяйства, основанные на уровне экономического развития, исторических, культурных, бытовых традициях
Кроме деления экономических систем по типам, в каждой системе существуют еще и свои национальные модели организации хозяйства, свойственные данной стране и основанные на уровне экономического развития, исторических, культурных, бытовых традициях.
Японская модель характеризуется определенным отставанием уровня жизни населения от роста производительности труда. За счет этого достигается снижение себестоимости продукции, повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке. С целью поощрения предпринимательской активности не принимаются серьезные меры по контролю за имущественным расслоением. Существование такой модели возможно при исключительно высоком развитии национального самосознания, приоритете интересов нации над интересами конкретного человека, готовности населения идти на определенные материальные жертвы ради благосостояния страны. Шведская модель отличается сильной социальной политикой, направленной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Главным содержанием данной модели является сохранение основных средств производства в частном владении при отторжении от капитала права распоряжения доходами.
Доля государственных расходов находится на уровне 70% ВВП, причем более половины из них направляется на социальные цели. Естественно, это возможно только в условиях высокой нормы налогообложения.
Германская модель экономики исходит из того, что в центре преобразований находится человек с его интересами как свободная личность, сознающая свою ответственность перед обществом.
Выполняя определенные функции, человек извлекает пользу для себя, для семьи и своей социальной группы. Функцией государства является обеспечение хорошо отлаженной конкуренции. Наибольшее внимание при этом уделяется мелким и средним предприятиям.
Американская модель построена на всемерном поощрении предпринимательской активности, "обогащении" наиболее активной части населения. Для уменьшения социальной напряженности малообеспеченным группам населения гарантируется приемлемый уровень жизни за счет частичного перераспределения национального дохода. Эта модель основана на социально-культурных особенностях нации - массовой ориентации на достижение личного успеха.
В Соединенных Штатах большая часть ресурсов распределяется при помощи рынков, на которых отдельные лица и частные фирмы осуществляют торговые сделки с другими лицами или фирмами. Однако в экономике США, как и в других странах со смешанной экономикой, большую роль играют государственные органы власти и управления. Они устанавливают правовые нормы, покупают на рынках товары и услуги (от скрепок для бумаги до авианосцев), производят некоторые виды услуг (обеспечивают обороноспособность и осуществляют широкомасштабные трансфертные платежи, как, например, выплаты пособий по социальному обеспечению). Финансируя себя посредством налогов и займов, государственные структуры оказывают огромное влияние на цены, процентные ставки и производство. Профессор Гарвардской школы бизнеса Дж.Лодж рассматривает две концепции, относящиеся к взаимоотношениям государства (правительства) и бизнеса (рынка) в современной экономике. Первую он называет индивидуалистической, вторую - коммунитарной.
В индивидуалистической концепции роль правительства ограничена. Главная цель его деятельности состоит в защите различных форм собственности, в обеспечении выполнения соглашений и поддержании открытости рынка с тем, чтобы конкуренция между фирмами была максимально активной и свободной. По существу правительство отдельно от бизнеса и оно должно вмешиваться лишь тогда, когда это требуется для сохранения здоровья и безопасности нации. Чаще всего вмешательство связано с кризисными ситуациями и зависит от них (от эпидемий, загрязнения окружающей среды, экономических кризисов, войн и т.д.). Такой процесс должен быть временным и исключением из правил. Цели и направление деятельности правительства обусловливаются приоритетами, определяемыми правительством. В случае принятия индивидуалистической концепции общество с подозрением относится к правительству, беспокоится по поводу централизации власти и не хочет позволять правительству осуществлять планирование, особенно долгосрочное.
Коммунитарная концепция предусматривает иную роль правительства: оно должно быть авторитетно и властно, порой авторитарно. Его функция - выявить потребности населения на долгосрочную и краткосрочную перспективы, позаботиться об удовлетворении этих потребностей своими силами или привлечением других структур. Оно формирует мировоззрение общества, определяет и гарантирует права и обязанности его членов, играет главную роль в создании (часто в навязывании) консенсуса в поддержку того направления, в котором, по мнению правительства, общество должно развиваться. Формирование консенсуса часто требует того или иного принуждения, выражающегося в централизации или в децентрализации, т.е. осуществляется либо сверху вниз, либо снизу вверх (Экономика США сложилась более всего как индивидуалистическая, Японии - коммунитарная. Для экономики Германии присущ больший коммунитаризм, чем для экономики Великобритании, но меньший, чем для Японии. Франция являет собой сложное сочетание, при котором президент - сторонник коммунитарных отношений и премьер-министр более тяготеющий к индивидуалистическим отношениям в 80-х гг. успешно делили власть, добиваясь эффективных результатов в экономике).
Авторы многих популярных книг по экономике подчеркивают также, что во многих странах, включая США, вопрос об оптимальном уровне государственного вмешательства является причиной длительной напряженной полемики. Однако еще раз хотелось бы заметить, что современная "капиталистическая" экономика представляет собой смешанную систему, в которой государственный и частный секторы взаимодействуют друг с другом как неотъемлемые части. Экономическая система фактически не является ни государственной, ни частной, а включает как бы смесь обоих факторов.
Глоссарий
Адаптация – процесс приспособления человека или организации к существующим или изменяющимся условиям.
Аксикреация – (лат. Axio - ценность, creation – сотворение ) – система мер по сотворению, выращиванию, возникновению у человека и организации новых ценностей или восстановление, регенерация, переосмысление жизни.
Альтернатива – необходимость единственного выбора между взаимоисключающими возможностями.
Арбитраж – рассмотрение спорных дел посредником (судом), назначаемым по соглашению сторон.
Риск - это вероятность возникновения потерь, убытков, недопоступлений планируемых доходов, прибыли.
Этатизм – активное вмешательство государства
Агрегирование - укрупнение экономических показателей посредством объединения их в единую группу. Осуществляется путем суммирования, группировки или других способов сведения частных показателей в обобщенные.
Анализ ситуации - изучение параметров управляемого объекта, внешних условий и конкретной ситуации его функционирования при разработке или реализации управленческого решения.
Инвестиции - долгосрочные вложения капитала в предприятия разных отраслей, предпринимательские проекты, социально-экономические программы, инновационные проекты.
Инновации - нововведения в области техники, технологии, организации труда и управления, основанные на использовании достижений науки и передового опыта, а также использование этих новшеств в разных областях и сферах деятельности.
Информационная технология - комплекс методов и технических средств получения,
Конкуренция - состязание между производителями (продавцами) товаров, а в общем - между любыми экономическими рыночными субъектами; борьба за рынки сбыта товаров с целью получения более высоких доходов, прибыли, других выгод. Конкуренция представляет собой цивилизованную, легализованную форму борьбы за существование и один из наиболее действенных механизмов отбора и регулирования в рыночной экономике.
Критерий выбора - показатель, на основе которого производится сравнение альтернатив и выбор оптимального решения.
Мониторинг - составная часть управления, представляющая собой непрерывное наблюдение за экономическими объектами, анализ их деятельности.
Норма управляемости - число работников, непосредственно подчиненных одному руководителю.
Обратная связь - реакция получателя на принятое сообщение, доведенная до отправителя, средство повышения эффективности процесса коммуникации.
Стратегия - долговременные, наиболее принципиальные, важные установки,
планы, намерения правительства, администрации регионов, руководства предприятий в отношении производства, доходов и расходов, бюджета налогов, капиталовложений, цен, социальной защиты.
Тенденция - выявленные в результате анализа наблюдаемые устойчивые отношения, свойства, признаки, присущие системе; направленность процессов.
Технократия - подход к экономическим процессам и явлениям с чисто технических позиций, без учета социально-экономических факторов и экономических последствий принимаемых технических решений.
Технология управления - последовательность выполнения взаимосвязанных операций по преобразованию предмета управленческого труда (информации) в продукт - управленческое решение.
Тренд - направленность изменения показателей, определяемая путем обработки отчетных, статистических данных и установления на этой основе тенденций их изменения.
Управление - сознательное целенаправленное воздействие на людей и экономические субъекты, осуществляемое с целью направления их действий и получения желаемых результатов.
Управленческий потенциал - совокупность всех ресурсов, которыми располагает и которые использует система управления.
Целевое управление - управление, ориентированное на конкретный результат.
Административный центр сельского поселения, муниципального района — населенный пункт, в котором находится представительный орган соответствующего муниципального образования.
Бюджетные услуги (применительно к муниципальному управлению) — муниципальные услуги, финансирование которых полностью или частично осуществляется из средств местного бюджета.
Власть — способность и возможность воздействовать определенными средствами на деятельность и поведение людей.
Градообразующая сфера — совокупность предприятий и организаций, расположенных на территории поселения, продукция которых в основной части реализуется за его пределами в рамках территориального разделения труда.
Градостроительный регламент — совокупность установленных правилами землепользования и застройки параметров и видов использования земельных участков и иных объектов недвижимости в городских и сельских поселениях.
Инфраструктура поселения — комплекс сооружений и коммуникаций, обеспечивающий функционирование и устойчивое развитие поселения. Подразделяется на инженерную, транспортную и социальную инфраструктуру.
Маркетинг территории муниципального образования — деятельность органов местного самоуправления по привлечению инвестиций на территорию муниципального образования путем наиболее полного раскрытия его инвестиционного потенциала.
Местное самоуправление — форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения.
Органы местного самоуправления - выборные и иные органы, наделенные полномочиями по решению вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти.
Правила землепользования и застройки — нормативные правовые акты органов местного самоуправления, регулирующие использование и изменения объектов недвижимости на территории поселений.
Расходные обязательства (муниципального образования) — обусловленная законом или иным нормативным актом, договором или соглашением обязанность муниципального образования предоставлять средства местного бюджета физическим или юридическим лицам, органам государственной власти и иным субъектам.
Регулирование — функция муниципального управления, направленная на поддержание внутренней стабильности, устранение отклонений в тех процессах, которые определяют условия функционирования муниципального образования, его целостность.
Ресурсы муниципальной экономики — совокупность тех материальных, природных, социальных и духовных сил, которые могут быть использованы в процессе создания товаров, услуг в системе муниципальной экономики.
Самоуправление — это единство самоорганизации, самодеятельности, саморегуляции, самоконтроля, способ коллективного существования объединения людей.
Сервитут — право ограниченного пользования чужим земельным участком.
Субвенция — бюджетные средства, предоставляемые местному бюджету из бюджетов других уровней на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление определенных целевых расходов.
Субсидия — бюджетные средства, предоставляемые местному бюджету на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.
Территориальная зона — часть территории поселения, которая характеризуется особым правовым режимом использования земельных участков.
Территориальное общественное самоуправление — самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.
Целевая комплексная программа социально-экономического развития муниципального хозяйства — это адресный документ, в котором сбалансирован по ресурсам, исполнителям и срокам завершения полный комплекс научно-исследовательских, социальных, экономических, организационно-хозяйственных, производственно технических и других мероприятий, направленных на решение одной или нескольких народнохозяйственных проблем.
Территориальная зона — часть территории поселения, которая характеризуется особым правовым режимом использования земельных участков.
Территориальное общественное самоуправление — самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.
Антиинфляционная программа - один из методов регулирования денежно - кредитных отношений и инструмент борьбы с инфляцией. Она применяется, когда другие меры воздействия на экономику оказываются неэффективными.
Антимонопольная политика государства - одно из направлений ГРЭ, представляет собой комплекс мероприятий направленных на формирование нормальной конкурентной среды.
Внешнеэкономическая политика - совокупность действий властных органов по определению места страны в системе МРТ (мирового разделения труда), по определению целевых показателей в этой области и принятия соответствующих мер по достижению намеченных целей.
Государство – это политическая форма организации жизни общества, которая складывается как результат возникновения и деятельности публичной власти
Государственная социальная политика - это действия государства в социальной сфере, преследующие определенные цели, соотнесенные с конкретно-историческими обстоятельствами, подкрепленные необходимыми организационными и пропагандистскими усилиями, финансовыми ресурсами и рассчитанные на определенные этапные социальные результаты.
Дефицит – убыток, превышение расходов над доходами
Денежно-кредитная политика - составная часть экономической политики государства, направленная на борьбу с инфляцией, поддержание курса национальной валюты, нормальных финансовых условий функционирования рынка.
Инвестиции – денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли или достижения иного полезного эффекта.
Иностранные инвестиции – все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемых иностранными инвесторами в объекты предпринимательской и других видов деятельности с целью получения прибыли.
Импорт – ввоз товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности на таможенную территорию страны из-за границы без обязательства об обратном вывозе.
Инфраструктура – в масштабах экономики – совокупность отраслей национального хозяйства, обеспечивающих общие условия функционирования экономики и жизнедеятельности фирмы.
Занятость — это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая, как правило, им заработок (трудовой договор).
Конкурентоспособность – совокупность потребительских свойств товара, продукции, услуг, характеризующих их отличие в лучшую строну от того, что предлагают конкуренты.
Конкуренция – борьба между товаропроизводителями за более выгодные условия производства и сбыта товаров, за получение наивысшей прибыли.
Методология управления – совокупность методов, применяемых в управлении.
Методы управления – определяются характером воздействия, который обусловлен диалектическим взаимодействием целей организующего воздействия на объект управления, спецификой деятельности и средств, используемых для ее управления.
Малые предприятия – предприятия всех организационно – правовых форм, как вновь созданные, так и действующие, со среднесписочной численностью работающих не превышающей 200 человек.
Профицит – превышение доходов над расходами.
Предпринимательство - это особая система хозяйствования, основанная на специфической рисковой и инновационной деятельности, которая может охватывать или воспроизводство в целом, или какую-то отдельную стадию: производство, обмен, распределение, потребление.
Приватизация – передача государственного или муниципального имущества (земельных участков, промышленных предприятий, банков и других финансовых учреждений, средств транспорта, связи и т.п.) за плату или безвозмездно в собственность отдельных лиц или коллективов.
Прямые инвестиции – капитальные вложения непосредственно в производство какой-либо продукции, включающие покупку, создание или расширение фондов предприятия.
Персонал – коллектив работников или совокупность лиц, осуществляющих трудовые функции на основе трудового договора.
Планирование как функция управления – обосновывает и определяет направления деятельности системы управления экономическим субъектом на всех уровнях иерархии, определяет цели, задачи и меры по их осуществлению.
Регион – это часть территории, обладающая общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий. В экономической и географической литературе регионами называют самые различные территории, объединенные какими-либо общими чертами: группы стран, территории страны, охватывающие несколько экономических районов, экономические районы, области, края, республики и их группы.
Региональное управление — целевые действия, направленные на сбалансирование условий деятельности регионов и их результатов, повышение эффективности использования совокупных региональных ресурсов и возможностей, создание условий для повышения эффективности деятельности отдельных регионов.
Регулирование экономики – целенаправленные процессы, обеспечивающие поддержание или изменение экономических явлений и их связей.
Разгосударствление экономики – уменьшение функций государства в управлении экономическими объектами, которое сопровождается приватизацией части государственной собственности.
Социальная защита - это система, призванная обеспечивать определенный уровень доступа к жизненно необходимым благам и определенный уровень благосостояния граждан, которые в силу неблагоприятных обстоятельств (старость, состояние здоровья, потеря кормильца или работы) не могут быть экономически активными и обеспечивать себя доходами путем участия в достойно оплачиваемом труде
Стабилизация экономики – торможение экономического спада, поддержание показателей экономики на определенном уровне.
Субъекты социальной политики - это граждане и социальные группы, а также представляющие их институты, организации и органы власти, реально, активно взаимодействующие в социальной сфере, т.е. формирующие, предъявляющие и отстаивающие интересы граждан и социальных групп в этой сфере.
Стратегия - долговременные, наиболее принципиальные, важные установки, планы, намерения правительства, администрации регионов, руководства предприятий в отношении производства, доходов и расходов, бюджета налогов, капиталовложений, цен, социальной защиты
Система управления – совокупность элементов, функционирование которых обеспечивает эффективную деятельность, направленную на достижение целей.
Социальная политика – политика, направленная на достижение нормального существования всех граждан общества.
Управление – сознательное целенаправленное воздействие на людей и экономических субъектов, осуществляемое с целью направления их действий и получения желательного результата.
Экономика – это реальный базис, на котором возвышается политическая надстройка, и которому соответствуют определенные формы общественного сознания
Государство – это политическая форма организации жизни общества, которая складывается как результат возникновения и деятельности публичной власти
Предпринимательство - это особая система хозяйствования, основанная на специфической рисковой и инновационной деятельности, которая может охватывать или воспроизводство в целом, или какую-то отдельную стадию: производство, обмен, распределение, потребление.
Государственная социальная политика - это действия государства в социальной сфере, преследующие определенные цели, соотнесенные с конкретно-историческими обстоятельствами, подкрепленные необходимыми организационными и пропагандистскими усилиями, финансовыми ресурсами и рассчитанные на определенные этапные социальные результаты.
Субъекты социальной политики - это граждане и социальные группы, а также представляющие их институты, организации и органы власти, активно взаимодействующие в социальной сфере, т.е. формирующие, предъявляющие и отстаивающие интересы граждан и социальных групп в этой сфере.
Региональное управление — целевые действия, направленные на сбалансирование условий деятельности регионов и их результатов, повышение эффективности использования совокупных региональных ресурсов и возможностей, создание условий для повышения эффективности деятельности отдельных регионов.
Социальная защита - это система, призванная обеспечивать определенный уровень доступа к жизненно необходимым благам и определенный уровень благосостояния граждан, которые в силу неблагоприятных обстоятельств (старость, состояние здоровья, потеря кормильца или работы) не могут быть экономически активными и обеспечивать себя доходами путем участия в достойно оплачиваемом труде
Занятость — это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая, как правило, им заработок (трудовой договор).
Методология управления – совокупность методов, применяемых в управлении.
Методы управления – определяются характером воздействия, который обусловлен диалектическим взаимодействием целей организующего воздействия на объект управления, спецификой деятельности и средств, используемых для ее управления.
Регулирование экономики – целенаправленные процессы, обеспечивающие поддержание или изменение экономических явлений и их связей.
Стабилизация экономики – торможение экономического спада, поддержание показателей экономики на определенном уровне.
Планирование как функция управления – обосновывает и определяет направления деятельности системы управления экономическим субъектом на всех уровнях иерархии, определяет цели, задачи и меры по их осуществлению.
Разгосударствление экономики – уменьшение функций государства в управлении экономическими объектами, которое сопровождается приватизацией части государственной собственности.
Приватизация – передача государственного или муниципального имущества (земельных участков, промышленных предприятий, банков и других финансовых учреждений, средств транспорта, связи и т.п.) за плату или безвозмездно в собственность отдельных лиц или коллективов.
Система управления – совокупность элементов, функционирование которых обеспечивает эффективную деятельность, направленную на достижение целей.
Социальная политика – политика, направленная на достижение нормального существования всех граждан общества.
Методология — учение о структуре, логике, методах и средствах деятельности, позволяющее реализовать все процессы управления функционированием и развитием организации с использованием единой концепции менеджмента.
Механизм управления (менеджмента) — совокупность средств воздействия на деятельность людей. К средствам управления относятся интересы, ценности, мотивы, установки, опасения, приоритеты, стимулы. Условия жизнедеятельности формируют управленческие отношения, направленные на успех и эффективность деятельности и основанные на использовании средств управления.
Основные функции управления — виды деятельности, отражающие содержательную сферу воздействия на объект управления, к которым относятся: предвидение, планирование, организация, контроль, координация, регулирование, мотивирование.
Парадигма — ключевая идея, лежащая в основе концепции, исходная позиция (понятие, модель) в постановке проблем, их объяснения и решения.
Принцип — основное правило, в соответствии с которым осуществляется деятельность, достигается успех, разрабатываются и принимаются решения, решаются проблемы, достигаются цели.
Система управления — совокупность звеньев и связей между звеньями, позволяющих разрабатывать, принимать и реализовывать управленческие решения по функционированию и развитию организации.
Субъект управления — звено или часть системы управления, являющаяся источником воздействия на объект управления.
Технология управления - комбинация и последовательность операций, ранжированных и выбираемых менеджером по критериям эффективности воздействия на объект управления. В рамках одного процесса управления могут использоваться разнообразные комбинации операций и последовательностей их выполнения. Они укладываются в общее содержание процесса управления и вместе с тем отражают специфические условия достижения эффективности управления, экономии времени, использования ресурсов.