Тема 2. Россия в условиях глобализации. Стратегия развития экономики России
Формирование глобальной стратегии развития
8 часов, зачет, курсовая работа
Тема 1. Основные понятия. Глобализация мировой экономики.
Термин «стратегия» давно завоевал популярность, его употребление современными менеджерами обозначает высшее проявление управленческой деятельности.
Стратегия –обобщенная модель долгосрочных действий организации, необходимых для достижения поставленных целей.
Анализ определяемых этим термином понятий[1] показал, что «стратегия» имеет пять различных значений.
Итак, стратегия – это:
1. План высшего руководства по достижению долгосрочных результатов, соответствующих целям и задачам организации (намечаемая стратегия, стратегия-цель). Это руководство, ориентир или направление развития, характеризующее путь из настоящего в будущее.
2. Принцип поведения, следование некоторой модели поведения (осуществляемая стратегия, стратегия поведения). Она характеризует путь из прошлого в настоящее и показывает, насколько удачно организация приспосабливалась к условиям постоянно изменяющегося рынка.
3. Позиция – расположение определенных товаров на конкретных рынках (создание посредством разнообразных действий уникальной и ценной позиции).
4. Перспектива – основной способ действия организации, ее «теория бизнеса», направленная на будущее предприятия.
5. Прием – особый маневр, совершаемый с целью перехитрить конкурента, предполагает исключительно оказание давления на конкурента, а не реальное следование содержанию этой информации.
Стратегия развития на микроуровне– этосистема управленческих, организационных и инновационных решений, направленных на реализацию стоящих перед организацией задач. Следовательно, она предполагает формирование пакета мероприятий, позволяющих структуре в перспективе изменить свое положение, что означает разработку тактических задач, обеспечивающих стратегические цели. Стратегия развития – обобщающая модель действий, необходимых для достижения поставленных целей предприятия на основе выбранных критериев (показателей).
Стратегия развития на макроуровне – это развитие России как ведущей мировой державы XXI века, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан. В среднесрочной стратегической перспективе необходимо предотвратить дальнейшее увеличение разрыва между Россией и развитыми странами, а в долгосрочной перспективе – восстановить и упрочить позицию России как одной из стран – лидеров мирового развития. Исходным пунктом разработки стратегии является оценка состояния развития экономики и выявление противоречий.
Развитие экономики России как замкнутой системы невозможно. Россия должна интегрироваться во всеобъемлющий мировой рынок. В то же время нарастающие тенденции глобализации мировой экономики и вступление России во Всемирную торговую организацию ставят перед национальными производителями сложную задачу выпуска конкурентоспособной в масштабах международного рынка продукции и достижения устойчивого экономического развития. От успеха решения этой задачи зависит положение России в мировой экономике и политике: либо она утратит влияние в мировом сообществе и превратится в регион устаревших технологий и товаров, либо восстановит промышленность и расширит зону своего влияния.
Одной из главных особенностей современной мировой экономики является то, что она должна учитывать процесса глобализации всех сторон общественной жизни (экономической, социальной, духовной, политической).
В экономической литературе существует множество различных определений глобализации.
Глобализация мирового хозяйства – относительно новое понятие, введенное в широкий научный оборот в конце 1980-х – начале 1990-х гг. XX в. До этого периода термин «глобализация» использовался преимущественно для обозначения объединения отдельных рынков сбыта продукции крупных международных компаний и соответственно корпоративной стратегии, направленной не на освоение какого-либо одного национального или зарубежного рынка, а на действия на всех рынках, т.е. в глобальном масштабе.
Глобализация –процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации[2]. Основным следствием этого является мировое разделение труда, миграция в масштабах всей планеты капитала, человеческих и производственных ресурсов, стандартизация законодательства, экономических и технологических процессов, а также сближение и слияние культур разных стран. Это объективный процесс, который носит системный характер, то есть охватывает все сферы жизни общества.
Глобализация экономики[3]– усиление взаимосвязей, взаимодействий и взаимозависимости экономик, экономических систем разных стран мира; интернационализация[4] производства и капитала, ведущая к установлению идентичных норм и условий ведения хозяйственной деятельности в странах, различающихся уровнем развития, видом общественно-политической и социально-экономической системы. Вызывает неприятие и противодействие лиц, отстаивающих национальную специфичность экономики отдельной страны.
Антиглобализм– политическое движение, направленное против определённых аспектов процесса глобализации в её современной форме, в частности против доминирования глобальных транснациональных корпораций и торгово-правительственных организаций, таких как Всемирная торговая организация (ВТО).
Глобализация экономики –одна из закономерностей мирового развития. Возросшая по сравнению с интеграцией взаимозависимость экономик различных стран. Связана с формированием экономического пространства, где отраслевая структура, обмен информацией и технологиями, география размещения производительных сил определяются с учетом мировой конъюнктуры, а экономические подъемы и спады приобретают планетарные масштабы. Растущая глобализация экономики выражается в резком увеличении масштабов и темпов перемещения капиталов, опережающем росте международной торговли по сравнению с ростом ВВП, возникновением круглосуточно работающих в реальном масштабе времени мировых финансовых рынков.
Глобализация экономики это сложный и противоречивый процесс. С одной стороны, она облегчает хозяйственное взаимодействие между государствами, создает условия для доступа стран к передовым достижениям человечества, обеспечивает экономию ресурсов, стимулирует мировой прогресс. С другой стороны, глобализация несет негативные последствия: закрепление периферийной модели экономики[5], потеря своих ресурсов странами, разорение малого бизнеса, распространение на слабые страны глобализации конкуренции, снижение уровня жизни и др.
Итоги:
Глобализация является спорным вопросом для бизнеса и правительства во всем мире.
Глобализация может быть описана как процесс, посредством которого люди мира объединяются в единое сообщество и функционируют вместе. Этот процесс представляет собой сочетание экономических, технологических, социально-культурных и политических сил. Это движение людей, товаров, капитала и идей из-за увеличения экономической интеграции.
Для противников глобализации это погоня крупных транснациональных корпораций доминирующих в мире за все более высокие прибыли. Многие группы находятся под давлением страха, что глобализация угрожает окружающей среде, а также национальным культурам - они предсказывают, что она сделает богатые страны богаче, а развивающиеся страны беднее. Но сторонники глобализации придерживаются другой точки зрения. Они считают, что увеличение и свободной торговли между странами будет залогом процветания и экономического роста для всех стран и предприятий.
К преимуществам глобализации можно отнести следующие:
1. Возможность познакомиться с культурами разных народов;
2. Разнообразие выбора для потребителей: когда они могут купить в местных магазинах и супермаркетах не только отечественные товары, но и иностранные;
3. Глобальные корпорации создают дополнительные рабочие места для местного населения, это удобно для этих крупных корпораций тоже: они могут перенести трудоемкие части их производственного процесса в страны с относительно большой численностью рабочей силы в целях минимизации своих издержек;
4. Распределения рисков. Более разумно вкладывать деньги не в одну компанию, а создать международную компанию с большим количеством филиалов в разных странах, она не будет иметь столь серьезные последствия, если один из них не будет подвержен ожесточенной конкуренции;
5. Жесткая конкуренция на местном рынке между отечественными и зарубежными производителями приводит к производству высококачественной продукции.
Недостатками глобализации являются:
6. Загрязнение окружающей среды (одну особенность следует признать - развитые страны пытаются расположить вредные для окружающей среды фабрики и заводы не в их собственных странах, а в развивающихся странах);
7. Глобализация уничтожает культурную идентичность, например, европейцы обычно стараются навязать свои обычаи и традиции азиатским народам;
8. Многонациональные корпорации предпочитают использовать дешевую рабочую силу в развивающихся странах, например в Азии. И в то же время они обеспечивают своих работников плохими, а иногда и ужасными условиями труда;
9. Для отечественных производителей трудно конкурировать с транснациональными корпорациями, особенно, если это новая отрасль промышленности.
Тема 2. Россия в условиях глобализации. Стратегия развития экономики России.
Проблемы глобализации имеют свою специфику для стран с переходной экономикой, и в частности для России. Необходимость адаптации национального хозяйства к требованиям и вызовам глобализации, нейтрализации рисков, связанных с ней, и ее негативных последствий совпала по времени с процессами трансформации экономической системы в Российской Федерации, переходом от централизованного планового (административно-командного) хозяйства к экономике, основанной на рыночных принципах. Все это предопределило дополнительную сложность и остроту проблем экономики России, связанных с протеканием в рамках мирового хозяйства глобализационных процессов.
Экономическая политика Росси должна учитывать очевидные риски глобализации для страны и быть направленной на их нейтрализацию, способствовать раскрытию потенциальных выгод глобализации для российской экономики и управлять процессом адаптации национального хозяйства к требованиям изменяющейся внешней среды. Предпосылками проведения такой политики являются учет в любых разрабатываемых концепциях экономического развития России необходимость и желательность изменения позиционирования страны в международном разделении труда.
По мнению отечественных специалистов, стратегия дальнейшего включения страны в мировую экономику должна базироваться на использовании не столько природно-ресурсного, сколько научно-технологического потенциала.
В рамках данной стратегии задачи внешнеэкономической политики государства могут быть следующими:
1. не допускать резкого снижения ценовой конкурентоспособности отечественного экспорта и импортозамещающего производства;
2. стимулировать экспорт, и в первую очередь продукции, созданной на базе современных высоких технологий;
3. обеспечивать защиту «встающих на ноги» модернизируемых отраслей и производств, потенциально конкурентоспособных на внутреннем и внешнем рынках.
Вовлечение России в мировую экономику происходит неравномерно, т.е. происходит вывоз на мировые рынки преимущественно топливно-сырьевых товаров и продукции первых стадий обработки первичного сырья. Таким образом, доминирующая в настоящее время модель интеграции экономики Российской Федерации в мировое хозяйство основана на вывозе за рубеж сырьевой продукции (нефти, природного газа) и изделий первых этапов ее переработки (продукции черной и цветной металлургии, химической и нефтехимической промышленности) в обмен на поставки из-за рубежа готовой продукции, в том числе потребительского назначения, а также продовольствия.
Проблемы позиционирования России в глобализующемся мировом хозяйстве и адаптации национальной экономики к вызовам глобальной конкуренции еще более обостряются в связи с предстоящим вступлением России во Всемирную Торговую Организацию (ВТО). В процессе вступления России придется пойти на определенные уступки по открытию своего внутреннего рынка для иностранных компаний, снижению тарифной защиты национальных производителей в определенных отраслях экономики. Риски от вступления страны в ВТО неизбежны. Выгоды же, которые Россия может получить от присоединения к Всемирной торговой организации и связанные с прекращением дискриминационной практики по отношению к российским экспортерам на зарубежных рынках, участием в разработке правил и норм регулирования международной торговли, доступом к международному механизму разрешения торговых споров, решающим образом зависят от способности российских компаний, опираясь на помощь государства, повысить свою конкурентоспособность в мировом хозяйстве.
Современное положение России в мировой экономике не соответствует ее природному, производственному и научно-техническому, интеллектуальному и духовному потенциалу. Россия обладает всем необходимым национальным богатством, природно-ресурсным, экономическим, интеллектуальным потенциалом, которого нет у многих стран мира. В частности, Россия обладает мощной природно-ресурсной базой. Несмотря на физический и моральный износ большой части основных производственных фондов, Россия сохраняет значительный производственный потенциал. В стране, несмотря на существенные потери, сохраняется значительный научно-технический и интеллектуальный потенциал. На базе этого потенциала в ряде отраслей промышленности России имеются и развиваются передовые уникальные технологии. Россия обладает достаточно высоким образовательным потенциалом, высококвалифицированными кадрами во всех основных сферах деятельности. Во внешнеэкономической сфере акцентируется важность таких направлений, как интеграция России в мировой рынок капиталов, использование международного транзитного потенциала, диверсификация экспортных поставок энергоресурсов, наращивание российского промышленного экспорта, защита интересов российских компаний за рубежом, рациональное встраивание России в мировую экономику с учетом глобальных тенденций. Исходя из всего этого, Россия должна в дальнейшем повышать свою роль в международных экономических и политических отношениях и пробиваться на лидирующие позиции. Для достижения этих целей в последние годы под руководством бывшего президента Д.А. Медведева осуществляется переход экономики России на путь модернизации и внедрения инновационных технологий в различные отрасли экономики и производства. Т.е. долгосрочная государственная стратегия социально-экономического развития страны предполагает решение такой задачи, как ускорение темпов экономического роста посредством перехода российской экономики от экспортно-сырьевого кинновационному типу развития. Именно инновационная деятельность, как наиболее перспективный вид изменений, который вносит наибольший вклад в повышение эффективности деятельности предприятия, может служить базисным фактором развития. Уровень развития и динамизм инновационной сферы – науки, новых технологий, наукоемких отраслей и предприятий, активно внедряющих нововведения, – обеспечивают основу устойчивого экономического роста.[6] Следует отметить, что на фоне ускоряющегося технологического прогресса ведущих стран мира (инновационная деятельность обеспечивает им около 60% прироста валового внутреннего продукта) Россия сталкивается с угрозой оказаться на периферии мирового развития со статусом сырьевого донора. В настоящее время доля России в мировом объеме торговли наукоемкой продукцией оценивается в 0,3 – 0,5 % (доля США – 36 %, Японии – 30 %, Германии – 17 %, Китая – 6 %).
Стратегическое развитие обеспечивается возможностями аккумулирования ресурсов в инновационной сфере, их рациональным использованием в рамках выбранных приоритетов, то есть повышением инновационного потенциала.