Кейнсианский и монетаристский подход к кредитно-денежной политике государства
Основные положения кредитно-денежной политики | |
Кейнсианская концепция: 1. Рыночная экономика – неустойчивая система, поэтому нуждается в постоянном регулировании. 2. Главным в монетарной политике является уровень процентной ставки, поскольку именно он определяет изменения в совокупном спросе. 3. Основное теоретическое положение, на котором базируется кейнсианская концепция, GNP = C+I+G+X 4. Кейнсианцы признают, что между предложением денег и номинальнымGNPсвязь очень тесная. Но в то же время при значительном наращивании денежного предложения может возникнуть ситуация, когда процентная ставка опускается до такого низкого значения, что перестает на это реагировать. И вся цепочка причинно-следственных связей рвется. 5. Кейнсианцы монетарную политику считают менее действенным средством, чем налогово-бюджетную. | Монетаристская концепция: 1. Рыночная экономика – внутренне устойчивая система, а все негативные моменты – это результат вмешательства правительства в экономику. 2. Главным в монетарной политике является рост предложения денег, т.к. именно от него зависит объем совокупного спроса. 3. Основное теоретическое положение, на котором базируется монетаристская концепция, М = GNP / V, при этом считают, что скорость обращения денег V постоянна, отсюда прямая и непосредственная (а не через ставку процента) зависимость объема ВНП от массы денег в обращении. 4. М. Фридмен дает следующее объяснение механизма этой зависимости: люди привыкают к определенному соотношению активов в своем «портфеле», при увеличении денежного предложения это соотношение нарушается, и, чтобы восстановить его, люди начинают покупать любые реальные и финансовые активы, совокупный спрос возрастает и это приводит к росту ВНП. 5. М. Фридмен сформулировал свое монетарное правило, согласно которому оптимален постоянный ежегодный рост денежной массы в пределах 3–5%. 6. Монетарная политика считается столь мощным средством, что предлагается государственное вмешательство ограничить поддержкой этого роста. |
Современные теоретические модели монетарной политики представляют собой синтез разных подходов к воздействию кредитно-денежных инструментов. При этом в долгосрочной политике преобладает монетаристский подход. Вместе с тем в целях быстрого маневрирования государство не отказывается и от воздействия на процентную ставку.
Вопрос 4.
Как правило, государство, проводя политику воздействия на экономику в целях ее роста, не может ограничиться только монетарными либо только бюджетно-налоговыми мерами. Неизбежно возникает их сложное взаимодействие, особенно в случае когда фискальная политика вызывает дефицит государственного бюджета. Для его покрытия, если подходить чисто формально, возможны следующие варианты:
1. Эмиссия денег. Без соответствующего обеспечения товарной массой она неизбежно приводит к инфляции. По этой причине денежная эмиссия как средство покрытия дефицита госбюджета используется только в экстремальных ситуациях (война, начальный период перехода от тоталитарных режимов к рыночной экономике и т.п.).
2. Заимствования из резервного фонда ЦБ. Эта мера по своим инфляционным последствиям аналогична прямой эмиссии, с той лишь разницей, что выпущенную в обращение денежную наличность труднее сократить, в то время как заимствованные средства предполагается со временем вновь вернуть в резервный фонд. Этот способ практиковался в России в переходный период примерно до 1995 года (ЦБ кредитовал Правительство под 10% годовых, в то время как уровень учетной ставки превышал 100%). От этого способа кредитования отказались как раз по причине его высокой инфляционности.
3. Заимствования у банков, иных финансовых институтов и у населения. При этом возможны две разновидности:
· прямые кредиты коммерческих банков под залог государственной собственности (это было одним из способов продажи госсобственности: например, так был продан пакет акций «Норильского никеля»);
· заимствования с использованием государственных краткосрочных долговых обязательств (ГКО, ОФСЗ и т.п.).
Кейнсианцы, исходя из своего постулата о первичности спроса, полагают, что расширение государственных расходов (даже при условии образования дефицита госбюджета) с учетом мультипликационного эффекта приведет к расширению производства и сокращению безработицы, но не к инфляции. Между тем механизм взаимодействия фискальной политики и вызванной ею пассивной монетарной политики сложнее; образуется целая цепочка причинно-следственных связей между разными макроэкономическими агрегатами.
Если предположить, что все эмитированные Казначейством ценные бумаги покупаются только центральным банком (средствами резервного фонда), то в таком случае у последнего останется меньше средств для операций на открытом рынке. Предложение облигаций начнет превышать спрос на них, цены облигаций начнут падать, а их доходность – расти. В результате банковская ставка тоже повысится, и это приведет к сокращению частных инвестиций.
Негативное воздействие этой цепочки следствий еще сильнее, если в покупку государственных краткосрочных обязательств вовлекается население. В этом случае государство начинает конкурировать с частными инвесторами в попытках получить средства из одного и того же источника – сбережений домохозяйств. Расширение государственных расходов без повышения предложения денег происходит, таким образом, частично за счет сокращения частных инвестиций. В итоге результативность дискреционной фискальной политики может оказаться полностью нейтрализованной.
Правительство, осуществляющее фискальную политику, конечно, это знает. С целью не допустить повышения процентной ставки оно постарается оказать давление на центральный банк, побуждая его расширить одновременно покупки ценных бумаг на открытом рынке. Таким образом, кредитно-денежная сфера оказывается вовлеченной в фискальную политику правительства.
Как уже рассматривалось, расширенная покупка ценных бумаг (у банков и населения) приведет к расширению избыточных резервов банков и мультиплицированному расширению денежной массы. В результате процентная ставка может и не вырасти или даже снизится, но зато эта политика может привести к инфляции.
Влияние дефицита государственного бюджета на процентную ставку и его потенциальное воздействие на монетарную политику показывает, что органы фискальной и органы монетарной политики должны координировать свои действия – только в этом случае может быть обеспечена стабильность экономической системы в целом.