Преимущества ТНК по сравнению с компаниями, действующими лишь в одной стране

1. Преимущества владения и доступа к природным ресурсам, капиталу и результатам научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР).

2. Горизонтальная диверсификация в разные сырьевые отрасли или вертикальная диверсификация по технологическому принципу в рамках одной отрасли, обеспечивающие в том и другом случаях экономическую стабильность и финансовую устойчивость ТНК.

3. Возможность оптимального распределения предприятий головной 9материнской) компании в разных странах с учетом размеров их национальных рынков, темпов экономического роста, цен, доступности экономических ресурсов, а также политической стабильности.

4. Перспективность повышения эффективности и усиления конкурентоспособности ТНК, которые являются общими для всех крупных промышленных фирм, интегрирующих в свои структуры совершенно разные предприятия.

5. Непосредственная близость к потребителям продукции зарубежного филиала ТНК и возможность получения достоверной информации о перспективах развития местных рынков и конкурентном потенциале аналогичных компаний принимающей страны.

6. Предоставление возможности использовать в интересах ТНК государственную внешнеэкономическую политику в различных странах.

7. Растущая способность преодолевать жизненный цикл технологий и продукции ТНК, «сбрасывая» их по мере устаревания в зарубежные филиалы и сосредоточивая ресурсы подразделений ТНК на разработке новых технологий и изделий в материнской компании в стране базирования.

8. Возможность за счет прямых инвестиций преодолевать различные барьеры на пути внедрения своих товаров на рынок той или иной страны за счет экспорта.

9. Широкое использование финансовых ресурсов многих стран.

10. Оптимальная организационная структура всей корпорации, которая находится под пристальным вниманием и контролем руководства ТНК и постоянно совершенствуется.

В начале ХIХ века в мире насчитывалось более 80 тыс. ТНК и 850 тыс. их филиалов. Материнские компании расположены главным образом в развитых странах (50,2 тыс.), большее число филиалов приходится на развивающиеся страны (495 тыс). Около половины мирового промышленного производства и свыше 2/3 внешней торговли приходится на ТНК. Они контролируют примерно 80% патентов и лицензий на изобретения, новые технологии и ноу-хау. Под контролем ТНК находятся отдельные товарные рынки: 90% мирового рынка пшеницы, кофе, кукурузы, лесоматериалов, табака, джута[i] и железной руды, 85% - рынка меди и бокситов, 80% - рынка чая и олова, 75% - рынка сырой нефти, натурального каучука и бананов. До половины экспортных США осуществляется американскими и зарубежными ТНК, в Великобритании аналогичные операции осуществляют до 80% ТНК, в Сингапуре – до 90%. На предприятиях ТНК работает более 70 млн. человек, которые ежегодно производят продукции более чем на 1 трлн долларов.

Обычно ТНК расширяют свой международный бизнес путем приобретения или создания за рубежом новых компаний, организации совместных предприятий, создания альянсов.

Специфическая особенность транснационального бизнеса состоит в том, что ТНК имеют возможность учитывать потребности мирового рынка в значительной степени формировать спрос на свою продукцию до начала ее производства.

Критерии отнесения корпораций к ТНК

1. Число стран, в которых действует корпорация (минимум составляет от двух до шести и более стран).

2. Определенное число стран, в которых размещены производственные мощности корпорации.

3. Определенный размер капитализации, которого достигла корпорация.

4. Минимум доли иностранных операций в доходах или продажах корпорации (как правило, 25%).

5. Владение не менее 25% голосующих акций в трех или более странах.

6. Интернациональный состав персонала и высшего руководства компании.

Для оценки уровня транснационализации используют индекс транснационализации– среднее значение трех показателей: отношения зарубежных активов к общему объему активов, зарубежных продаж к общему объему продаж и численности работников за рубежом к общему числу занятых в корпорации.

Глобализация

Глобализация мирового хозяйства – относительно новое понятие, введенное в широкий научный оборот в к. 1980-х-начале 1990-х гг. До этого периода термин «глобализация» использовался преимущественно для обозначения конкретного, специфического явления – объединения отдельных рынков сбыта продукции крупных международных корпораций и, соответственно, корпоративной стратегии, направленной не на освоение какого-либо одного национального или зарубежного рынка, а на действия на всех рынках, т.е. в глобальном масштабе.

Первым автором, который использовал этот термин, был американец Т. Левитт, который в 1983 г. в статье в «Гарвард бизнес ревю» писал о слиянии рынков отдельных продуктов, производимых ТНК.

На рубеже 80-х-90-х гг. понятие приобрело новое звучание. Его популяризировал известный американский экономист японского происхождения К. Омаэ. Понятие стали применять для обозначения качественно новых черт и характеристик развития МХ, его современного состояния, отличающегося от предыдущих этапов эволюции.

Сложность и комплексность процессов глобализации пока не позволили сложиться единообразному пониманию и определению процессов глобализации МХ.

Можно встретить утверждение, что процессы глобализации развиваются еще со времен античности или со времен возникновения первых мировых рынков или целостного МХ.

Глобализация мировой экономики – современная нам, всемирная стадия интернационализации хозяйственной жизни, в рамках которой МХ приобретает качественно новые, неизвестные ранее характеристики.

Основные из них следующие.

1. Кардинально возросшая целостность МХ и резко усилившаяся взаимосвязь экономик практически всех стран мира.

2. Вовлечение ранее закрытых стран в МЭО.

3. Тенденция к гомогенизации мира (усиление однородности, схожесть форм хозяйствования).

4. Формирование глобальных товарных и в , особенности, финансовых рынков.

5. Таким образом, МХ из более или менее целостной экономической системы стало превращаться в единый экономический организм, спаянный не просто МРТ, но и гигантскими международными, часто всемирными, производственно-сбытовыми структурами, глобальной финансовой системой и планетарной информационной сетью.

Определение понятия «глобализация», данное экспертами МВФ

Глобализация МХ – это «растущая экономическая взаимозависимость стран всего мира в результате возрастания объема и разнообразия международных сделок с товарами, услугами и мировым потоком капитала, а также благодаря быстрой и широкой диффузии технологий».

Текст лекции 3

Наши рекомендации