Пути решения проблем формирования и развития рыночной инфраструктуры
В настоящее время перед научными и практическими работниками встала задача поиска путей выхода из кризиса и анализа проблем, возникающих в процессе перехода к рынку как на уровне России в целом, так и на уровне ее административно-территориальных образований. Известно, что характер распространения рыночных отношений в системе хозяйственного механизма, а также территориальная организация рынков и рыночной инфраструктуры в условиях, например, Сибири имеют свою специфику, проявляющуюся в особых условиях снабжения этих районов энергоресурсами, машинами и оборудованием, товарами народного потребления. Поскольку незаинтересованность предприятий в условиях рынка вкладывать инвестиции в инфраструктурные объекты с длительными сроками окупаемости и жесткая финансово-кредитная полтика приводят к общему сокращению капиталовложений, значительная часть забот по развитию рыночной инфраструктуры ложится на региональные органы управления. Без разработки концепции и программы развития рыночной инфраструктуры, а также создание внебюджетных фондов для ее финансирования за счет привлекаемых средств предприятий различных форм собственности, иностранных инвестиций, эту проблему решить невозможно.
При разработке программы можно выделить основные блоки:
Первый блок. Развитие рыночной инфраструктуры в системе экономики. Разработка этого блока связана с исследованием следующих направлений: анализ структуры производства с точки зрения ее соответствия потребностям рынка и оценка уровня насыщения рынка товарами и услугами; анализ условий экономического роста.
а) расширение производственно-технологических мощностей
б) привлечение новых производств в интересах повышения уровня социально-экономического развития:
в) стимулирование развития производств, обеспечивающих комплексное использование ресурсного потенциала
г) оценка возможности привлечения дополнительных финансовых источников для развития рыночной инфраструктуры, расширения ее экономического потенциала и его обновления с целью приведения его в соответствие с современными требованиями мирового рынка;
§ оценка развития конкурентной среды в инфраструктурной сфере:
а) характеристика уровня монополизации различных видов рыночной инфраструктуры;
б) анализ процесса разгосударствления и приватизации предприятий рыночной инфраструктуры и оценка результатов этого процесса;
§ оценка возможностей рыночной инфраструктуры в эффективном обслуживании межрегиональных и внешнеэкономических связей.
2. Второй блок. Развитие торгово-посреднической инфраструктуры:
§ анализ состояния материально-технической базы оптовой и розничной торговли, сферы рыночных услуг ;
§ анализ состояния материально-технической базы транспортной системы;
§ анализ состояния материально-технической базы связи, информационных служб, оценка их способности обеспечивать хозяйствующие субъекты коммерческой информацией;
§ финансово-кредитная сфера, уровень ее развития и роль в обеспечении финансовых потребностей сферы товарного обращения.
3. Третий блок. Развитие внешнеэкономической инфраструктуры.
Возможности использования внешнеэкономической инфраструктуры должны опираться на исследование следующих направлений:
1. анализ интересов в развитии внешнеэкономических связей;
2. анализ интересов государств ближнего и дальнего зарубежья в развитии экономических связей
3. анализ эффективности внешнеэкономических связей.
4. Четвертый блок. Прогнозирование спроса на потребительские товары и услуги.
Анализ тенденций, формирующихся на рынке потребительских товаров и услуг, включает:
§ прогноз денежных доходов населения и структуры расходов;
§ прогноз изменения цен на потребительские товары и услуги и определение условий, необходимых для их стабилизации;
§ прогноз распределения потребительских групп по уровню доходов и анализ предпочтений по различным доходным группам.
5. Пятый блок. Оценка влияния региональных органов власти на активизацию развития рыночной инфраструктуры:
§ координация деятельности предприятий рыночной инфраструктуры в целях усиления их кооперации для создания благоприятного предпринимательского климата в экономике и повышения конкурентных позиций
§ стимулирование предпринимательской деятельности в сфере рыночной инфраструктуры и ее малых форм;
§ непосредственное финансовое и организационное участие в формировании системы рыночной инфраструктуры;
§ координация деятельности областных, городских и районных органов власти в интересах развития региональных рынков и рыночной инфраструктуры.
6. Шестой блок. Совершенствование правовой основы развития рыночной инфраструктуры:
§ анализ действующего законодательства с позиций его соответствия современным требованиям рыночной инфраструктуры;
§ разработка предложений по совершенствованию федерального законодательства в сфере развития рыночной инфраструктуры;
§ совершенствование областных и местных правовых положений и нормативов в сфере развития рыночной инфраструктуры;
§ приведение в соответствие областных и местных правовых положений и нормативов.
Седьмой блок. Государственное регулирование и материально-финансовая поддержка программы развития инфраструктуры,
§ исследование роли экономики и в формировании экономических связей, обеспечивающих развитие рыночной инфраструктуры;
§ материально-финансовая оценка ресурсов, необходимых для реализации программы развития рыночной инфраструктуры
§ воздействие реализации программы на процесс формирования и развития всей системы, региональных рынков.
8. Восьмой блок. Сбалансированность материально-вещественных и стоимостных потоков:
§ анализ инвестиционно - строительных возможностей в части строительства объектов рыночной инфраструктуры;
§ прогноз потребности в финансовых ресурсах и источников их формирования;
§ оценка возможностей финансово-кредитной базы в развитии рыночной инфраструктуры.
9. Девятый блок. Организационно-управленческая структура:
§ исследование проблем создания организационных структур (От дел координации рыночной инфраструктуры при Администрации области, его функции и взаимодействие с другими структурами управления и общественными негосударственными ассоциациями и союзами предпринимателей, коммерческих банков и др.).
Относительная самостоятельность различных типов рынков, с одной стороны, и их взаимная зависимость друг от друга, с другой, делают необходимым совместное рассмотрение системы мероприятий программы формирования и развития рыночной инфраструктуры и механизма ее реализации.
К наиболее важным мероприятиям реализации программы формирования и развития рыночной инфраструктуры могут быть отнесены следующие:
§ разработка новых форм регионального экономического механизма, позволяющих обеспечить формирование системы инфраструктуры региональных рынков;
§ создание механизма взаимодействия субъектов рыночных отношений: розничных, оптово-сбытовых, производственных, кредитных, финансовых и других организаций и на основе согласования их интересов с учетом различных форм собственности;
§ формирование конкурентной среды па основе научно обоснованных форм и методов разгосударствления предприятий сферы производства и обращения;
§ разработка форм и методов регионального регулирования, рыночной инфраструктуры
§ создание организационных структур, обеспечивающих взаимодействие торговли и промышленности, а также эффективные межрегиональные и внешнеэкономические связи;
§ развитие специализированной инфраструктуры различных типов региональных рынков, обеспечивающей быстрое продвижение товаров и высокую скорость обращения.
Заключение
Рассмотрев само понятие «рыночная инфраструктура», ее функциональные подсистемы, на основе экономической литературы, проанализировав проблемы инфраструктуры рынка, в курсовой работе были предложены пути решения, проблем формирования рыночной инфраструктуры России.
Круг инфраструктурных отраслей меняется, например, появление компьютеров, сотовых телефонов, космических кораблей «ломает» прежнее представление о приоритетных направлениях в инфраструктурном обеспечении. Теперь не пресловутая электроэнергетика и дороги решают все экономические проблемы, а информация. Все это – результат научно-технического прогресса. Следовательно, перечень отраслей и объектов инфраструктуры меняется, он не может быть неизменным, жестко регламентированным для всех этапов экономического развития. И мы тому свидетели.
Ответив на поставленные вопросы в начале курсовой работы, хотелось бы сделать небольшой вывод по работе в целом. Анализ различных определений понятия рыночной инфраструктуры в отечественной экономической литературе позволяет говорить об отсутствии единого методологического подхода, как к предмету, так и к объекту исследования. Во многом это объясняется характером специфических целей и задач, формируемых отдельными авторами в своих исследованиях.
Современный этап изучения проблем развития рыночной инфраструктуры позволяет перейти от узкоотраслевых эмпирических к комплексным теоретическим исследованиям.
Приложения
Размещено на Allbest.ru