Валютная политика и валютное регулирование. Инструменты валютного регулирования
Важнейшая задача валютной политики — способствовать обеспечению положительного сальдо платежного баланса и оптимального уровня курса рубля.
Валютная политика в России менялась за последние пятнадцать лет неоднократно и прошла ряд этапов (основным критерием построения периодизации валютной политики нами выбран режим курса национальной валюты):
1) период множественности обменных курсов рубля: ноябрь 1989 г. - середина 1992 г. Существовала сильно дифференцированная система валютных коэффициентов для отдельных внешнеторговых операций;
2) период свободного плавания валютного курса: весна 1992 г. — весна 1994 г. Валютный курс определялся только рынком без существенного вмешательства Банка России;
3) период регулируемого плавания валютного курса: весна 1994 г. — июль 1995 г. Курс определялся действиями Банка России на валютном рынке;
4) валютный коридор; июль 1995 г. — август 1998 г. Устанавливались границы колебаний курса рубля, за которые курс не мог выходить. В августе 1998 года произошел валютный кризис, и валютный коридор был отменен. Причина валютного кризиса — завышенный курс рубля, импорт был очень выгоден и подавлял отечественное производство;
5) период регулируемого плавания валютного курса: август 1998 г. — по настоящее время. Фактически Банк России полностью контролирует ситуацию на валютном рынке, определяет курсовую политику. Это возможно еще и потому, что золотовалютные резервы Банка России сейчас составляют примерно 60 млрд. долларов.
Валютная политика реализуется посредством механизма валютного регулирования.
Валютное регулирование представляет собой деятельность государственных органов власти, реализуемую посредством законодательных, административных, экономических и организационных мер, направленную на решение государственных задач по поддержанию устойчивого долгосрочного внешнего равновесия и подчиненную цели обеспечения экономического роста.
Регулирование валютных отношений включает несколько уровней:
1) уровень частных предприятий, в первую очередь национальные и международные банки и корпорации, которые располагают большими валютными ресурсами и активно участвуют в валютных операциях;
2) государственный уровень (Министерство финансов, Центральный банк, органы валютного контроля);
3) межгосударственный уровень.
Валютное регулирование предполагает принятие управленческих решений. Любое решение-это выбор альтернативы. Процесс валютного регулирования предполагает поиск наиболее оптимальных альтернатив. Для этого целесообразно ориентироваться на определенную систему приоритетов. Понятие «приоритет»предполагает не только первенство во времени осуществлении какой-либо деятельности, но и выбор оптимального варианта на основе имеющихся альтернатив.
Во-первых, валютная политика является частью макроэкономической политики, поэтому ее цель производна от общей цели макроэкономической политики. Достижение устойчивых темпов экономического роста — вот наша основная цель и главный приоритет. Эта проблема сейчас наиболее актуальна. В частности, Президентом России была поставлена задача о необходимости повышения темпов экономического роста.
Второй приоритет валютного регулирования — это построение такой валютной системы, которая бы способствовала обеспечению положительного сальдо платежного баланса, устойчивого внешнего равновесия всей экономической системы.
Третий приоритет валютного регулирования — это необходимость разработки такой курсовой политики, которая, с одной стороны, обеспечила бы конкурентоспособность национальной экономики, с другой стороны — сдерживала инфляцию спроса.
Четвертый приоритет валютного регулирования — это необходимость достижения максимального уровня золотовалютного резерва (ЗВР), который бы позволил обеспечить выполнение задач в сфере как курсовое, так и долговой политики.
Пятый приоритет валютного регулирования — это необходимость установления экономически обоснованных параметров роста денежной массы, которые в настоящее время определяются валютной политикой.
Шестой приоритет валютного регулирования — необходимость снижения валютного бремени государства для обеспечения его долгосрочной финансовой безопасности.
Седьмой приоритет валютного регулирования — уменьшение утечки капиталов, превращение нефтедолларового потока в инвестиционный.
Для реализации системы приоритетов используется комбинация инструментов валютного регулирования.
Инструменты регулирования валютного курса— это те рычаги, посредством которых государство регулирует валютные отношения.
Инструменты регулирования валютного курса можно разделить на две большие группы: административные инструменты и рыночные инструменты.
К административным инструментамвалютного регулирования в России мы относим обязательную продажу на внутреннем валютном рынке валютной выручки экспортерами (50 %), а также целый ряд законодательно закрепленных валютных ограничений.
Чем выше доля обязательной продажи валютной выручки экспортерами, тем выше предложение иностранной валюты на валютном рын-ке. Изменяя процент обязательной продажи валютной выручки экспортерами, Центральный банк может оказывать влияние на курс национальной валюты.
Валютное регулирование может осуществляться и путем введения ряда ограничений на проведение валютных операций. Валютные ог-раничения могут быть по текущим операциям и по операциям, связанным с движением капитала. Валютные ограничения могут различаться и в зависимости от принадлежности субъекта валютных отношений к резидентам или нерезидентам страны. Важнейшим валютным ограничением является установление Центральным банком РФ лимитов открытой валютной позиции для уполномоченных коммерческих банков. Открытая валютная позиция представляет собой несовпадение между имеющимися у коммерческого банка активами (валютой) и обязательствами (долгами банка) в иностранной валюте. С помощью этих лимитов Банк России может регулировать операции уполномоченных банков на валютном рынке.
К другой группе относятся рыночные инструментывалютного регулирования. К рыночным инструментам регулирования валютного курса мы относим инструменты прямого регулирования и инструменты косвенного регулирования.
Инструменты прямого регулирования оказывают непосредственное, прямое влияние на величину спроса и предложения на инвалюту на валютном рынке, курс национальной валюты.
К инструментам прямого валютного регулирования мы относим валютные интервенции и дисконтную политику.
Целью валютной интервенции является, как правило, поддержание курса национальной валюты. Банк России, когда спрос на доллары превышает предложение, может продать часть долларов из своего запаса на валютном рынке, чтобы удержать курс рубля от падения. Валютные интервенции не только оказывают прямое влияние на курс национальной валюты, они также непосредственно приводят к увеличению или уменьшению денежной массы страны. Покупая доллары за рубли, Банк России увеличивает рублевую денежную массу в обращении и наоборот.
Важным инструментом прямого валютного регулирования является также дисконтная политика. Дисконтная политика основана на регулировании процентных ставок. В развитых странах более высокая процентная ставка привлекает капиталы из-за рубежа, увеличивает предложение иностранной валюты на национальном валютном рынке, укрепляет курс национальной валюты. В России, несмотря на высокие процентные ставки, иностранцы все-таки не спешат вкладывать свои капиталы. Причина — большая инфляция в России (около 10—15 % в год, а за рубежом до 10 %) и относительно высокие риски таких вложений.
Наряду с инструментами прямого регулирования используются и косвенные инструменты валютного регулирования. Косвенные инструменты в отличие от инструментов прямого регулирования валютного курса позволяют лишь косвенно, посредством макроэкономических факторов, оказывать влияние на валютный курс.
Инструменты косвенного регулирования оказывают влияние на изменения денежной массы, уровня инфляции, процентной ставки, а через них уже на потоки спроса и предложения на валюту и валютный курс.
Валютный контроль.
В соответствии с Законом РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций.
Основными направлениями валютного контроля являются:
1. Определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешения;
2. Проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации;
3. Проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;
4. Проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте Российской Федерации.
Валютный контрольв Российской Федерации осуществляется органами валютного контроля и их агентами.
Органами валютного контроляв Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации, а также правительство Российской Федерации в соответствии с законами Российской Федерации.
Агентами валютного контроляявляются организации, которые в соответствии с законодательными актами Российской Федерации могут осуществлять функции валютного контроля. Агенты валютного контроля подотчетны соответствующим органам валютного контроля.
Уполномоченные банки являются агентами валютного контроля, подотчетными Центральному банку Российской Федерации.
Основным видом валютных операций на валютном рынке являются экспортно-импортные операции.
Контроль экспортно-импортных операций осуществляется на основании инструкции Центрального банка РФ от 13 октября 1999 г. «О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров» и инструкции Центрального банка РФ от 4 октября 2000 г. «О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью оплаты резидентами импортируемых товаров».
Порядокосуществления валютного контроля при экспортных операциях состоит в следующем.
Базовым документом валютного контроля является паспорт сделки (ПС), который оформляется экспортером в уполномоченном банке и содержит все необходимые сведения о внешнеэкономической сделке. Паспорт сделки оформляется по каждому заключенному экспортером контракту в двух экземплярах. Для этого экспортер представляет в банк оригинал или заверенную копию контракта.
После подписания паспорта сделки экспортер принимает на себя ответственность за полное соответствие данных паспорта сделки условиям контракта и отражение в полном объеме и в установленные сроки экспортной выручки на транзитном валютном счете.
Банк проверяет представленные документы с точки зрения законности предусмотренных контрактом валютных операций, наличия в контракте условий, предусматривающих зачисление валютной выручки на транзитный счет и другие обстоятельства.
Первый экземпляр паспорта сделки возвращается экспортеру, а второй служит основанием для открытия банком досье, т.е. специальной подборки документов по контролю за поступлением валютной выручки от экспортера. Досье формируется по каждому паспорту сделки.
На основании паспорта сделки банк формирует также ведомость банковского контроля, где отражаются сведения об операциях по контракту, включающие сведения о движении товаров и о платежах.
На базе вышеуказанной ведомости банк в автоматическом режиме с использованием программного комплекса формирует и предоставляет в территориальное управление Банка России отчет об операциях по экспортным контрактам. В отчет включаются сведения по всем паспортам сделок, находящимся под таможенно-банковским контролем. Вместе с отчетом в территориальные учреждения Банка России направляются и электронные копии ведомостей банковского контроля.
При поступлении на транзитный валютный счет экспортера валютной выручки в банке происходит сопоставление, сверка предполагаемой валютной выручки и фактически поступившей.
Значительная доля злоупотреблений, связанных с неполным поступлением экспортной выручки, объясняется недостатками в системе оценки количества, качества и цены экспортных товаров. Нередко российские экспортеры умышленно или по незнанию конъюнктуры рынка занижают цены на экспортируемые товары, продают их по демпинговым ценам. В результате Россия недополучает огромном количестве иностранной валюты.
В целях организации эффективного механизма контроля за своевременным и полным поступлением валютных средств от экспортных операций с 1 января 1996 г. введена единая система обязательной экспортной оценки количества, качества и цены экспортируемых товаров.
Работу по экспертизе проводят специализированные российские и иностранные организации. Решение о допуске этих организаций к экспертной оценке принимает комиссия правительства Российской Федерации по вопросам экспертной оценки количества, качества и цены экспортных товаров. Эта комиссия утверждает перечень конкретных видов экспортируемых товаров, по которым планируется проведение экспертной оценки, а также осуществляет контроль за деятельностью экспертных организаций.
Все участники внешнеэкономической деятельности независимо от их организационно-правовых форм обязаны представлять экспортируемые товары для экспертной оценки количества, качества и цены. В подтверждение проведенной экспертизы они получают соответствующие сертификаты, которые являются обязательными товаросопроводительными документами экспортируемых товаров. В течение семи дней экспортер обязан перевести с транзитного счета и продать 50 % валовой выручки на межбанковской бирже по текущему курсу.
Порядок осуществления валютного контроля за импортными операциями во многом схож с контролем за экспортной валютной выручкой, хотя имеются и определенные особенности.
Каждый импортер обязан обеспечить ввоз в Российскую Федерацию товара, эквивалентного по стоимости уплаченным за него денежным средствам в иностранной валюте. В случае непоставки товара он должен обеспечить возврат указанных средств, ранее переведенных по импортному контракту иностранной стороне, в сроки, установленные контрактом, но не позднее 180 календарных дней с даты перевода, если иное не разрешено Банком России.
Оплата импортируемого товара может осуществляться только со счета импортера и только банком импортера и (или) банком-корреспондентом, действующим по его поручению.
По каждому заключенному импортером контракту оформляется в двух экземплярах паспорт импортной сделки. Он подписывается уполномоченным банком, где открыт текущий валютный счет импортера и который осуществляет расчеты по данному контракту.
Одновременно с паспортом сделки импортер представляет в банк оригинал или заверенную копию контракта, на основании которого был составлен паспорт импортной сделки.
С представлением в банк паспорта сделки импортер принимает на себя ответственность перед органами и агентами валютного контроля за полное соответствие сведений, приведенных в паспорте сделки, условиям контракта, за поступление в Российскую Федерацию импортных товаров в установленные сроки или за возврат суммы предоплаты. После проверки и подписания банком паспорта сделки первый экземпляр возвращается импортеру, а второй помещается в досье. С подписанием паспорта сделки банк принимает контракт на расчетное обслуживание и возлагает на себя обязательство по выполнению функции контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары. Банк импортера производит платежи по импортному контракту, открытие импортных аккредитивов и выдачу банковских гарантий оплаты только при наличии подписанного паспорта импортной сделки.
Оплата импортируемых товаров до их отгрузки в Россию (предоплата) возможна в одном из следующих случаев:
1. При выдаче банком гарантии валютного контроля;
2. При непревышении суммы предоплаты предельной суммы, разрешенной Банком России;
3. При наличии разрешения Банка России. Как правило, Банк России выдает такие разрешения только в исключительных случаях при импортных закупках по решениям правительства Российской Федерации.
Для получения гарантии валютного контроля импортер извещает банк о способах обеспечения исполнения контракта, в том числе своевременности и полноты поставки товаров или возврата суммы, переведенной в качестве предоплаты. Достаточность и надежность обеспечения своевременной и полной поставки товаров или возврата средств оцениваются банком импортера самостоятельно на свой страх и риск. В случае принятия решения о выдаче гарантии валютного контроля банк несет перед государством в лице органов валютного контроля солидарную с импортером финансовую ответственность.
Процесс валютного регулирования происходит непрерывно. Центральный банк РФ и правительство РФ должны оперативно реагировать на возникающие трудности и корректировать ход данного процесса.