Макроэкономическая политика при фиксированном валютном курсе
Экономическая политика, направленная на достижение только внутреннего равновесия (обычно через регулирование совокупного спроса), лишь в исключительных случаях одновременно приводит и к внешнему равновесию. Аналогичная ситуация складывается при обособленном регулировании внешнего равновесия. Поэтому задача одновременного достижения внешнего и внутреннего баланса ставится как отдельная и поддается решению обычно с большим трудом.
В ходе анализа проблемы внутреннего и внешнего равновесия был выработан фундаментальный принцип разработки и проведения экономической политики: для достижения двух независимых целей - внутреннего баланса (желательный объем выпуска при естественном уровне безработицы и низкой или нулевой инфляции) и внешнего баланса (сальдо платежного или торгового баланса равно нулю) требуются по крайней мере два независимых инструмента экономической политики. Соответственно, для достижения трех целей экономической политики должны быть использованы три инструмента и так далее.
В работах Р. Манделла было показано, что использование инструментов кредитно-денежной и бюджетно-налоговой политики позволяет одновременно достичь двух целей - внешнего и внутреннего равновесия при условии, что модель допускает международное передвижение капитала.
Теоретический аспект проблемы внутреннего и внешнего равновесия часто рассматривается с использованием несколько модифицированной модели IS-LM путем добавления к ней третьей кривой BP, показывающей равновесие платежного баланса.
Рассмотрим один из вариантов такого подхода, который довольно часто используется для решения задачи одновременного достижения внутреннего и внешнего баланса в условиях, когда правительство поддерживает фиксированный валютный курс. Графическое представление данного подхода предполагает, что на осях координат непосредственно заданы два основных инструмента политики, используемые для решения двух поставленных задач (внутреннее и внешнее равновесие): уровень государственных расходов (G) и ставка процента (R).
На рисунке 1 кривая ВВ представляет собой набор сочетаний объемов государственных расходов (G) и значений ставки процента (R), соответствующих поддержанию внешнего баланса, то есть ситуации, когда сальдо платежного баланса равно нулю (ВР=0).
Положительный наклон кривой объясняется следующим образом. Пусть в начальной точке Е достигнут внутренний и внешний баланс. Повышение государственных расходов (G) будет отражено движением вправо от точки Е, например до точки А. Результатом станет рост дохода, а вместе с ним и увеличение импорта, что вызовет дефицит торгового баланса (здесь рассматриваются лишь краткосрочные последствия фискальной политики и не затрагивается влияние последующего изменения валютных резервов на предложение денег). Теперь для устранения возникшего дефицита платежного баланса (ВР<0) правительство должно принять меры, которые способствовали бы достижению положительного сальдо счета движения капитала. Этого можно добиться с помощью ограничительной денежной политики: возросшая ставка процента привлечет в страну иностранный капитал . Рост процентной ставки (движение из точки А в точку С на рис. 18.1) должен быть достаточен для того, чтобы положительное сальдо счета движения капитала компенсировало дефицит по счету текущих операций и возвратило сальдо платежного баланса к нулю (в точке С на кривой ВВ). Такое сочетание изменений G и R для сохранения внешнего равновесия объясняет положительный наклон кривой ВВ Все точки, лежащие ниже и правее кривой ВВ. отражают состояние дефицита платежного баланса (ВР<0). Сдвиг от кривой ВВ в этом направлении соответствует расширительной фискальной (вправо вдоль оси G) или монетарной (вниз вдоль оси R) политике, а значит, существует либо отрицательное сальдо счета текущих операций при повышении государственных расходов дохода и импорта, либо дефицит счета движения капитала при снижении ставки процента.
Любая точка левее и выше кривой ВВ отражает состояние положительного сальдо платежного баланса (ВР>0), возникающее вследствие жесткой фискальной и денежной политики: сальдо капитального счета может быть положительным из-за высокой ставки процента (вверх от кривой ВВ вдоль оси R), счет текущих операций улучшится при снижении G, уровня дохода и импорта (влево от кривой ВВ вдоль оси G).
Рассмотрим графическое представление внутреннего баланса (рис.2), то есть состояния полной занятости, потенциального объема выпуска и отсутствия инфляции. Пусть в точке Е достигается как внешнее, так и внутреннее равновесие. Если правительство повысит расходы G, то доход, согласно кейнсианской теории, будет расти с мультипликативным эффектом. Движение из точки Е в точку А, отражающее этот рост, означает перемещение из точки равновесия в зону излишнего спроса, где повышенный доход (выше уровня, соответствующего полной занятости) создает инфляционное давление. Теперь для восстановления внутреннего равновесия необходимо уменьшить размер денежной массы, поднимая R, чтобы сократить спрос. На графике это представлено движением из точки А в точку D, где доход возвращается к уровню при полной занятости ресурсов и восстанавливается внутреннее равновесие.
Таким образом, набор сочетаний G и R, поддерживающих внутреннее равновесие, дает нам кривую YY с положительным наклоном. Все точки справа и ниже этой кривой находятся в зоне избыточного спроса (вследствие роста государственных расходов G или удешевления денег R). Точки слева и выше кривой YY находятся в зоне избыточного предложения (безработица), что объясняется сокращением G (уменьшение спроса) и повышением R.
Крутизна кривой ВВ зависит от степени мобильности капитала: чем более подвижен капитал, тем меньший рост R, вызывающий приток капитала, требуется для финансирования дефицита счета текущих операций, то есть кривая ВВ будет более пологой, и наоборот.
На практике оказывается, что даже при относительно низкой мобильности капитала кривая ВВ не может быть круче кривой YY. Чтобы представить это, рассмотрим движение из точки Е к точке D, обусловленное фискальным расширением и жесткой денежной политикой, рассчитанное таким образом, чтобы сохранить доход на уровне полной занятости. Положение линии ВВ относительно кривой YY можно определить, выяснив, является ли точка D точкой дефицита или излишка платежного баланса. Поскольку уровень дохода в точке D остается тем же, что и в точке Е (обе точки расположены на кривой внутреннего равновесия), то импорт, а следовательно, и торговый баланс не изменятся. Однако ставка процента в точке D выше, чем в точке Е, следовательно, приток капитала в страну приведет, при прочих равных, к положительному сальдо счета движения капитала и. соответственно, платежного баланса в целом. Значит, точка D находится в зоне положительного сальдо платежного баланса, то есть выше кривой ВВ. Это подтверждает наше предположение о том, что кривая YY круче кривой ВВ.
Описанные способы достижения внутреннего и внешнего равновесия показывают, что определенное сочетание фискальной и монетарной политики позволяет поддерживать как внутренний, так и внешний баланс. Дальнейшая задача состоит в том, чтобы определить степень воздействия фискальной и монетарной политики на внутренний и внешний баланс. Р. Манделл и М.Флеминг обнаружили, что кредитно-денежная и бюджетно-налоговая политика оказывают различное относительное воздействие на внутреннее и внешнее равновесие. Они показали, что при фиксированном обменном курсе монетарная политика имеет сравнительное преимущество в регулировании платежного баланса, а фискальная - в регулировании внутреннего равновесия (через воздействие на совокупный спрос), то есть фактически имеется два инструмента политики для реализации двух целей.
Действительно, в условиях фиксированного валютного курса логично предположить, что монетарная политика в большей степени связана с проблемами внешнего баланса. Как известно, когда Центральный Банк связан в своих действиях необходимостью поддерживать определенный уровень обменного курса, колебания денежной массы часто бывают вызваны именно решением этой задачи, независимо от того, соответствуют эти колебания потребностям внутренней политики или нет.
Для простоты представим все коммерческие банки и Центральный Банк страны как единый банк, в котором сконцентрированы все иностранные активы и пассивы, а денежное предложение представлено наличностью и депозитами. В пассиве баланса такого гипотетического банка будут находиться все компоненты предложения денег (обычно агрегат М2), а в активе - чистые иностранные активы банковской системы (активы минус пассивы, то есть фактически активы, которыми мы располагаем после погашения требований к нам иностранцев) и чистые внутренние активы (или чистый внутренний кредит правительству, фирмам, домашним хозяйствам). Чистые иностранные активы будут соответствовать валютным резервам страны, которые меняются в зависимости от необходимости корректировки платежного баланса. Тогда из условия равенства активов и пассивов можно записать: М = Res +DC, то есть предложение денег (обязательства банковской системы) равно сумме валютных резервов (чистых иностранных активов) и внутреннего кредита банковской системы, а значит, предложение денег зависит как от внутренних, так и от внешних факторов.
Изменение денежной массы можно представить как ∆M = = ∆Res +∆DC, где ∆Res будет соответствовать дефициту или излишку платежного баланса. Необходимость восстановления внешнего баланса и, соответственно, поддержания обменного курса потребует продажи или покупки иностранных активов, то есть сокращения или увеличения резервов. Но, продавая резервы, Центральный Банк одновременно изымает из обращения часть денег, а покупая иностранные активы, пополняет объем предложения денег. Таким образом, в условиях фиксированного валютного курса М является эндогенной переменной, подверженной прежде всего влиянию возникающего дефицита или излишка платежного баланса (то есть влиянию возникающих тенденций к снижению или повышению обменного курса). В этом случае при составлении прогнозов развития экономики потребность в деньгах определяется исходя из плановых (целевых) показателей экономического роста и инфляции, а предложение денег связывается с объемом чистых иностранных активов и внутреннего кредита. Объем чистых иностранных активов устанавливается в соответствии с прогнозами состояния платежного баланса, а объем внутреннего кредита определяется по остаточному принципу и распределяется между правительством и частным сектором (для необходимой корректировки величины внутреннего кредита частному сектору используются все три известных инструмента денежной политики).
На графике (рис.2) относительные преимущества монетарной политики в регулировании внешнего баланса обнаруживаются следующим образом: требуется сравнительно небольшое изменение ставки процента для перемещения внешнего равновесия из точки Е в точку С и значительное изменение R для движения внутреннего равновесия из точки Е в точку D при одинаковом изменении G. Аналогичные рассуждения можно провести и для сравнения изменения государственных расходов для восстановления внешнего и внутреннего равновесия при одинаковом изменении ставки процента. Фискальная политика будет оказывать более сильное влияние на внутренний баланс. Если экономика находится в точке К, то для восстановления внутреннего равновесия потребуется небольшое изменение G (перемещение из точки К в точку L, рис. 2), тогда как для восстановления внешнего равновесия потребуется значительное увеличение G ( движение из точки К в точку С).
Эффективность бюджетно-налоговой политики при фиксированном обменном курсе прямо связана с мобильностью капитала. Рост государственных расходов приводит к повышению ставки процента (занимая средства на фондовом рынке, государство сокращает ту денежную массу, которая обслуживает частный сектор), что стимулирует приток капитала из-за рубежа. При высокой мобильности капитала дефицит торгового баланса, связанный с ростом G, практически перекрывается положительным сальдо счета движения капитала, и ЦБ, для погашения возникающей тенденции к росту обменного курса, вынужден скупать иностранную валюту и выбрасывать в обращение национальную, увеличивая таким образом предложение денег. Это создает, наряду с ростом государственных расходов, дополнительный стимул к расширению дохода. Таким образом, при фиксированном курсе фискальная политика в отличие от денежной может успешно воздействовать на уровень дохода и, соответственно, на внутреннее равновесие, причем степень воздействия расширяется с увеличением мобильности капитала.
Рис.3
На рисунке 3 можно выделить четыре сектора, характеризующиеся определенным сочетанием состояний внешнего и внутреннего равновесия. Зона I соответствует дефициту платежного баланса (ВР<0) и избыточному спросу, что сопровождается инфляцией (п). Зона II соответствует дефициту платежного баланса (ВР<0) и избыточному предложению, которое сопряжено с безработицей (и). Зона III соответствует положительному сальдо платежного баланса (ВР>0) и избыточному предложению (и). Наконец, зона IV указывает на положительное сальдо платежного баланса и избыточный спрос (п). На основе данного графика можно составить представление относительно правильного выбора направлений и инструментов экономической политики в целях приближения к полному равновесию (точка Е).
Выберем точку Н в секторе I, где наблюдается дефицит платежного баланса и высокая инфляция. Достижение общего равновесия в точке Е требует как снижения государственных расходов для преодоления инфляции, так и роста ставки процента для выравнивания платежного баланса. На графике это соответствует движению влево вверх от точки Н. Аналогичная проблема в ситуации, когда состояние экономики находится в точке А, треюует ужесточения фискальной политики без изменения ставки процента, поскольку ее уровень в точке А соответствует равновесному в точке Е.
Рассмотренная модель показывает, что сравнительное преимущество денежной политики при фиксированном валютном курсе связано с поддержанием внешнего баланса, а фискальной - с поддержанием внутреннего равновесия. Это правило называют принципом классификации эффективного рынка Мандела.
7. Макроэкономическая политика при плавающем валютном курсе.
В условиях плавающего обменного курса денежная и бюджетно-налоговая политика имеют совершенно иные результаты по сравнению с ситуацией при фиксированном курсе. Теперь правильное решение проблемы распределения ролей имеет обратное выражение: бюджетно-налоговая политика приобретает большую значимость для торгового, а значит, и платежного баланса по сравнению с денежной политикой, и именно ею следует пользоваться для достижения внешнего баланса; внутренний баланс становится предметом регулирования для денежной политики.
Если при фиксированном курсе внутренняя денежная политика была «связана» необходимостью поддерживать обменный курс, то теперь она освобождается от этой задачи и может более эффективно использоваться для решения внутренних проблем.
Так, расширение предложения денег снижает процентные ставки и ведет к росту расходов. Как известно, увеличение расходов стимулирует рост импорта и ухудшает торговый баланс. Дефициту платежного баланса способствует и отток капитала вследствие снижения процентной ставки. Но при гибком курсе дефицит не будет сохраняться. Рост импорта и отток капитала увеличивают спрос на иностранную валюту, а национальная валюта обесценивается. Это обесценение усиливает конкурентоспособность наших экспортеров, что ведет к улучшению торгового баланса. Рост экспорта означает рост спроса на продукцию нашей страны, что еще более усиливает экономический подъем, вызванный первоначальным увеличением денежной массы.
Таким образом, денежная политика оказывает значительное влияние на внутренний доход, как непосредственно через рост предложения денег, так и опосредованно - через снижение обменного курса и увеличение экспорта. Подвижность капитала имеет значение постольку, поскольку сказывается на величине оттока капитала, а следовательно, на степени обесценения национальной валюты. Однако, вспоминая о сложном передаточном механизме денежной политики, можно предположить, что ее положительное воздействие на объем выпуска будет опосредовано в большей степени внешним миром, нежели внутренними стимулами расширения производства (снижением ставки процента), то есть рост спроса на отечественную продукцию в значительной мере будет происходить за счет увеличения спроса на наш экспорт на фоне оттока капитала из страны и обесценения валюты. Поэтому в целом положительное воздействие денежной политики на внутренний баланс будет довольно специфическим.
Оценка эффективности бюджетно-налоговой политики при плавающем валютном курсе оказывается более сложной. Рост государственных расходов, как известно, воздействует на внутреннее и внешнее равновесие по двум направлениям: через доход и через ставку процента. Рост дохода (через эффект мультипликатора) увеличивает импорт, ухудшает торговый баланс и понижает курс национальной валюты. Тот же рост государственных расходов означает, что правительство увеличивает заимствования, что ведет к повышению процентных ставок. Более высокие ставки стимулируют приток капитала из-за рубежа, что повышает курс национальной валюты и улучшает счет движения капитала. Итоговый результат будет зависеть от степени мобильности капитала.
При низкой мобильности капитала будет преобладать первый канал влияния бюджетной экспансии - через доход. Незначительный приток капитала не сможет компенсировать дефицит торгового баланса, а значит, и падение валютного курса. Удешевление национальной валюты создаст благоприятные условия для роста экспорта, что позволит ликвидировать дефицит платежного баланса. Рост экспорта дополнит положительное влияние бюджетного расширения на объем внутреннего производства
Однако по мере увеличения подвижности капитала влияние капитального счета на платежный баланс и валютный курс будет нарастать. При высокой подвижности капитала вызванная его притоком тенденция к повышению курса валюты будет преобладать. Это приведет к снижению экспорта и еще большему дефициту торгового баланса. Значительный приток капитала позволит компенсировать этот дефицит и уравновесит платежный баланс в целом. Но итоговое воздействие бюджетной экспансии на объем выпуска окажется практически нулевым вследствие мощного эффекта вытеснения — частных инвестиций через повышенную ставку процента и экспорта через рост обменного курса.
Таким образом, в отличие от однозначно положительного воздействия на внутренний доход денежной политики, бюджетно-налоговая оказывается эффективной лишь при малой подвижности капитала, что подтверждает наше предположение об ином распределении ролей при проведении экономической политики в условиях плавающего курса.
Подводя итог, мы можем оценить относительную эффективность денежной и бюджетно-налоговой политики в плане их воздействия на объем выпуска при одновременном сохранении внешнего баланса. Как известно, при фиксированном курсе внутренняя монетарная политика оказывается практически «парализованной» и эффект может дать лишь бюджетно-налоговая, причем тем больший, чем выше мобильность капитала". При плавающем курсе на внутренний объем производства несомненно положительно влияет денежная политика вне зависимости от мобильности капитала, тогда как последствия бюджетной политики могут быть неоднозначными.
Стандартная модель внутреннего и внешнего равновесия, основанная на принципе «распределения ролей», с небольшими модификациями использовалась многими странами, проводившими стабилизационную политику и структурную перестройку с помощью займов МВФ.
При отсутствии законченной количественной модели экономики страны, с помощью которой можно было бы определить значение всех инструментов экономической политики для обеспечения любого возможного комплекса целей, экономическую политику обычно проводят поэтапно, увязывая отдельные инструменты с конкретными целями. Стандартная модель внутреннего и внешнего баланса может содержать, например, три цели и три инструмента (как и делалось в программах МВФ). Согласно такой модели бюджетно-налоговая политика увязывается с внутренним балансом, реальный валютный курс - со счетом текущих операций, а денежная политика - с объемом резервов иностранной валюты. В данном случае цель «внешний баланс» делится на две составляющие - счет текущих операций и уровень валютных резервов. При этом используются три правила:
1) если инфляция слишком высока, следует уменьшить бюджетный дефицит (первичный дефицит);
2) если велик дефицит счета текущих операций, необходимо понижение реального обменного курса;
3) если резервы иностранной валюты слишком малы или сокращаются слишком быстро, следует ужесточить денежную политику.
Такая увязка целей и инструментов берется в виде основы (исходя из сравнительных преимуществ той или иной политики в достижении определенных целей в конкретных условиях), хотя, разумеется, каждый инструмент экономической политики будет в той или иной степени затрагивать все цели.
Во многих случаях внутренний баланс оценивается уровнем инфляции в стране в связи с остротой этой проблемы в период перестройки экономики. В этих условиях ужесточение бюджетной политики является одним из центральных моментов программ макроэкономической корректировки для многих стран. Эта же мера требуется и для сокращения задолженности до устойчивого уровня. Под ужесточением фискальной политики понимается обычно сокращение внутреннего спроса или снижение инфляционного налога в финансировании дефицита.
Если при существующих валютных курсах бюджетная и денежная политики, обеспечивающие внутренний и внешний баланс, допускают большой дефицит счета текущих операций, то для решения этой проблемы требуется снижение реального валютного курса. Этого можно добиться с помощью номинальной девальвации и последующего ужесточения бюджетной политики с целью ослабления инфляционных последствий. Это позволит превратить номинальную девальвацию в реальную. Если же в краткосрочном периоде номинальная девальвация дестабилизирует счет движения капитала, то возникает необходимость во временном ужесточении денежной политики для поддержания внешнего баланса.
Вопросы для самопроверки
1 Каковы критерии отнесения страны к малой открытой экономике? Выполняются ли они для РБ?
2 Какие факторы влияют на состояние платежного баланса страны?
3 Как меняется модель доходы-расходы в открытой экономике?
4 Какие факторы определяют мобильность капитала? Какова предположительно степень мобильности капитала в РБ?
5 В каком случае проведение активной стабилизационной фискальной политики в открытой экономике неэффективно?
6 В каком случае центральный банк в открытой экономике не может проводить самостоятельную денежно-кредитную политику?
Тесты
1) Проанализируйте, каким образом следующие изменения отразятся на кривой равновесия платежного баланса при отсутствии мобильности капитала:
a) рост цен за рубежом,
b) повышение мировой ставки процента,
c) падение выпуска за рубежом.
2) Что произойдет с текущим счетом, счетом движения капитала, реальным и номинальном обменным курсом в каждом из следующих случаев:
a) Неуверенность потребителей в будущем вынуждает их меньше расходовать и больше сберегать.
b) Рост доходов приводит к тому, что все больше потребителей предпочитают импортные стройматериалы и мебель отечественным.
c) Введение банкоматов для выдачи наличных денег сокращает спрос на деньги.
3) Подтвердите или опровергните следующее утверждение, пояснив ответ с помощью диаграмм IS-LM-BP:
a) «Фискальная политика не может привести к увеличению реального выпуска, если проводится в условиях фиксированного обменного курса и абсолютной мобильности капитала»
b) «В условиях фиксированного обменного курса стимулирующая кредитно-денежная политика приводит к истощению валютных резервов Центрального банка».
c) «В условиях плавающего валютного курса и абсолютной мобильности капитала стимулирующая фискальная политика будет приводить к вытеснению чистого экспорта»;
d) «В условиях фиксированного валютного курса и абсолютной мобильности капитала стимулирующая фискальная политика способствует увеличению профицита счета товаров и услуг платежного баланса».
Литература
10 Макроэкономика: учебное пособие /А.В.Бондарь, В.А.Воробьев и др. – Мн.: БГЭУ, 2007. – 415 с.
11 Макроэкономика: учебное пособие /И.В.Новикова, А.П.Морова и др. – Мн.: Акад.упр.при Президенте РБ. 2006. – 343 с.
12 Макроэкономика: учебное пособие / под ред. В.А.Воробьева. – Мн.: БГЭУ, 2009. – 270с.
Асс. Сукач О.