Рынок: понятие, условия возникновения, функции, виды. Субъекты и объекты рынка. Инфраструктура рынка
Рынок как экономический механизм формировался на протяжении тысячелетий, в течение которых менялось и содержание самого понятия.
В общем виде, понятие рынок— это система экономических отношений, складывающихся в процессе производства, обращения и распределения товаров, а также движения денежных средств.
Развитие рынка происходит вместе с развитием товарного производства, вовлекая в обмен не только произведенные продукты, но и продукты, не являющиеся результатом труда.
В условиях господства рыночных связей все отношения людей в обществе охвачены куплей-продажей. Если говорить более обобщенно, то рынок представляет сферу обмена (обращения), в которой осуществляется связь между агентами общественного производства в форме купли-продажи, т. е. связь производителей и потребителей, производства и потребления.
К ключевым предпосылкам возникновения рынка относят:
1. Безграничные потребности общества;
2. Ограниченность всех ресурсов производства и производственных возможностей человека;
3. Общественное разделение труда (специализация);
4. Экономическая обособленность товаропроизводителей рамками собственности;
5. Самостоятельность товаропроизводителя, его свобода как предпринимателя.
В состав рынка входят предприниматели, работники, продающие свой труд, конечные потребители, владельцы ссудного капитала, собственники ценных бумаг и т.д.
Основных субъектов рыночного хозяйства принято подразделять на три группы:
- Домашние хозяйства;
- Фирмы;
- Государство.
Домашнее хозяйство – это экономическая единица, функционирующая в потребительской сфере экономики. Она может состоять из одного или более человек. В рамках домашнего хозяйства потребляются конечные продукты сферы материального производства и сферы услуг. Домашние хозяйства являются собственниками и поставщиками факторов производства в рыночной экономике.
Полученные от продажи услуг труда, капитала и др. деньги расходуются для удовлетворения личных потребностей.
Фирмы– это экономическая единица, функционирующая с целью получения дохода (прибыли). Она предполагает вложение в дело собственного или заемного капитала, доход от которого расходуется не просто на личное потребление, а для расширения производственной деятельности. Фирма является поставщиком товаров и услуг в рыночном хозяйстве.
Государство – представлено главным образом различными бюджетными организациями, которые не имеют своей целью получение прибыли, а реализуют функции государственного регулирования экономики, для осуществления контроля над хозяйственной деятельностью.
Каждый из субъектов рыночных отношений может действовать одновременно, как покупатель и как продавец. Все хозяйственные субъекты тесно взаимодействуют на рынке, образуя непрерывный «поток» купли-продажи.
Объектами рынка являются товары и деньги.
В качестве товаров выступают не только произведенная продукция, но и факторы производства (труд, земля и капитал); услуги и даже духовные ценности.
В качестве денег – все финансовые средства.
Функции рынка определяются стоящими перед ним задачами.
Рыночный механизм призван найти ответы на три ключевые вопроса:
что, как и для кого производить?
Для этого рынок выполняет ряд функций:
- Информационная функция
- Посредническая функция
- Регулирующая функция
- Ценообразующая функция
- Стимулирующая функция
- Санирующая функция
- Дифференцирующая функция
Общеизвестно, что средний цикл малого бизнеса не превышает шести лет, что в среднем из каждых трех начинающих предпринимателей, двое разоряются в сравнительно короткий период (1,5-2 года).
Для выявления видов рынка существует несколько критериев, по которым можно определить и основные составляющие элементы единой рыночной системы. Эти критерии следующие:
1. По объектам купли-продажи
2. По пространственному размещению
- локальный;
- местный;
- национальный;
- мировой.
3. По формам собственности
- частный;
- кооперативный;
- государственный.
4. По характеру продаж
- оптовый;
- розничный;
- импортный;
- экспортный.
5. По уровню насыщения товарной массой и степени удовлетворения спроса
- равновесный;
- дефицитный;
- избыточный.
6. По видам конкурентной борьбы
- рынок совершенной конкуренции;
- рынок не совершенной конкуренции.
7. В зависимости от характера сделок
- свободный рынок;
- регулируемый рынок.
8. С точки зрения рыночного законодательства
- легальные рынки;
- не легальные (теневые, черные, серые).
Инфраструктура рынка – это система специализированных организаций, призванных содействовать функционированию отдельных рынков.
Элементами рыночной инфраструктуры являются:
- Товарные биржи;
- Валютные биржи;
- фондовые биржи;
- биржа труда;
- банковская система;
- страховая система;
- ярмарки;
- аукционы; и др.
В рыночную инфраструктуру входят и государственные финансы. Их основу составляют республиканские и местные бюджеты. Через госбюджет происходит перераспределение доходов, финансирование производственных и социальных программ.
Важной частью инфраструктуры рынка является разветвленная система законодательства, регулирующая правовые взаимоотношения хозяйствующих субъектов и определяющая правила «рыночной игры».