Задачи по теме: «Рынок ценных бумаг»
ЗАДАЧИ
2.1 Задачи по теме: «Теория поведения потребителя»….4
2.2 Задачи по теме: «Товар, цена, деньги, кредит» ……10
2.3 Задачи по теме: «Рынок ценных бумаг»…………….13
2.4 Задачи по теме: «Рынок труда»……………………….
Задачи по теме: «Рынок капитала и денег»
Задачи по теме: «Основные экономические понятия»
3. ТЕСТЫ …………………………………………………… 25 -106
ОТВЕТЫ К ЗАДАЧАМ
Решения к задачам по теме: «Теория поведения потребителя»
Решения к задачам по теме: «Товар, цена, деньги, кредит»
Решения к задачам по теме: «Рынок ценных бумаг»
Решения к задачам по теме: «Рынок труда»
Решения к задачам по теме: «Рынок капитала и денег»
Решения к задачам по теме: «Основные экономические понятия»
ОТВЕТЫ К ТЕСТАМ 146 -158
ГЛОССАРИЙ
БИЛЕТЫ
ОТВЕТЫ К БИЛЕТАМ
ЛИТЕРАТУРА
Введение
Цели и задачи контрольной работы по общей экономической теории и выполнение контрольной работы по микроэкономике предусмотрено учебными планами высших учебных заведений. Основной целью написания контрольной работы является систематизация, расширение и закрепление теоретических знаний студента по данному разделу экономической теории. Практикум содержит основные положения и формулы по микроэкономике, необходимые для контрольной работы. В нем приведены алгоритмы решения типовых задач по ключевым темам курса. Кроме того, данный практикум имеет большой комплекс, разработанный согласно ГОС О, тестовых заданий и ответов на них, билетов по дисциплине «Микроэкономика» с ответами, глоссарий, рабочую учебную программу и силлабус. Приведенный ниже материал должен помочь обучающимся применять полученные теоретические знания по такой сложной, базовой дисциплине, как «Микроэкономика», на практике. Это, несомненно, скажется на их аналитических и креативных способностях в будущей интересной и, далеко не простой работе, в качестве экономиста, бухгалтера, финансового аналитика, менеджера, маркетолога во всех сферах экономической деятельности.
Практикум может использоваться студентами как экономических так неэкономических специальностей очного и дистанционного отделений и магистрантов для самостоятельной подготовки к семинарам по курсу «Микроэкономика». Цель практикума - максимально облегчить учебу студентов и работу преподавателей вузов и средних специальных учебных заведений, дав не только развернутые ответы на все задачи, но и задания разной степени сложности — от средней школы до университетского уровня
ЗАДАЧИ
Задачи по теме: «Теория поведения потребителя»
Задача 1.
Потребитель покупает в магазине мясо и сыр. Он может комбинировать их количество в таких соотношениях:
Комбинации | Мясо (кг) | Сыр (кг) |
А | 0,5 | |
Б | 2,5 | |
В | 1,5 | 1,5 |
Г | 2,5 |
Определить предельные нормы замены мяса сыром.
Задача 2.
Определить предельную норму замены продукта питания одеждой.
Комбинация товаров | А | Б | В | Г |
Одежда | ||||
Продукт питания |
Задача 3.
Некто потребляет 5 шт. товара А, приносящего ему 8 ед. полезности и 12 шт. товара Б, дающего 18 ед. полезности. Он решил, что ничего не произойдёт, если он будет потреблять 7 шт. товара А и 10 шт. товара Б, которые принесут ему, соответственно 10 и16 ед. полезности. Определить величину предельной полезности для каждого товара и предельную норму замещения товаров.
Задача 4.
Заполнить таблицу:
Количество единиц продукта | |||||
Совокупная полезность | |||||
Предельная полезность | |||||
Средняя полезность |
Задача 5.
На дискотеке Вы можете купить «Пепси» и «Фанту», при этом больше 5 бутылок Вам не выпить. Вы оцениваете для себя полезность напитков так, как представлено в таблице. Что Вы будете пить и в каком количестве, максимизируя полезность?
Количество напитков | Полезность | |
«Пепси» | «Фанта» | |
Задача 6.
Потребитель делает выбор между двумя товарами А и В. Предельная полезность каждого приведена в таблице. Какое количество каждого товара купит рациональный потребитель, если его бюджет равен 50 ден.ед., а цена товара А равна 10 ден.ед., В – равна 5 ден.ед.
Количество товара | Товар А | Товар В |
Задача 7.
Для потребителя товар А по цене 0,7 ден.ед. приносит удовлетворение в размере 10 ютилей. Какую полезность в ютилах принесёт ему потребление товара В по цене 0,5 ден.ед. в положении равновесия?
Задача 8.
На графике дана бюджетная линия потребителя, которому необходимо приобрести два товара. Цена товара А равна 0,8 ден.ед., цена товара В равна 0,4 ден.ед. определить:
1. бюджет потребителя;
2. точку на графике, в которой потребитель может купить только товар А;
3. точку на графике, в которой не будет использован весь бюджет;
4. точку С на графике (3 единицы товара А и 7 единиц товара В). Что можно сказать про такой набор товаров?
Задача 9.
Цена продукта А равна 1ден.ед., цена продукта В равна 2 ден.ед., доход потребителя – 18 ден.ед. Набор безразличия двух товаров задан таблично:
Товар А | ||||
Товар В |
Построить бюджетную линию и кривую безразличия. Определить точку равновесия потребителя, наклон бюджетной линии, предельную норму замещения.
Задача 10.
Семья покупает каждый день два товара А и В. Цена товара А равна 0,6 ден.ед., товара В – 1ден.ед. На данный момент семья покупает такое количество этих товаров, что предельная полезность их последних единиц равна соответственно 40 и 50 ютилей. Можно ли сказать, что покупается набор, который приносит наибольшее удовлетворение? Если нет, то каким образом необходимо перераспределить расходы между двумя этими товарами?
Задача 11.
Потребитель тратит 13 ден.ед. в неделю на помидоры и огурцы. Предельная полезность помидор для него определяется уравнением: 30 – 2х, где х – количество помидор в кг. Предельная полезность огурцов представляет уравнение: 19 – 3у, где у –количество огурцов в кг. Цены товаров соответственно 2 и 1 ден.ед. Какое количество помидор и огурцов приобретёт рациональный потребитель?
Задача 12.
Как выглядят кривые потребительского выбора:
1. для абсолютно независимых товаров;
2. для товаров, имеющих абсолютно одинаковую, стандартную функцию предельной полезности;
3. для товаров, имеющих абсолютно ровную (горизонтальную) функцию предельной полезности;
4. для товаров, удовлетворяющих одну и ту же потребность;
5. для товаров, имеющих чёткий предел насыщения потребностей, нарисовать семейство кривых;
6. если товар 1, начиная с некоторого уровня, имеет нулевую полезность;
7. если товар 1 в определённых количествах исключительно необходим;
8. если оба товара, начиная с некоторого уровня исключительно необходимы. Построить семейство кривых, начиная с нулевой полезности.
9. если функция предельной полезности товара 1 при малых количествах стремится к бесконечности;
10. если функция предельной полезности товара 1 при малых количествах имеет конечное значение;
11. если функция предельной полезности товара 1 имеет отрицательный участок;
12. если функция предельной полезности для обоих товаров имеет отрицательный участок.
Задача 13.
Как изменится положение кривых потребительского выбора:
1. при увеличении полезности товаров 1 и 2;
2. при увеличении полезности товара 1.
Задача 14.
Полезность каждой потребляемой единицы товара зависит от количества потребляемого товара.
Q, шт. | |||||
U, ютиль |
Если 1 ютиль оценивается в 1 ден.ед., то определить:
1. излишек потребителя при цене 7 ден.ед../шт., какое количество товара купит потребитель при данной цене?
2. цена снизилась до 5 ден.ед./шт. Каков теперь объём покупаемого товара, каков выигрыш потребителя от снижения цены?
Задача 15.
Кривые потребительского выбора между товарами А и Б для двух уровней полезности выглядят так:
Количество товара А, шт. Количество товара Б, шт. | |||||
При U=U1 | |||||
При U=U2 |
Цена товара А – 2 ден.ед./шт., товара Б – 2 ден.ед./шт. Потребитель получает меньшую из двух полезностей, покупая некоторое количество товара А и Б? Kакую полезность он получает, каков его номинальный доход? Показать сдвиг точки потребительского равновесия при уменьшение цены товара Б в 2 раза. Проиллюстрировать графически.
Задача 16.
Функции потребительского выбора и бюджетная линия заданы графически. Показать графически:
1. изменение положения точки оптимального потребительского выбора при увеличении дохода потребителя;
2. изменение положения точки оптимального потребительского выбора при увеличении цены на товар Х1 в 2 раза;
3. эффект дохода и эффект замещения при указанном изменении цены.
Задача 17.
Пусть нам не известны кривые потребительского выбора, но известен характер товара. Можно примерно показать направление и соотношение величин эффектов дохода и замещения, а также суммарное изменение объёмов потребляемых обоих товаров (на графике) при изменении цены одного товара. Сделайте это для следующих случаев. Товар 2 - нормальный, растёт цена на товар 1. Товар 1:
1. нормальный товар высшей группы;
2. нормальный товар низшей группы;
3. нормальный товар низшей группы, цена на товар 1 падает;
4. товар Гиффена;
5. товар престижа.
Задача 18.
Функции выбора между временем труда и величиной трудового дохода заданы графически. Задана линия дохода Д=(ставка з./пл.). Ттр. Показать:
1. какая из полезности отражает нулевую, большую полезность. А также отрицательную полезность;
2. какое количество труда выберет работник при данной зарплате;
3. как изменится положение точки оптимального выбора количества труда при увеличении ставки зарплаты в два раза;
4. эффект дохода, эффект замещения при изменения ставки зарплаты;
5. какая из линий равной полезности может стать линией нулевой полезности в случае:
a. наличие некоторого независимого дохода;
b. если данный труд – хобби;
6. какова точка равновесия при наличии независимого дохода;
7. чем отличается сдвиг линии равной полезности от сдвига линий дохода.
2.2 Задачи по теме: "Товар, цена, деньги, кредит"
Задача 1.
Спрос на рынке денег задано уравнением QD=145 – 4P, а предложение денег равно 25 млн. ден. ед. Определить:
1. норму банковского процента;
2. что произойдёт на рынке денег, если центральный банк произведёт эмиссию в размере 5 млн. ден.ед.
Задача 2.
Денежная масса на начало года равнялась 25 млн. ден.ед. Центральный банк производил эмиссию в размере 4 млн. ден.ед. Чему равна суммарная стоимость проданных товаров и услуг за год, если скорость обращения денег равна 6?
Задача 3.
В день рождения школьнику подарили 500 ден.ед. он знал, что банк А предлагает 20% по вкладам с начислением сложных процентов, а банк Б – 25% годовые с начислением простых процентов. В какой банк нужно положить деньги, и сколько он может получить там через 5 лет?
Задача 4.
Вкладчик положил в банк 15 тыс. ден.ед. и через год снял 18 тыс. За это время цены увеличились на 22%. Определить:
1. номинальную ставку;
2. реальную ставку.
Задача 5.
Ссуда выдана в размере 20 000 тенге. на срок с 10.01.15 до 15.06.15 под 14 % годовых. Определить сумму погашения ссуды.
Задача 6.
Кредитная организация начисляет проценты на срочный вклад, исходя из номинальной ставки 10 % годовых. Определить эффективную ставку при ежедневном начислении сложных процентов.
Задача 7.
Банк в конце года выплачивает по вкладам 10% годовых. Какова реальная доходность вкладов при начислении процентов: а) ежеквартально; б) по полугодиям.
Задача 8.
В первый год на сумму 10 000 ден.ед. начисляются 10 % годовых, во второй – 10,5 % годовых, в третий – 11 % годовых. Определить сумму погашения, если проценты выплачиваются ежегодно.
Задача 9.
В первый год на сумму 10 000 ден.ед. начисляются 10 % годовых, во второй – 10,5 % годовых, в третий – 11 % годовых. Определить сумму погашения, если проценты капитализируются.
Задача 10.
Определить, на какой срок вкладчику нужно поместить 10 000 ден.ед. на депозит при начислении простых процентов при ставке 10 % годовых, чтобы получить 12 000 ден.ед.
Задача 11.
Клиент имеет возможность вложить в банк 50 000 ден.ед. на полгода. Определить процентную ставку, обеспечивающую доход клиента в сумме 2 000 ден.ед.
Задача 12.
Определить, как изменится сумма денежных средств в размере 5 000 ден.ед. через год, если среднегодовой уровень инфляции составит 13 %?
Задача 13.
Определить, как изменится сумма денежных средств в размере 5 000 ден.ед. через 5 лет, если среднегодовой уровень инфляции составит 13 %?
Задача 14.
Годовой уровень инфляции составил 10 %. Рассчитать среднеквартальный уровень цен.
Задача 15.
Назовите организации, которые обеспечивают функционирование разных видов рынка:
1. рынок потребительских товаров (назвать виды торговых операций);
2. рынок труда;
3. рынок ценных бумаг;
4. рынок капитала;
Задача 16.
Коммерческий банк привлёк деньги клиентов на сумму 12 млн. ден.ед. При норме резервирования 15% все ресурсы были переданы в кредит. Подсчитайте доход и прибыль банка, если процентная ставки по депозитам равна 20%, по кредитам – 40 %.
Задача 17.
Продавец и покупатель заключили опционный контракт на сумму 100 ден.ед. С премией в 10 ден.ед. Для двух вариантов: опцион на покупку товара (актива) и опцион на продажу. Рассчитать выигрыш/проигрыш покупателя и продавца для пяти вариантов цен, сложившихся фактически на рынке на момент поставки товара (передачи актива).
В опционе активная сторона имеет право осуществить сделку, или отказаться от неё, а пассивная сторона обязана её осуществить по требованию активной. За это активная сторона платит пассивной премию, которая не возвращается при разрыве контракта.
Реальная рыночная цена | ||||||
Опцион на покупку | Продавец | |||||
Покупатель | ||||||
Опцион на продажу | Продавец | |||||
покупатель |
Задача 18.
Исходя из реакции работника биржи определить кто заключал эти контракты – дилер, маклер, брокер.
1. я потерял всё. Вернул деньги только на 30%. Я не мог предвидеть, что это корпорация разорится;
2. я заключил сегодня 35 контрактов. Это ужас! Работы очень много, не успеваю всё оформить;
3. я заработал на этом контракте 8000 ден.ед. И клиент остался довольный;
4. купивши 500 акций известной фирмы и позднее перепродав их, я заработал хорошую сумму денег.
Задача 19.
На основании данных, приведённых ниже, определить величину денежных агрегатов в определённой стране:
Деньги на расчётных счетах в национальной валюте - 4511 млн.ден.ед.
Трастовые вклады в национальной валюте и ценные бумаги в коммерческих банках - 355 млн ден.ед.
Срочные депозиты - 7620 млн ден.ед.
Наличные деньги - 9583 млн ден.ед.
Задачи по теме: «Рынок ценных бумаг»
Задача 1.
Собственник акции с годовым дивидендом 25% решает её продать. Банковский процент равен 50%. По какому курсу будет продана акция?
Задача 2.
Облигация выпущена на три года. Ежегодный доход – 150 ден.ед., конечная выплата – 2000 ден.ед., рыночная ставка – 10% годовых. Найти текущую стоимость облигаций.
Задача 3.
Инвестор имеет два варианта вложения денег: купить землю или приобрести облигации на одну и ту же сумму. Рента равна 4,5 тыс.ден.ед./год, облигация погашается в течении трёх лет по 20 тыс.ден.ед.в конце каждого года. Какой вариант вложения денег выгоднее, обосновать. Средний банковский процент равен 10%.
Задача 4.
Спекулянт приобрёл по рыночной цене 1000 ден.ед. вексель номиналом 2000 ден.ед и сроком погашения через два года. По какой цене он сможет при необходимости, продать этот вексель через год?
Задача 5.
Дисконтная облигация выпущена на 3 года. Ежегодный доход равен 500 ден.ед., рыночная ставка – 10% годовых.
1. найти текущую стоимость облигации;
2. то же, но при наличии ежегодного риска разорения эмитента облигации 5%.
Задача 6.
По какой цене будет продана акция номинальная стоимость которой 300 ден.ед., если годовая сумма дивидендов, которую получает собственник акции равен 200 ден.ед., а банковский процент равен 12%.
Задача 7.
Курс обычной акции по сравнению с номинальною стоимостью вырос на 24%. Номинальная стоимость акции равна 500 ден.ед., банковский процент равен 5%. Какие дивиденды получит собственник акции перед её продажей?
Задача 8.
Компания выпускает в обращение определённое количество акций: на 200 тыс. ден.ед. обычных акции номинальной стоимостью 100 ден.ед.; 4 тыс. штук привилегированных акций номинальной стоимостью 200 тыс. ден.ед и нормою фиксированного дивиденда 10%. Вычислить:
1. какую сумму ежегодно компания должна выплачивать вкладчикам привилегированных акции;
2. если компания направила 140 тыс. ден.ед. с чистого годового дохода на выплату дивидендов акционерам, какой размер дивиденда получит собственник обычной акции.
Задача 9.
Вексель на сумму 20 000 ден.ед. и сроком погашения 10 октября учтен в банке 10 сентября текущего года по учетной ставке 10 % годовых. Рассчитать сколько получит владелец векселя (S) и сумму дохода банка (D).
Задача 10.
Вексель на сумму 50 000 ден.ед. и сроком обращения 1 год реализуется с дисконтом 12 % годовых. Определить целесообразность покупки векселя, если среднегодовой уровень инфляции составит 13 %.
Задача 11.
Облигация номинальной стоимостью 1 000 ден.ед. и фиксированной ставкой дохода 14 % годовых выпускается сроком на 3 года с ежегодной выплатой дохода. Определить целесообразность покупки данной облигации, если среднегодовой уровень инфляции составит 11 %.
Задача 12.
На депозитный сертификат номиналом 1 000 ден.ед. и сроком обращения 1 год начисляются проценты исходя из следующих данных: I квартал – 6 % годовых, II квартал – 8 % годовых. Каждый последующий квартал ставка процента увеличивается на 1 %. Рассчитать общую сумму погашения по сертификату, если проценты погашаются в конце срока.
Задача 13.
Целевая муниципальная облигация номинальной стоимостью 10 000 ден.ед. имеет процентный доход в размере 8 % годовых, реализуется с дисконтом 4 % годовых. Рассчитать финансовый результат от приобретения облигации, если срок ее обращения составляет 1 год и среднегодовой уровень инфляции 12 %.