Тема 5. Кейнсианский и монетаристский подходы к социальной политике

Экономическая концепция Д. М. Кейнса воз­никла в связи с Великой депрессией 30-х гг. и была направлена про­тив классической теории, оказавшейся неспособной не только найти выход из этой депрессии, но даже объяснить ее. Согласно классиче­ской теории, весь произведенный продукт полностью потребляется обществом за счет полученного дохода. Но такое допущение несо­стоятельно по той простой причине, что часть этого дохода идет так­же на сбережения и тем самым выпадает из общего потока доходов-расходов. Тем не менее, экономисты-классики полагали, что эти сбе­режения в конечном итоге также вкладываются в производство, так как населению выгодно получать за них проценты в банке, а послед­ним - давать ссуды предпринимателям. Норма, или ставка, процента по этой идее выступает как регулятор стабильности производства и обеспечения полной занятости. Кейнс и его последователи решитель­но отрицают соответствие между инвестициями предпринимателей и сбережениями населения, ибо они руководствуются разными целями. Поэтому колебания в инвестициях неминуемо вызывают колебания в Уровнях реального производства, занятости населения и ценах на товары и услуги. Рост числа монополий и олигополии также препятст­вует свободной конкуренции, а следовательно, и рыночному регулированию. В этих условиях государство должно играть активную роль и проводить политику макроэкономического регулирования. Основ­ным средством стабилизации экономики кейнсианцы признают уве­личение государственных расходов в период спада производства и сокращение их во время инфляции. Практика организации общест­венных работ и создания рабочих мест осуществлялась в США правительством Ф.Д. Рузвельта в период Великой депрессии до появления теории Кейнса. Что касается денежно-кредитной политики, то кейнсианцы не отрицают ее воздействия на экономику, но считают, во-первых, что она влияет на изменение объема производства опосредо­ванно через изменение процентной ставки, а тем самым - инвестиции; во-вторых, это воздействие гораздо меньше проявляется в период спада и депрессии.

Экономическая концепция Кейнса позволяет проводить более взвешенную и рациональную политику в социальной области, по­скольку она «указывает на жизненную необходимость создания цен­трализованного контроля в вопросах, которые ныне в основном пре­доставлены частной инициативе... Государство должно будет оказы­вать свое руководящее влияние на склонность к потреблению частич­но путем соответствующей системы налогов, частично фиксировани­ем нормы процента и, возможно, другими способами». Руководящее влияние государства должно быть ориентировано также на достиже­ние социальной справедливости в обществе, ибо рыночный механизм возник как чисто экономический инструмент распределения, который отдает товар не тому, кто в нем больше всего нуждается, а тому кто в состоянии заплатить за него. Поэтому принцип социальной справед­ливости требует, чтобы государство позаботилось о таких людях пу­тем осуществления разнообразных мер социальной защиты.

Монетаристский подход появился как альтернатива кейнсианству после того, когда его прогнозы об экономическом будущем по­сле второй мировой войны не оправдались. Предсказанный кейнсианцами глубокий спад производства не наступил, зато усилились ин­фляционные процессы, связанные с непомерно быстрым ростом де­нежной массы. Поэтому монетаристы считают основным средством стабилизации экономики не регулирование государственных расхо­дов, а проведение правильной денежно-кредитной политики.

По мнению монетаристов, увеличение государственных расхо­дов приводит к дефициту бюджета, а это заставляет правительство обращаться за займами в банки. В результате этого увеличивается спрос на деньги, как следствие, повышается процентная ставка, а это в итоге приводит к уменьшению спроса на деньги для инвестиций и тем самым к уменьшению реального объема производства. Прибегая к займам на финансовом рынке, правительство вытесняет на нем ча­стный бизнес и поэтому не способствует, а, напротив, препятствует стабилизации экономики. Поэтому М. Фридмен решительно выступа­ет против правительственного вмешательства в экономику. «Мы нуж­даемся в том, чтобы ограничить правительственную власть в эконо­мике и социальной сфере, дополнить и усилить первоначальный билль о правах человека - экономическим биллем»1. Многие моне­таристы верят, что экономическая нестабильность порождается именно неправильным денежно-кредитным регулированием. Так, например, кредитные учреждения вместо повышения процентных ставок могут снизить их и тем самым вызвать дальнейший рост ин­фляции. Чтобы избежать этого, Фридмен и его сторонники реко­мендуют законодательно закрепить монетарное правило, согласно которому денежное предложение увеличивается в том же темпе, что и валовый внутренний продукт (ВВП). Поскольку в развитых стра­нах ВВП увеличивается обычно на 3-5%, то на такую же величину должно возрасти и денежное предложение.

По своим идейным установкам монетаристы стоят значитель­но ближе к экономистам-классикам, так как верят во всесилие рын­ка как самодостаточного механизма регулирования экономики и по­этому решительно выступают против вмешательства правительства не только в экономику, но и социальную жизнь. Такой подход зна­чительно ограничивает возможности применения принципов моне­таризма для проведения справедливой социальной политики, по­скольку при этом все внимание концентрируется на финансовой стабилизации в ущерб остальным сторонам производственной и общественной жизнедеятельности.

Наши рекомендации