Рынок: понятие, условия возникновения, функции, виды. Субъекты и объекты рынка. Инфраструктура рынка

Рынок как экономический механизм формировался на протяжении тысячелетий, в течение которых менялось и содержание самого понятия.

В общем виде, понятие рынок— это система экономических отношений, складывающихся в процессе производства, обращения и распределения товаров, а также движения денежных средств.

Развитие рынка происходит вместе с развитием товарного производства, вовлекая в обмен не только произведенные продукты, но и продукты, не являющиеся результатом труда.

В условиях господства рыночных связей все отношения людей в обществе охвачены куплей-продажей. Если говорить более обобщенно, то рынок представляет сферу обмена (обращения), в которой осуществляется связь между агентами общественного производства в форме купли-продажи, т. е. связь производителей и потребителей, производства и потребления.

К ключевым предпосылкам возникновения рынка относят:

1. Безграничные потребности общества;

2. Ограниченность всех ресурсов производства и производственных возможностей человека;

3. Общественное разделение труда (специализация);

4. Экономическая обособленность товаропроизводителей рамками собственности;

5. Самостоятельность товаропроизводителя, его свобода как предпринимателя.

В состав рынка входят предприниматели, работники, продающие свой труд, конечные потребители, владельцы ссудного капитала, собственники ценных бумаг и т.д.

Основных субъектов рыночного хозяйства принято подразделять на три группы:

- Домашние хозяйства;

- Фирмы;

- Государство.

Домашнее хозяйство – это экономическая единица, функционирующая в потребительской сфере экономики. Она может состоять из одного или более человек. В рамках домашнего хозяйства потребляются конечные продукты сферы материального производства и сферы услуг. Домашние хозяйства являются собственниками и поставщиками факторов производства в рыночной экономике.
Полученные от продажи услуг труда, капитала и др. деньги расходуются для удовлетворения личных потребностей.

Фирмы– это экономическая единица, функционирующая с целью получения дохода (прибыли). Она предполагает вложение в дело собственного или заемного капитала, доход от которого расходуется не просто на личное потребление, а для расширения производственной деятельности. Фирма является поставщиком товаров и услуг в рыночном хозяйстве.

Государство – представлено главным образом различными бюджетными организациями, которые не имеют своей целью получение прибыли, а реализуют функции государственного регулирования экономики, для осуществления контроля над хозяйственной деятельностью.

Каждый из субъектов рыночных отношений может действовать одновременно, как покупатель и как продавец. Все хозяйственные субъекты тесно взаимодействуют на рынке, образуя непрерывный «поток» купли-продажи.

Объектами рынка являются товары и деньги.

В качестве товаров выступают не только произведенная продукция, но и факторы производства (труд, земля и капитал); услуги и даже духовные ценности.

В качестве денег – все финансовые средства.

Функции рынка определяются стоящими перед ним задачами.
Рыночный механизм призван найти ответы на три ключевые вопроса:
что, как и для кого производить?

Для этого рынок выполняет ряд функций:

  1. Информационная функция
  2. Посредническая функция
  3. Регулирующая функция
  4. Ценообразующая функция
  5. Стимулирующая функция
  6. Санирующая функция
  7. Дифференцирующая функция

Общеизвестно, что средний цикл малого бизнеса не превышает шести лет, что в среднем из каждых трех начинающих предпринимателей, двое разоряются в сравнительно короткий период (1,5-2 года).

Для выявления видов рынка существует несколько критериев, по которым можно определить и основные составляющие элементы единой рыночной системы. Эти критерии следующие:
1. По объектам купли-продажи
2. По пространственному размещению
- локальный;
- местный;
- национальный;
- мировой.
3. По формам собственности
- частный;
- кооперативный;
- государственный.
4. По характеру продаж
- оптовый;
- розничный;
- импортный;
- экспортный.

5. По уровню насыщения товарной массой и степени удовлетворения спроса
- равновесный;
- дефицитный;
- избыточный.
6. По видам конкурентной борьбы
- рынок совершенной конкуренции;
- рынок не совершенной конкуренции.
7. В зависимости от характера сделок
- свободный рынок;
- регулируемый рынок.
8. С точки зрения рыночного законодательства
- легальные рынки;
- не легальные (теневые, черные, серые).

Инфраструктура рынка – это система специализированных организаций, призванных содействовать функционированию отдельных рынков.

Элементами рыночной инфраструктуры являются:

- Товарные биржи;

- Валютные биржи;

- фондовые биржи;

- биржа труда;

- банковская система;

- страховая система;

- ярмарки;

- аукционы; и др.

В рыночную инфраструктуру входят и государственные финансы. Их основу составляют республиканские и местные бюджеты. Через госбюджет происходит перераспределение доходов, финансирование производственных и социальных программ.

Важной частью инфраструктуры рынка является разветвленная система законодательства, регулирующая правовые взаимоотношения хозяйствующих субъектов и определяющая правила «рыночной игры».

Наши рекомендации