Экологическая составляющая в школьном курсе биологии
Содержание экологического образования формируется с учетом педагогических, дидактических и методических принципов. Принципы рассматриваются как исходное теоретическое положение, как элемент нормативной модели содержания образования на общем теоретическом уровне его представления. Из принципов вытекают те или иные требования к отбору и структурированию содержания экологического образования. 16 Одним из важнейших принципов формирования содержания экологического образования выступает принцип соответствия всех компонентов содержания социальному заказу. Необходимость, всеобщность и обязательность экологического образования закреплены в Федеральном законе «Об охране окружающей среды» (2002 г.), где экологическое образование и воспитание определены одним из важнейших принципов государственной экологической политики и сделан акцент на социальной значимости формирования экологической культуры населения. Необходимость воспитания любви к родной природе у подрастающего поколения рассматривается в Законе Российской Федерации «Об образовании» (1992 г.) как один из принципов государственной политики в области образования. Принцип культуросообразности диктует требования такого построения содержания экологического образования, при котором экологические знания рассматриваются в контексте культуры и ориентированы на многосторонность познания природы с опорой на освоение культурных универсальных ценностей прошлого и настоящего. Экологическое образование с позиций принципа культуросообразности должно обеспечивать вхождение личности в мир культуры, что предполагает включение в учебные программы и учебники экологии материала, содействующего формированию экологической культуры. Важно понимание науки экологии и экологического образования как составных частей культуры. Учащиеся должны осознавать, что знание законов живой природы выступает как необходимая часть культуры современного человека, а экологическими знаниями должен обладать каждый человек независимо от рода своей профессиональной деятельности, поскольку в современном постиндустриальном обществе экология служит основой для оптимальных способов взаимодействия природы и человека. Принцип системности определяет формирование содержания экологического образования как системы, состоящей из взаимосвязанных компонентов: гносеологического, деятельностного, творческого, аксиологического. Знания, способы и виды деятельности, ценности, входящие в содержание, связаны между собой и их усвоение как системы содействует достижению целей экологического образования. Принцип научности предполагает отбор учебной информации, соответствующей современным научным достижениям в экологии, педагогике и методике обучения экологии. Недопустимо включение в содержание экологического образования (на всех уровнях его представления) материала, не прошедшего научную экспертизу, почерпнутого из случайных, не вызывающих доверия источников информации. Принцип фундаментальности требует введения в содержание наряду с экологическими знаниями и способами экологической деятельности методологических знаний и умений. Методологические знания формируются при ознакомлении учащихся с историей становления и развития экологической науки, ее структурой, общенаучными методами и специальными методами, присущими экологическим исследованиям. Принцип фундаментальности позволит обеспечить защиту знаний от быстрого морального старения в условиях мощного информационного потока. Фундаментальность содержания экологического образования может содействовать развитию интереса учащихся к научному познанию, исследовательской деятельности, становлению профессиональных интересов, осознанному выбору учащимися своей будущей профессии. Принцип фундаментальности тесно соприкасается с принципом связи теории с практикой. «Нет более практичной вещи, чем хорошая теория», — в свое время подчеркнул Гекели. Принцип связи теории с практикой предполагает включение в деятельностный компонент содержания экологического образования различных способов познавательной деятельности и видов практической экологической деятельности, что в свою очередь расширяет тематику лабораторных и практических работ. Принцип ценностной ориентации знаний определяет необходимость раскрытия не только научной, но и нравственной стороны взаимоотношений человечества с природой, что должно обеспечить усвоение учащимися системы общечеловеческих ценностей и новое понимание принципа человечности. Усиление ценностной направленности экологического содержания может быть достигнуто благодаря его обогащению эколого-гуманистическими и нравственными идеями. Такими идеями могут быть идеи о ценности жизни, ценности природы, науки и образования, о недопустимости использования результатов научных исследований во вред человечеству и живой природе. Из принципа практической направленности знаний содержания вытекают требования, диктующие необходимость обогащения содержания сведениями о значении экологических знаний в жизни современного общества и каждого человека, о научных открытиях и вкладе ученых в развитие науки, а также знаний о профессиях, связанных с экологией. Особое значение при отборе содержания экологического образования имеют требования принципа краеведения. Эти требования на уровнях учебного предмета, учебного материала и педагогической действительности ориентирует учителя на изучение объектов, типичных для данной местности и родного края. В совокупности все названные принципы определяют теоретическую основу отбора содержания экологического образования на всех уровнях его представления: общего теоретического представления, учебного предмета, учебного материала, педагогической действительности и содержания на уровне личности. Гносеологический (знаниевый) компонент содержания экологического образования. Содержание экологического образования представляет собой систему общих экологических и частно-экологических 17 знаний теоретического, прикладного и практико-ориентированного характера, способов экологической деятельности, экологических идей, норм и правил.