Методики оценки программ, проектов развития территории: краткая характеристика и применение на практике (минимум три методики)
Оценка – это экспертиза программы, проекта, направленная на анализ работы программ, произведенного ими эффекта, и сравнение этих результатов с определенными критериями; это анализ, по итогам которого выносится суждение о качестве программы и разрабатывается рекомендация на будущее.
Программы городского развития можно оценить с помощью стандартных методов, основанных на конкретных результатах и статистических данных. В настоящее время в отечественной науке разработано несколько методических подходов к оценке планов, программ, проектов городского развития. В основном это зарубежные методики, которые были адаптированы важнейшими российскими центрами по изучению городов и разработке программ городского развития по инициативе зарубежных организаций. Начали активно работать многие региональные и городские некоммерческие организации, занимающиеся оценкой городских социальных проектов.
Например, при поддержке Фонда Евразия Фондом «Институт экономики города» в 2002 году был реализован проект «Разработка и внедрение методики оценки в практику управления социально-экономическим развитием городов». Согласно данной методике, структура оценки разрабатывается отдельно для каждой оцениваемой программы и определяется целями и задачами оценки, которые формулируются администрацией города (или другим заказчиком оценки программы) в виде вопросов оценки. Вопросы оценки определяют параметры оценки –конкретные направления оценочных исследований или те элементы программы, экспертиза которых позволяет судить об успешности программы в соответствии с имеющимся заданием по оценке. В качестве параметров оценки, в частности, могут выделяться результативность программы, эффективность реализационной схемы или ресурсных затрат, социально-экономический эффект программы, качество содержания программы и прочее.
Следующий этап разработки структуры оценки – развертывание параметров оценки в систему индикаторов – количественных показателей, позволяющих «измерить» параметры оценки, количественно оценить их состояние. Сравнительный анализ фактических значений индикаторов с целевыми критериями успешности программы дает ответы на вопросы оценки в количественном выражении, требующие качественной интерпретации экспертами-оценщиками. Индикаторы оценки являются основным объектом анализа данных для выработки результатов оценки.
Методика оценки результативности стратегического планирования, разработаная Леонтьевским центром по заданию фонда Евразия. Данная методика позволяет оценить качество стратегического планирования и выявить пути его совершенствования. Для этого задается набор признаков (критериев), которым должны соответствовать как сам стратегический план, так и процесс стратегического планирования. Результативность страт. планирования определяется как вектор из следующих составляющих: Процесс стратегического планирования; Содержание стратегического плана; Оформление и продвижение стратегического плана; Результативность процесса реализации плана. Процесс стратегического планирования оценивается по совокупности следующих элементов: профессионализм участников; вовлеченность местного сообщества; устойчивость сформированной системы стратегического планирования, а также нацеленность на реализацию. Совокупная оценка основывается на сопоставлении реального процесса с модельным процессом СП, который отражается в перечне критериев и пока-зателей оценочного листа. Для каждого показателя выставляется бальная оценка (max 5 баллов), а затем баллы умножаются на весовой коэффициент, отра-жающий относительную значимость данного компонента для общего результата. Взвешенная сумма бальных оценок дает оценку составляющей.
Интер-Американским Фондом для оценки проектов развития была разработана схема GDF(от английского GrassrootsDevelopmentFramework), которая широко используется при оценке межсекторных программ на местном уровне в Латинской Америке и Карибском регионе.
Схема GDFпредполагает использование разнообразных показателей воздействия проектов и три уровня анализа: индивидуальный (или семейный), организационный и общественный. Она позволяет оценить осязаемые и неосязаемые результаты, направленные на продвижение основных аспектов процесса развития на местах:
-укрепление индивидуального и организационного потенциала;
-постоянное развитие видения будущего и применение творческого подхода к процессу местного развития;
-укрепление неправительственных организаций и организаций территориальных сообществ;
-Вклад и построение полноценного гражданского общества
Вывод: Целью оценки является измерение результатов программы и сопоставление их с задачами, которые эта программа должна решить. Предназначение оценки состоит в том, чтобы выяснить, насколько успешна оцениваемая программа. Но критерии успешности программы могут быть самыми разными. Это зависит от того, кто заинтересован в проведении оценки, какие результаты хочет получить заказчик и как он будет их использовать. Более того, городские программы столь же разнообразны, как и сами муниципальные образования. Следовательно, цели и задачи, которые ставятся перед оценщиками в каждом конкретном случае, тоже разные.