Особенности обслуживания тепловозов в зимних условиях

8.1. Подготовка тепловоза к зиме.

Для бесперебойной работы тепловоза зимой на плановых видах ремонта в пери­од проведения осенне-комиссионного осмотра проводят подготовку его для ра­боты в зимних условиях. Для этого на тепловозе:

8.1.1. Проверяется и при необходимости восстанавливается утепление;
а) Топливного трубопровода на всасывающей трубе от топливного бака до фильтров-­
и наружной части сливной трубы;

б) У водяного трубопровода на трубе от калорифера до сливной трубы и от водя­ного коллектора до калорифера до сливной трубы и от водяного коллектора до
калорифера и радиаторов обогрева под ногами в кабине машиниста;

в) У воздушного трубопровода на вводах нагнетательной и перепускной труб в главные резервуары;

г) Наружный участок масляной сливной трубы из картера дизеля;

д) Производится утепление фильтра грубой очистки топлива постановкой на него специального чехла (ватного или войлочного);

Перед утеплением проверяется отсутствие течи, подсоса воздуха в трубопро­водах. Затем трубопровод насухо протирается и покрывается техническим войлоком, который укрепляется каперной или хлопчатобумажной лентой шпагатом с последующим покрытием черной эмалью;

8.1.2. Производится замена масла в моторно-осевых подшипниках тяговых элек­тродвигателей. Осевое масло марки Л заменяется на зимнее марки 3.

8.1.3. Во избежание попадания снега в тяговые электродвигатели на всасы­вающие фильтры вентилятора охлаждения устанавливается редкая мешкови­на и открываются люки на всасывающих патрубках вентиляторов для забора воздуха из кузова.

8.1.4. Проверяется работа калорифера кабины машиниста.

8.1.5. Во избежание попадания снега в отсеки аккумуляторных батарей венти­ляционные жалюзи закрываются войлочными прокладками. Отрегулировать ток зарядки батареи на 40-50 А.

8.1.6. При температуре воздуха-15°С и ниже закрыть заслонку на выхлопном канале главного генератора и выброс воздуха производить в дизельное поме­щение.

8.1.7. Проверить плотность прилегания крышек смотровых люков тяговых элек­тродвигателей и исправность войлочных уплотнителей.

8.1.8. Проверить плотность прилегания створок жалюзи шахты холодильника, исправность работы их привода.

8.1.9. При температуре окружающего воздуха +5 - 0°С открыть заслонки на стен­ках диффузора и навесить чехлы на жалюзи секций холодильника так, чтобы было открыто 1/2 фронта секций, 8.2. Уход за дизелями и электрическими машинами.

После длительного отстоя тепловоза в ожидании работы обязательно сливать воду из картера дизеля.

Перед запуском необходимо также убедиться в отсутствии воды а воздушной полости радиаторов охлаждения наддувочного воздуха. Для этого необходимо открыть краники, установленные на сливных трубопроводах радиаторов, Запуск дизеля при температуре воды и масла +20°С. допускается в исключи­тельных случаях, соблюдая асе меры предосторожности по предотвращению повреждений. Первоначально прогрев дизели производить при 400 об/мин коленвала дизеля. После нагрева масла и воды до +ЗО° С постепенно увеличивать обороты, доводя их до 590-625 об/мин, следя за тем, чтобы давление масла по манометру на пульте управления не превышало 2.5 атм.

Запуск дизеля производить при температуре не ниже + 40°С. В период отстоя тепловозов в ожидании работы с остановленным дизелем и понижении температуры воды в его системе до +50"С дизель должен быть запущен для прогрева. Прогрей дизеля следует заканчивать при температуре воды 70"С, При температуре окружающего воздуха -10*С и ниже. при отстое тепловоза в ожидании работы более двух часов, жалюзи 'холодильной камеры должны быть полностью зачехлены.

Работа дизеля под нагрузкой должна начинаться при температуре масла и воды не ниже 55-б5^С. Нагрузку следует производить постепенно, не допуская дымности дизеля.

При следовании без нагрузки дизель не останавливать» т.к. при движении тепловоза при заглушенном дизеле тяговые электродвигатели работают как вентиляторы, засасывая во внутреннюю полость двигателей снежную пыль, что увлажняет изоляцию и ведет к снижению сопротивления последней до опасных пределов пробоя, корпусному замыканию и т.д. При снегопадах и метелях необходимо забор воздуха для охлаждения главного генератора, тяговых электродвигателей и ФНД дизеля, производить из дизельного помещения.

8.3. Обслуживание тепловоза в зимнее время.

8.3.1. В зимнее время необходимо особенно внимательно относиться к регу­лированию температуры воды и масла в системе охлаждения дизеля. При рабо­те тепловоза под нагрузкой температура воды в системе дизеля должна под­держиваться в пределах 75-80°С. Температура масла 60-75"С.Перепад темпе­ратуры масла "до холодильника" и "после холодильника" должен быть не более 15°С, температура масла "после холодильника''- не ниже +50°С, Температура воды в системе охлаждения наддувочного воздуха рекомендуется поддерживать в пределах 50-б0°С., но не ниже +20"С.

8.3.2. Для регулирования температуры воды и масла, как правило, использовать "автоматическое регулирование".

При следовании тепловоза "без нагрузки", а также в период стоянок на проме­жуточных станциях, тумблер "автоматическое управление" необходимо выклю­чить для предупреждения резкого перепада температуры воды и' масла в систе­ме дизеля после снятия нагрузки.

8.3.3. При неисправном "автоматическом управлении" следует перейти на руч­ное управление" холодильником. При этом необходимо учитывать, что обороты вентилятора холодильной камеры будут максимальными для соответствующих позиций контроллера машиниста. Поэтому, при необходимости следует отре­гулировать обороты вентилятора, изменяя затяжку пружины зубчатой рейки гидромуфты переменного наполнения. Для уменьшения оборотов вращать влево прошв часовой стрелки специальную муфту (стакан).

Во всех случаях регулировки температуры воды и масла, снижение температу­ры в один прием не должно превышать 3-5°С,

На тепловозах 2ТЭ10М имеется возможность иметь минимальные обороты вен­тилятора холодильной камеры. Это дает возможность использовать макси­мальное открытие боковых жалюзи холодильной камеры при пониженных" обо­ротах вентилятора и уменьшает струйное движение воздуха через фронт сек­ций, что благоприятно сказывается на их тепловом режиме.

8.3.4. При температура окружающего воздуха от -20 до -3О'С необходимо жалю­зи охлаждения воды наддувочного воздуха (правая сторона холодильной каме­ры) полностью зачехлить и перекрыть краники подвода воздуха -к цилиндру при­вода воздушных жалюзи. Со стороны секций охлаждения воды дизеля (левая сторона) оставить свободной 1/2 часть фронта.

Со стороны секций охлаждения воды наддувочного воздуха оставить свободно 1/3 часть фронта нижних секций (левая сторона холодильной камеры).

8.3.5. При температуре наружного воздуха -30°С и ниже необходимо полностью зачехлить все жалюзи холодильной камеры.

При необходимости, при температуре воздуха -30°С и ниже. для регулирования температуры воды к масла, использовать верхние монтажные люки холодильной камеры. Величину открытия монтажных люков и верхних жалюзи устанавливать, сообразуясь с условиями погоды, соблюдая необходимый тепловой ре­жим воды и масла в системе дизеля.

При температуре -30°С и ниже при приемке тепловоза после длительного отстоя убедиться осмотром в отсутствии течи водяных секций в холодильной камере. Запрещается останавливать (глушить) дизеля при температуре наружного воз­духа -20°С и ниже. Разрешается, как исключение, останавливать для ремонта и технического обслуживания.

Наши рекомендации