Теоретические основы рразработки государственной региональной экономической политики

ПЛАН ЛЕКЦИИ

1. Теоретические основы разработки Государственной региональной экономической

политики.

2. Система целей и заданий региональной политики.

3. Современная государственная региональная политика.

4. Региональная политика и экономическая безопасность регионов.

Рекомендованная литература

Основная

1. Регіональна економіка: тексти лекцій / [O.B. Ольшанська, М.І. Фащевський, І.В. Білоконь та ін.]; за заг. ред. М.І. Фащевського, О.В. Ольшанської. - К.: КНЕУ, 2009. — 328, с.

2. Регіональна економіка. Навчальний посібник для студентів усіх фор навчання спеціальностей економіка підприємства та бухгалтерський облік / Авт.: Димченко О.В., Матвєєва Н.М., Гайденко С.М. – Харків: ХНАМГ, 2008. – 205 с.

3. Регіональна економіка: Підручник / В. В. Журавель, О. В. Поспєлов, Г. П. Рекун, В. Б. Родченко; Харк. нац. акад. міськ. госп-ва. – Х.: ХНАМГ, 2011. – 271 с.

4. Зінь Е.А. Регіональна економіка: Підручник. - К.: «ВД «Професіонал», 2007. — 528 с.

5. Регіональне управління: підручник / за заг. ред. Ю. В. Ковбасюка, В. М. Вакуленка, М. К. Орлатого. – К.: НАДУ, 2014. – 512 с.

6. Круш П. В., Кожемяченко О. О. Національна економіка: регіональний та муніципальний рівень. Підручник. – К.: Центр учбової літератури, 2011. – 320 с.

7. Кухарская Н.А. Стратегические приоритеты трансформации экономики регионов Украины: тенденции, формы, механизмы: Монография / Институт проблем рынка и экономико-экологических исследований НАН Украины. — Одесса: ИПРЭЭИ НАН Украины, 2010. - 519 с.

8. Менеджмент регіонального розвитку: монографія. / за ред. О. В. Васильєва, К. А. Фісуна; Харк. нац. акад. міськ. госп-ва. – Х.: ХНАМГ – 2010. – 375с.

Дополнительная

1. Гранберг А. Г. Основы региональной экономики : учеб. для вузов / А. Г. Гранберг. – М. : ГУ ВШЭ, 2000. – 376с.

2. Економічний потенціал регіону: пріоритети використання / І. М. Школа, Т. М. Ореховська та ін. – Чернівці : Книга-ХХІ; Рута, 2003. – 464 с.

3. Єпіфанов А. О. Регіональна економіка / А. О. Єпіфанов, І. В. Сало. – К.: Наукова думка, 2000. – 344 с.

4. Жук М. В. Регіональна економіка : підручник / М. В. Жук. – К. : Академія, 2008. – 415 с.

5. Коваль Я. В. Регіональна економіка : навч. посібник / Я. В. Коваль, І. Я. Антоненко – К. : Професіонал, 2005. – 268 с.

6. Стеченко Д. М. Управління регіональним розвитком / Д. М. Стеченко. – К.: Вища школа, 2000.

7. Чернюк Л. Г. Економіка регіонів (областей) України / Л. Г. Чернюк, Д. В. Клиновий. – К. : ЦУЛ, 2002. – 641 с.

8. Іщук С. І. Розміщення продуктивних сил і регіональна економіка : навч. посібник / С. І. Іщук. – К. : ПАЛИВОДА А. В., 2006. – 283 с.

9. Колесникова Н. А. Финансовый и имущественный потенциал региона: опыт регионального менеджмента / Н. А. Колесникова. – М. : Финансы и статистика, 2000.

10. Продуктивні сили економічних районів України / Б. М. Данилишин, Л. Г. Чернюк, О. В. Горська та ін. – К. : ЗАТ Нічлава, 2000.

11. Стеценко Д. М. Інноваційні форми регіонального розвитку : навч. посібник / Д. М. Стеценко. – К. : Вища школа, 2000. – 254 с.

12. Формирование условий пропорционального развития производственного комплекса региона / Н. Д. Прокопенко и др. – Донецк, 2001. -195 с.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РРАЗРАБОТКИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

В экономической литературе и государственных документах существуют различные определения содержания региональной политики. Наиболее распространенным является определение ее как совокупности организационно-правовых и экономических мероприятий, которые осуществляются государством в сфере регионального развития страны в соответствии с ее текущими и стратегическими целями.

Для определения содержания региональной политики, следует четко разделять понятие “экономическая политика”, “политика территориального (пространственного) устроения” и “региональная экономическая политика».

Экономическая политика охватывает совокупность всех стремлений, действий и мероприятий, для последовательного благоустройства экономического события в определенной отрасли или сфере через непосредственное влияние на него. Допустимость и пределы государственного вмешательства в экономические события определяется действующим в стране экономическим порядком (например, система социально-рыночной экономики).

Политика пространственного устроения должна достигаться через развитие и оптимальное использование территориального пространства или регионов. Основным ее стремлением является реализация не только экономических, но и социальных, культурных и экологических требований. Представление о наилучшем порядке территориального устроения, так называемый образец порядка территориального устроения, может стать основой для понимания этой политики, основным заданием которой является оформление пространства в соответствии с направлением его развития.

Сочетание экономической политики и политики пространственного устроения идет от признания необходимости объединения экономики и пространства, а не от их рассмотрения отдельно, что, конечно, является оптимальным. Региональная экономическая политика следует за политикой пространственного устроения, прежде всего направляя свои мероприятия на территориальную структуру и, соответственно, региональный вектор экономической деятельности государства.

Одной из основных задач региональной экономической политики является рост эффективности глобальной экономической политики. Исходя из этого, она направляется на решение специфических экономико-политических проблем регионов. Региональная экономическая политика влияет собственным инструментарием на ограниченную часть территории большего географического пространства, причем, согласно критерию целесообразности, следует распределить и классифицировать все географическое пространство на отдельные регионы.

Таким образом региональную экономическую политику следует рассматривать как интегрированную часть общей экономической политики общества, какая призвана влиять на экономические и социальные структуры в разных регионах таким образом, чтобы при этом все ее цели достигались наилучшим образом.

Основной причиной необходимости разрабатывания государственной региональной политики является то, что в результате действия разнообразных исторических, природно- географических, экономических факторов, разных темпов проведения рыночной реформы, изменений в системе ведения хозяйства и структуре собственности в регионах Украины существует значительная дифференциация уровня экономического развития и возможностей социального обеспечения граждан, которая приводит к существенным негативным последствиям.

Рассматривая региональную политику с точки зрения распределения власти между центром и регионами ей можно дать следующее определение: «Государственная региональная политика – это совокупность организационно-правовых и экономических мероприятий, которые осуществляются государством в сфере регионального развития в соответствии с ее стратегическими и текущими целями и заданими». Она является составляющей государственной экономической политики, базируется на принципах создания государства, демократии, общечеловеческих ценностей. Ее стратегической целью является создание условий для динамического, сбалансированного социально-экономического развития Украины и ее регионов, повышения уровня жизни населения, обеспечения соблюдения гарантированных государством социальных стандартов для каждого ее гражданина независимо от местожительства, а также углубления процессов рыночной трансформации на основе повышения действенности управленческих решений, усовершенствования работы органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Объектом государственной региональной политики является регион, как система общественных отношений по обеспечению воспроизводительных процессов в пределах конкретной территории. Именно в регионах складывается весь комплекс условий жизнедеятельности людей, осуществляется воссоздание рабочей силы, устанавливаются пропорции между секторами и отраслями экономики. В регионах сталкиваются общегосударственные, отраслевые, местные, предпринимательские и личные интересы, согласование которых является одной из самых сложных проблем общественного развития.

Субъектами государственной региональной политики являются органы государственной власти в регионах, представительские органы и органы местного самоуправления.

В основе построения Государственной региональной политики лежат следующие принципы:

- конституционности и законности;

- обеспечение унитарности Украины и целостности ее территории;

- сочетание процессов централизации и децентрализации власти;

- максимальное приближение услуг, которые предоставляются органами государственной власти и органами местного самоуправления, к непосредственным потребителям;

- дифференциации государственной поддержки регионам, в соответствии с условиями, критериями и сроками, определенными законодательством;

- стимулирование тесного сотрудничества между органами государственной власти и органами местного самоуправления, которые действуют в пределах одного региона, в разработке и реализации мероприятий, относительно регионального развития.

Рассматривая теоретический аспект разработки государственной региональной политики, следует заметить, что общеэкономическое развитие государства рассматривается как сумма развития отдельных региональных экономик.

Наилучшей предпосылкой для эффективного развития отдельных регионов является общеэкономическая политика, которая делает общими условиями роста экономики регионов, улучшает их конкурентоспособность и заботится о непрерывных и достаточных условиях развития.

Однако, влияние общеэкономических условий является разным в разных регионах. Это зависит от того, достаточно подготовлены ли внутренние силы региона к изменениям внешних условий, то есть смогут ли они справиться со структурными изменениями.

Изменение структуры не является большой проблемой если она осуществляется предсказуемо, равномерно и небольшими шагами.

Однако, тяжесть структурных изменений объясняется тем, что они, подобно ломке, приводит к следующим последствиям:

- сокращение рабочих мест происходит скорее, чем могут создаваться новые места – это является наиболее актуальным вопросом изменения структуры;

- сокращение старых рабочих мест часто происходит регионально сконцентрировано, а создание новых рабочих мест наоборот распределяется между регионами, или вообще осуществляется в других регионах;

- сокращение рабочих мест часто касается именно больших предприятий, которые доминируют в регионе и потому тянут весь регион к кризису;

- сокращение рабочих мест, как правило касается низко квалифицированных кадров, которые и в другом месте имеют незначительные шансы для трудоустройства, – это является социальной проблемой смены структуры.

Если изменение структуры происходит с вышеназванными негативными признаками, то, как показывает опыт, государственное управление может осуществляться в двух стратегических направлениях:

Первое – это применение оборонной стратегии или стратегии приспособления. Она может использоваться недолгое время, как временное средство, которое, однако дорого обойдется государству в будущем. Конечно, государство может временно не субсидировать регионы, не защищать их от иностранных конкурентов, не блокировать изменение структуры. В результате такой стратеги наступает ползучий паралич и долгосрочный кризис регионов, которых это коснулось и, приведет наконец, к снижению доверия к государственной экономической политике.

Второе – это применение наступательной стратегии, которая, напротив, направляется на то, чтобы изменить структуру региона, который находится под угрозой, сделать его опять конкурентноспособным (улучшение условий местонахождения и создания конкурентноспособных рабочих мест вне областей, которые находятся под угрозой, амортизация социального напряжения). Также эта стратегия требует применения общественных мероприятий, разных видов государственной помощи, которые проводятся в противовес стратегии сохранения существующего положения, которое приведет к чрезвычайно долговременному решению проблем региона, а социальные нагрузки будут держаться в пределах. Регион, который находится под угрозой, получит реальную перспективу на будущее.

В стратегии наступательного изменения структуры выделяют два основных элемента: политика рынка рабочей силы и активная региональная политика.

Активная политика рынка рабочей силы нацелена на преодоление промежутка времени между ломкой старой и созданием новой структуры, на сохранность работоспособности людей, которых коснулись изменения, на избежание падения их квалификации и соответственно способствовать новым производственным навыкам и знаниям (выигрыш времени). Это зависит от того, как разумно проводится работа, которая выполняется на условиях рынка, вместо того, чтобы только удерживать безработных.

Активная региональная политика нацелена на модернизацию соответствующего региона и по возможности на быстрое и всестороннее изменение его структуры.

Региональная политика в этом смысле включает все существенные структурно эффективные отрасли экономической политики, от транспортной к исследовательской политике и политике технологий, которые направляются на то, чтобы улучшить привлекательность региона, который находится под угрозой и способствовать созданию новых конкурентоспособных рабочих мест.

В будущем активная региональная политика является необходимой и должна укрепляться как политически, так и в финансовом отношении. В этом аспекте активная региональная политика предусматривает два направления реализации:

1. Cоздание эффективно действующей системы власти и управления в центре и в регионах, финансово-экономическое и нормативно правовое обеспечение регионов на основе оптимального сочетания общегосударственных, региональных и местных интересов;

2. Структурная перестройка народнохозяйственного комплекса регионов.

Наши рекомендации