Подходы к оценке программ, проектов развития территории
Оценка – это исследование происходящих процессов в объекте управления с целью выявления основных тенденций и закономерностей развития и последующее их сравнение по установленной шкале оценочных параметров (индикаторов) с запланированным результатом.
Оценочные исследования – это систематическое применение процедуры специальных исследований для оценки концепции, проекта, применения и полезности программ общественного развития.
Оценка – это экспертиза программы, проекта, направленная на анализ работы программ, произведенного ими эффекта, и сравнение этих результатов с определенными критериями; это анализ, по итогам которого выносится суждение о качестве программы и разрабатывается рекомендация на будущее.
Оценка программ необходима по ряду причин:
-она позволяет повысить эффективность и качество программ и проектов путем анализа как положительного, так и отрицательного опыта;
-дает возможность более рационально использовать ограниченные ресурсы;
-позволяет повысить ответственность лиц, разрабатывающих и реализующих программу;
-имеет важную роль для научно-исследовательской работы для более полного понимания взаимосвязей в экономике.
Отечественные подходы к оценке планов, программ, проектов городского развития:
1. Разработан Леонтьевским центром по заданию фонда Евразия: методика оценки результативности стратегического планирования. Данная методика позволяет оценить качество стратегического планирования и выявить пути его совершенствования. Для этого задается набор признаков (критериев), которым должны соответствовать как сам стратегический план, так и процесс стратегического планирования. Результативность страт. планирования определяется как вектор из следующих составляющих: Процесс стратегического планирования; Содержание стратегического плана; Оформление и продвижение стратегического плана; Результативность процесса реализации плана. Процесс стратегического планирования оценивается по совокупности следующих элементов: профессионализм участников; вовлеченность местного сообщества;
устойчивость сформированной системы стратегического планирования, а также нацеленность на реализацию. Совокупная оценка основывается на сопоставлении реального процесса с модельным процессом СП, который отражается в перечне критериев и показателей оценочного листа. Для каждого показателя выставляется бальная оценка (max 5 баллов), а затем баллы умножаются на весовой коэффициент, отражающий относительную значимость данного компонента для общего результата. Взвешенная сумма бальных оценок дает оценку составляющей.
2. Разработана институтом экономики города: методика оценки муниципальных программ социально-экономического развития. Включает в себя: определение целей проведения оценки; планирование оценки; сбор данных; анализ данных; подготовка отчета; информирование о результатах оценки. В начале на этапе определения целей формируются и согласовываются вопросы оценки. Они могут быть следующими:
-на сколько содержание программы соответствует интересам городского сообщества и потребностям развития города;
-выполнены ли все мероприятия, предусмотренные программой;
-каковы фактические результаты программы и как они соотносятся с ее целями;
-как соотносятся средства, потраченные на выполнение программы с полученным эффектом.
Вопросы оценки определяют параметры оценки: конкретные направления оценочных исследований различных элементов программы, экспертиза которых позволяет судить об успеваемости программы в соответствии с имеющимся заданием по оценке. В качестве параметров оценки могут выступать: результативность программы, эффективность механизма реализации, социально-экономический эффект и т.д. Параметры должны быть развернуты в систему индикаторов – количественные показатели, которые позволяют измерить параметры оценки.
Индикатор должен обладать следующими признаками: измеряемость; обоснованность; однозначность; устойчивость; доступность.
Структура муниципальной программы СЭР
Возможные вопросы оценки | Параметры оценки | Критерии успеха программы | Средства измерения |
Выполнение программы | Соблюдение плана работ, качество выполнения | Условия, при которых можно считать все запланированные действия выполненными | - определение индикаторов; - определение источника информации; - выбор методов сбора информации; - определение периодичности - определение целевого значения индикатора в случае успеха программы; |
Результативность программы | Достижение поставленных в программе задач | Условия, при которых программу можно считать завершенной, а задачи выполненными | |
Эффективность программы | Соотношение результатов с затраченными ресурсами | Условия, при которых соотношение ресурсов и затрат можно считать оправданным и экономически выгодным | |
Влияние программы на социально-экономическое развитие МО | Позитивное или негативное воздействие | Условия, при которых социально-экономическое положение улучшилось под воздействием программы |
Оценку можно проводить на различных этапах реализации программы. Во время реализации программы проводят промежуточную оценку для анализа первичных результатов и корректировки программы в случае необходимости. После завершения программы проводят обобщенную оценку для анализа результатов учета недостатков и преимуществ.
Выводы
1) Не смотря на то, что в основе рассмотрения методик лежат общие принципы, подходы и методы различаются. Первая методика ориентирована на оценку более масштабных планов, а вторая позволяет оценить более конкретные программы и проекты;
2) Оценка программы это не только научные исследования, но и инструмент планирования и управления, повышающий качество управленческого решения;
3) Необходимо включать элемент оценки в процедуру разработки планов и программ;
4) Желательно доведение результатов оценки не только до всех структур гор. администрации, но и до населения.