Теоретические основы и особенности осуществления региональной инвестиционной политики в инфраструктурной сфере

Политико-экономические основы исследования инвестиционной деятельности получили развитие в трудах А. Смита, Дж.С. Милля, К. Маркса. Ими заложен фундамент воспроизводственного подхода в изучении взаимосвязи экономического роста и инвестиций, который затем широко использовался в марксистской политической экономии. Впоследствии этот подход был дополнен структурным анализом. В результате в отечественной науке второй половины двадцатого столетия сформировался воспроизводственно-структурный контур в исследовании экономического роста и инвестиционного процесса.

Предпосылки изучения взаимосвязи экономического роста и инвестиций с позиции поведения экономических агентов заложены в положениях институционализма и неоклассики. В границах поведенческого подхода актуальна проработка вопросов адаптации инноваций и инвестиций, а также ее влияния на деловой климат и экономическую конъюнктуру. Методология исследования указанного направления представлена в трудах М.И. Туган-Барановского, А. Шпитгофа, Н.Д.Кондратьева, Э. Хансена, Г. Менша, А. Кляйнкнехта. Этому же направлению посвящены исследования многих современных российских ученых и практиков, таких как В. Аньшин, С. Глазьев, Л. Гохберг, В. Гуржиев, А. Дагаев, А. Поршнев, С. Родионова, Н. Родионов, Б. Юрлов и др.[6]

При анализе качества регионального развития также полезно использовать концепцию теории стадий роста Д. Белла. Как известно, во всех странах и регионах экономическое развитие проходит три основных стадии: доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное. Доминирующими отраслями доиндустриального развития являются добывающие отрасли, сельское хозяйство, рыбная, лесная и горнодобывающая промышленность. В индустриальной стадии преобладают перерабатывающие отрасти — машиностроение, легкая и пищевая промышленность. В постиндустриальной стадии основными отраслями, на которых базируется экономическое развитие, становятся отрасли нематериального производства: наука, образование, торговля, финансы, страхование, здравоохранение. Характерными чертами постиндустриального общества становятся относительное падение производства товаров и увеличение производства услуг, рост наукоемкого производства, повышение уровня квалификации персонала, опережающая интернационализация производства.

Детально анализируя закономерности мирового экономического развития, возможно качественно оценить перспективу экономического развития того или иного региона. По доминирующей отраслевой принадлежности можно выделить территории доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные. В регионах, находящихся на разных стадиях развития, происходят разные по своей сути процессы, и к ним применимы разные рецепты управления процессом экономического развития.

На стадии индустриального развития в регионе действуют закономерности, определяемые ролью ведущих отраслей, «локомотивов индустрии», которые создают так называемый мультипликативный эффект и определяют весь ход развития города или региона в целом. Ведущая отрасль создает дополнительные рабочие места, вся остальная инфраструктура города как бы обслуживает основное производство. В этих условиях нередко формируются города с моноотраслевой структурой, когда одно или несколько предприятий одной отрасли определяют состояние экономики и социальной сферы всего региона.

На постиндустриальной стадии развития региона главным фактором, определяющим его благосостояние, становится уровень развития его инфраструктуры. Насколько развиты дороги, связь, жилищный сектор, сфера услуг и индустрия развлечений, насколько доступны офисные помещения, низок уровень преступности и регион обеспечен квалифицированными кадрами — все это определяет его будущее. Если инфраструктура региона способна принять новые виды бизнеса и новых людей, быстро и эффективно приспособиться к новым условиям, то можно оптимистично прогнозировать сценарий его развития.

Анализируя разработанность данной проблемы в отечественной литературе, следует подчеркнуть преобладание односторонних подходов в ее исследовании, отсутствие комплексной методологической и теоретической проработки взаимосвязи экономического роста и инвестиций. Исследовать данную проблему с точки зрения одной теоретической модели невозможно, поэтому необходимо расширять методологическое поле исследования. В этой связи представляется весьма важным, что А. Фоломьев и В. Ревазов подробно исследовали вопрос инновационного инвестирования. В своей работе «Инновационное инвестирование»[7] на основе обобщения отечественной и зарубежной практики дали теоретическое и методологическое обоснование инновационного инвестирования, направленного на переход хозяйственных систем различного уровня на инновационный тип развития, а также исследовали механизм эффективного использования инновационных инвестиций в технологическом преобразовании производственной сферы. Дано новое обоснование экономической сущности и направлений влияния венчурного капитала на активизацию инновационной деятельности в экономике.

Такие моменты, как разрыв между реальным и финансовым сектором экономики, поиск оптимальной модели финансирования реальной экономики были рассмотрены в своих монографиях В.С. Бардом.[8],[9] Он объединил такие понятия как финансовые и реальные инвестиционные ресурсы, субъекты финансирования и реального инвестирования, финансовые инвестиционные потоки и реальные инвестиционные процессы в экономическую категорию - «финансово-инвестиционный комплекс». Это понятие легло в основу теоретического и методологического фундамента для изучения взаимодействия финансовых и реальных инвестиций и учета специфических условий развития современной российской экономики. Так же им рассмотрены возможные модели инвестиционного развития российской экономики, сформулированы практические рекомендации по оживлению и развитию финансово-инвестиционного комплекса, преобразованию хозяйственного механизма в целом.

Инвестирование в отраслевом разрезе рассматриваются учеными: В.Ф. Архиповой, Б.Д. Бабаевым, М.И. Беркович, Ю.А. Дмитриевым, В. Закупень, Б. Злобиным, Ю.Н. Лапыгиным и другими.

Учитывая, что каждый субъект Российской Федерации индивидуален и имеет свои особенности исторического и социально-экономического развития, совершенствование методов регулирования региональной экономики в России нашло отражение в трудах А.Г. Гранберга, О.А. Доничева, Н.Н. Колосовского, О.В. Лаптева, Н.Н. Некрасова, В.В. Кистанова, Р.И. Шнипер, Т.Г. Морозовой, К.В. Хартановича. Значительный вклад в детальную проработку данного вопроса внесли ученые Российской академии государственной службы при Президенте РФ.[10]

Однако, несмотря на детальную проработку данной темы, в работах пока слабо описывается специфика реализации инвестиционной политики на региональном уровне, особенно в условиях мирового финансового кризиса. Недостаточное количество исследований проведено по совершенствованию или эффективному вложению инвестиций в инфраструктурный комплекс ресурсопотребляющих регионов. Поэтому дальнейшая проработка теоретических и практических аспектов инвестиционной политики на региональном уровне представляет значительный интерес.

В научной литературе сама категория «инвестиции» имеет разное смысловое значение. Ранее утверждалось, что инвестиции - это затраты на производство и накопление средств производства и увеличение материальных запасов.[11] Или инвестиции - увеличение объема, функционирующего в экономической системе капитала, то есть предложенного количества средств производства, созданных людьми.[12] В законе РФ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» № 39-ФЗ от 25 февраля 1999 г. было уточнено данное определение: « инвестиции – денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта».

Под инвестициями часто понимаются денежные средства, имущественные и интеллектуальные ценности государства, юридических и физических лиц, направляемые на создание новых предприятий, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих, приобретение недвижимости, акций, облигаций и других ценных бумаг и активов с целью получения прибыли и (или) иного положительного эффекта.[13]

В данном исследовании будем определять экономическую сущность инвестицийв наиболее обобщенном видекак «вложение капитала во всех его формах в различные объекты (инструменты) его хозяйственной деятельность с целью получения прибыли, а также достижения иного экономического или внеэкономического эффекта, осуществление которого базируется на рыночных принципах и связано с фактором времени, риска и ликвидности».[14]

Лицо, осуществляющее вложение капитала называется инвестором, а процесс вложения – инвестированием. В данной работе под инвестированием будем понимать циклический процесс аккумулирования средств в различной форме, превращения их в инвестиционные товары, формирования на их основе инвестиционных ресурсов, превращения инвестиционных ресурсов в капитальные вложения, трансформации последних в преобразующие факторы – ресурсы (новая техника и технологии, новые материалы, квалификация, интеллектуальные и информационные ресурсы, и т.д.) или собственно капитал и возвращение инвестиционных средств в денежном эквиваленте.[15]

Объектами инвестиционной деятельности в РФ являются:

§ вновь создаваемые и модернизируемые основные фонды и оборотные средства во всех отраслях народного хозяйства, в том числе инфраструктурные сектора экономики;

§ ценные бумаги (акции, облигации и др.);

§ целевые денежные вклады;

§ научно-техническая продукция и другие объекты собственности;

§ имущественные права и права на интеллектуальную собственность.

Инвестиции играют центральную роль в расширенном воспроизводстве и предопределяют общий рост экономики. Помимо того, что инвестиции влияют на общую эффективность хозяйствования и на возможности экономического роста в долгосрочной перспективе, они также оказывают прямое и быстрое воздействие на занятость и доходы населения.

Инвестиции теснейшим образом связаны со сбережениями, накоплениями государства, предприятий, населения. Доля доходов государства, идущих на создание инвестиционных товаров, зависит как от масштаба самих доходов, так и от настоятельности текущих потребностей. В периоды экономических кризисов, когда государственные доходы уменьшаются, а проблемы текущих потребностей становятся более острыми, правительства склонны во избежание социальных потрясений урезать государственные инвестиции в угоду текущим запросам, что затрудняет выход из кризиса.

Следует отметить, что доля государственных инвестиций в общем объеме капитальных вложений в большинстве развитых стран невелика (таблица 1).[16]

Доля государственных инвестиций в общем объеме капиталовложений в отдельных развитых странах Таблица 1

Государство Объем инвестиций, %
государственный сектор предпринимательский сектор
США
Япония
Германия 13,1 86,9
Бельгия 15,3 84,7
Италия 44,1 осн. капитал 65,9 осн. капитал
Италия 15 сфера услуг 85 сфера услуг

Государственные инвестиции, как правило, направляются на финансирование крупных общегосударственных программ, строительство инфраструктурных объектов: автодорог и очистных сооружений, жилья, объектов связи, энергетики, коммунального хозяйства, транспорта, образования, здравоохранения. При этом в разных странах приоритеты государственного финансирования различны.

Анализируя содержание, виды и цели инвестиционной политики можно отметить, что она является совокупностью действий агентов воспроизводственной деятельности по обеспечению условий воспроизводства капитальных ресурсов в регионе.

Инвестиционная политика - это совокупность различных подходов и решений, используемых для эффективных вложений средств в какое-либо предприятие (регион, страну).

Сущность инвестиционной политики заключается в обеспечении воспроизводства основных фондов производственных и непроизводственных отраслей, их расширений и модернизации.

Включая регулирование всех сторон инвестиционного процесса, а именно: размеры, структуру, источники, эффективность инвестиций и др., инвестиционная политика государства является одним из основных и важнейших направлений воздействия на экономику.

Составными частями инвестиционной политики являются:

1. налоговая политика;

2. дотационный механизм;

3. бюджетная политика;

4. антимонопольное регулирование;

5. денежно-кредитная политика;

6. институциональные преобразования.

Уточняя экономическую сущность данной категории можно также отметить, что инвестиционная политика государства — это система мер, направленных на стимулирование инвестиционной активности и включающих формирование благоприятного инвестиционного климата, привлечение неинфляционных источников инвестирования и создание единых стандартов обоснования эффективности инвестиций.1

То есть основными задачами инвестиционной политики являются формирование благоприятной среды, способствующей повышению инвестиционной активности важнейших секторов экономики, привлечение частных отечественных и иностранных инвестиций для реконструкции предприятий, а также государственная поддержка важнейших жизнеобеспечивающих производств и социальной сферы при повышении эффективности капитальных вложений.[17]

Характер инвестиционной политики определяется степенью государственного вмешательства в экономические процессы, увязкой данной политики с иными государственными институтами, к которым относятся налоговая, финансово-кредитная, лицензионная и ценовая политика, политика доходов и занятости, привлечения иностранных инвестиций, правовое поле и общий административный уклад.

По наличию и характеру правовой базы можно выделить: формальную и неформальную государственную инвестиционную политику. При этом формализованная инвестиционная политика означает наличие целостной правовой базы, регулирующей основные параметры инвестиционного процесса, такие, как налоги, цены, доходы, тарифная система, сроки амортизации оборудования и методы учета основных фондов. Как правило, ей присуща высокая степень государственного участия в экономике.

Неформальная инвестиционная политика характеризуется сравнительно низкой долей государственных капиталовложений (до 30%), большим объемом частного капитала (до 80%) от всех хозяйствующих субъектов и объемов промышленного производства, свободным перемещением капитала за рубеж и из-за рубежа и главное - несистематизированной правовой базой.

По форме управления можно выделить следующие типы инвестиционной политики: либеральная и централизованная.[18]

Либеральному типу инвестиционной политики присущи преимущественно экономические методы государственного регулирования инвестиционными процессами, развитая вертикальная система инвесторов (государство - финансовые институты- бизнесмены - мелкие инвесторы), а также разнообразные источники инвестиций (частные, государственные, привлеченные и т.д.), развитая финансовая инфраструктура. Роль государства состоит в установлении «правил игры» во взаимоотношениях «инвестор-государство», что позволяет экономической системе саморегулироваться и развиваться относительно свободно. Этому типу инвестиционной политики противостоит централизованная инвестиционная политика, основной чертой которой является исполнение преимущественно жестких административных методов управления.

Источники инвестиций в этом случае формируются посредством аккумулирования ресурсов различными государственными структурами, централизованно осуществляется долгосрочное прогнозирование, а общее правовое поле жестко регламентирует развитие инвестиционного процесса. Исходя из этих критериев современную региональную инвестиционную политику, проводимую большинством регионов России, можно оценить как формализованную и централизованную. Роль государственного вмешательства значительна как по объемам контролируемых им инвестиций, так и по степени регулирования данного процесса. Любое решение, касающееся крупных кредитов государственными или коммерческими предприятиями, так или иначе, контролируется государственными ведомствами.

Инвестиционному процессу в регионах Российской Федерации присуще наличие следующих особенностей:

- Децентрализация инвестиционного процесса. Можно выделить, по крайней мере, два направления этого процесса: федеральный центр; региональное правительство — региональные промышленные и финансовые институты.

- Переход к преимущественно экономическим методам воздействия. Государство утрачивает свои функции главного планирующего и распределяющего института и приобретает иные, ранее не присущие ему, роли: собственника, равноправного участника, долевого партнера, финансового агента, гаранта и кредитора.

- Появление новых участников инвестиционного процесса. На управляемость инвестиционным процессом воздействует и его структурное развитие, которое характеризуется появлением большого числа новых субъектов.

В настоящее время инвестиционное проектирование выступает основным средством реализации инвестиционной политики региона, которая классифицируется по признакам, приведенным в таблице 2.

Классификация инвестиционной политики Таблица 2

Классифицирующий признак Содержание классификации   Основное предназначение классификации
По типам деятельности Техническая, организационная, экономическая, социальная, смешанная Специфичность аспекта анализа проекта
По структуре Монопроект, мультипроект, мегапроект Сложность иерархической структуры управления проектом

Окончание таблицы 2

По размеру Мелкие, средние, крупные, очень крупные Уровень детализации информации
По масштабу Межгосударственные, международные, национальные, межрегиональные, региональные, межотраслевые, корпоративные проекты одного предприятия Специфичность разработки и управления проектом
По длительности Краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные Структурирование жизненного цикла проекта
По сложности Простые, сложные, очень сложные Специфичность проекта управления проектом
По характеру предметной области Инвестиционный, инновационный, научно- исследовательский, учебно – образовательный, смешанный Специфика жизненного цикла проекта и учета выгод
По признаку внедрения Внедряется в действующее предприятие. Создает новое предприятие. Правильное исчисление и сравнение приростных потоков доходов и затрат
Смешанный - по доминирующему признаку а) малые; б) мегапроекты; в) краткосрочные г) моно- и мультипроекты Специфика использования стандартных процедур управления и контроля

В осуществлении собственной инвестиционной политики каждый регион России может преследовать самые разнообразные цели. Главная проблема состоит в том, что локальные инвестиционные устремления не должны противоречить установкам как внутренней региональной экономической политики, так и глобальной цели экономического развития страны.1

Целями текущей инвестиционной политики для большинства регионов в настоящее время являются: структурная перестройка региональной экономики; обеспечение экономической безопасности региона; рационализация размещения производительных сил и комплексное развитие инженерной инфраструктуры; реализация приоритетных инвестиционных проектов, исходя из интересов регионального хозяйственного комплекса.

Успешную реализацию указанных целей в настоящее время все в большей степени сдерживают инфраструктурные ограничения, обусловленные значительным износом ранее возведенных объектов, а также медленным строительством новых, что создает значительный дисбаланс при развитии сектора «новой экономики».

Не случайно инфраструктурным отраслям, особенно топливно-энергетическому комплексу (ТЭК), в научной литературе в последние годы уделяется все большее внимание.

Понятие ТЭК в специальной литературе экономисты трактуют в целом одинаково. Однако, это понятие неразрывно связано с энергосистемой.

Под энергосистемой понимается область народного хозяйства, охватывающая энергетические ресурсы, выработку, преобразование, передачу и использование различных видов энергии. В энергосистему входят системы электроэнергетические, снабжение различными видами топлива (продукцией нефтедобывающей, газовой, угольной, торфяной и сланцевой промышленности), а также системы ядерной энергетики. В тоже время нефтедобывающая, газовая, угольная, торфяная и сланцевая промышленность образует топливную промышленность. Также, к ТЭК можно отнести системы транспортировки топлива и продуктов его переработки.1,2

С повышением значимости ТЭК ученые и экономисты в разных странах все больше изучали тенденции развития и перспективы этого сектора. Однако, в каждой стране существует свой подход к инвестированию в ТЭК, исходя из того, импортером или экспортером она является. Органы государственной власти активно ищут пути привлечения инвестиций в данный сектор экономики как на общенациональном, так и региональном уровнях управления.

Характерной особенностью инвестирования в энергетическое производство являются необходимость привлечения крупных средств (десятки и сотни миллиардов рублей), длительные сроки освоения (строительства) и эксплуатации объектов. В этом смысле приоритетными выступают газовая и нефтеперерабатывающая промышленности с окупаемостью вложенных капиталов через 3-5 лет после ввода мощностей в эксплуатацию, затем - нефтедобывающая промышленность, для которой этот показатель равняется 5-7 годам, и электроэнергетика.[19]

Топливно-энергетический комплекс тесно связан со всей промышленностью страны. На его развитие расходуется более 20% денежных средств. На ТЭК приходится 30% основных фондов и стоимости производимой промышленной продукции России. Он потребляет 10% продукции машиностроительного комплекса, 12% продукции металлургии, 2/3 труб в стране, дает больше половины экспорта РФ и значительное количество сырья для химической промышленности. Его доля в перевозках составляют 1/3 всех грузов по железным дорогам, половину перевозок морского транспорта и всю транспортировку по трубопроводам.[20]

Топливно-энергетический комплекс имеет большую районообразовательную функцию. С ним напрямую связано благосостояние всех граждан России, в том числе такие проблемы, как безработица и инфляция.

В состав топливно-энергетического комплекса РФ входят электроэнергетика, нефтяная промышленность, научно-исследовательские организации, объекты социальной и коммунально-бытовой сферы. Графически состав ТЭК представлен на рис. 1.

Топливно-энергетический комплекс России является важнейшей составляющей национальной экономики. Доля добавленной стоимости ТЭК в

ВВП России составляет 29,6 %, в том числе: 20,2 % - нефтяной, 6,6 % - газовый комплекс, 2,0% - электроэнергетика и 0,8% - угольная промышленность.[21]

Теоретические основы и особенности осуществления региональной инвестиционной политики в инфраструктурной сфере - student2.ru

Рисунок 1 – Состав ТЭК РФ1

Доля ТЭК в налоговых поступлениях в бюджетную систему с учетом таможенных платежей за 2007 год составила 51,6%, в том числе: нефтяного сектора - 40,7%, газового сектора - 7,4%, электроэнергетики - 3,1% и угольной промышленности - 0,4 процента.[22]

При всей значимости топливно-энергетического комплекса предприятия основных его отраслей переживают не лучшие времена.[23]

Для эффективного использования имеющегося потенциала необходима чётко сформулированная, научно обоснованная и воспринятая обществом государственная долгосрочная энергетическая политика. Ее формирование в стране проходило в несколько этапов и в настоящее время на базе ранее разработанных концепций определены основные направления энергетической стратегии на период до 2020 года,[24] одобренные Правительством Российской федерации.

Главной целью Энергетической стратегии является определение путей и формирование условий безопасного, эффективного и устойчивого функционирования энергетического сектора, формирование системы взаимоотношений субъектов ТЭК, потребителей и государства, обеспечивающих достижение заданных целей энергетической политики в реальных условиях функционирования.

Электроэнергетика - составляющая часть энергетики, обеспечивающая электрификацию хозяйства страны на основе рационального производства и распределения электроэнергии. Она имеет очень важное преимущество перед энергией других видов - относительную легкость передачи на большие расстояния, распределения между потребителями, преобразования в другие виды энергии (механическую, химическую, тепловую, свет и др.).

Специфической особенностью электроэнергетики является то, что ее продукция не может накапливаться для последующего использования, поэтому потребление соответствует производству электроэнергии как во времени, так и по количеству (с учетом потерь).[25]

Последние 50 лет электроэнергетика является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей хозяйственного комплекса России. Основное потребление электроэнергии в настоящее время приходится на долю промышленности, в частности тяжелой индустрии (машиностроения, металлургии, химической и лесной промышленности).

Электроэнергетика способствует увеличению плотности размещения промышленных предприятий. Она отличается большим районообразующим значением. Обеспечивая научно-технический прогресс, она решающим образом воздействует не только на развитие, но и на территориальную организацию производительных сил, в первую очередь, промышленности.

Передача энергии на большие расстояния способствует более эффективному освоению топливно-энергетических ресурсов независимо от их удаленности от места потребления.

В местах больших запасов энергетических ресурсов концентрируются энергоемкие производства (алюминия, магния, титана, ферросплавов) и теплоемкие производства (химических волокон, глинозема), в которых доля топливно-энергетических затрат в себестоимости готовой продукции значительно выше, чем в традиционных отраслях.

Энергетические ресурсы на территории России расположены крайне неравномерно. Основные их запасы сконцентрированы в Сибири и на Дальнем Востоке (около 93% угля, 60% природного газа, 80% гидроэнергоресурсов), а большая часть потребителей электроэнергии - в европейской части страны.[26] Эта особенность вызывает потребность развития энергетической инфраструктуры во всех регионах Российской Федерации, особенно не производящих, а потребляющих энергоресурсы.

Прогнозные значения производства и потребления электроэнергии в РФ представлены на рис. 2.

Теоретические основы и особенности осуществления региональной инвестиционной политики в инфраструктурной сфере - student2.ru

Рисунок 2 – Производство электроэнергии в РФ, млрд.кВт.ч[27]

Стратегическими целями развития электроэнергетики являются:[28]

- надежное энергоснабжение экономики и населения страны электроэнергией;

- сохранение целостности и развитие единой энергетической системы страны, ее интеграция с другими энергообъединениями на Евразийском континенте;

- повышение эффективности функционирования и обеспечение устойчивого развития электроэнергетики на базе новых современных технологий;

- снижение вредного воздействия на окружающую среду;

- меры по созданию рациональной рыночной среды электроэнергии (включая взаимоувязанные тарифное, налоговое, таможенное, антимонопольное регулирование и институциональные преобразования в ТЭК);

- повышение эффективности управления государственной части энергетической системы региона;

- стимулирование и поддержка стратегических инициатив в сфере инвестиционной, инновационной и энергосберегающей активности потребителей на территории регионов.

Энергетическая стратегия РФ предусматривает углубление межрегиональной интеграции и создание единого экономического пространства в энергетической сфере путем развития межрегиональных рынков энергоресурсов и транспортной инфраструктуры. Соответственно, развитие мер государственного регулирования отрасли органами исполнительной власти предполагает разграничение полномочий между субъектами федерации, что позволит построить систему сбалансированных отношений между ними, учитывая интересы конечных потребителей и предприятий энергетики.

Наши рекомендации