Особенности современного миграционного процесса

Современный мировой миграционный процесс по своему содержанию существенно отличается от аналогичных процессов не только 19 в., но и первой половины ХХ в.

К особенностям современной международной миграции относятся:

- потоки мигрантов направляются из развивающихся стран в развитые государства;

- постоянное увеличение масштабов мировой миграции, которая охватила все континенты, социальные слои и группы общества, различные сферы общественной деятельности и обрела поистине глобальный характер;

- на смену «утечке мозгов» приходит их циркуляция. Хотя США и ЕС продолжают оставаться общепризнанным центром притяжения для профессионалов, но одновременно специалисты из промышленно развитых стран едут на временную работу в развивающиеся страны;

- движение рабочей силы не только «к капиталу», но и «одновременно с капиталом или вслед за ним», что связано с деятельностью ТНК;

- рост нелегальной миграции, что создает угрозу потери контроля над национальными границами;

- все более активное вмешательство государства в миграционные процессы с целью их регулирования.

Международная миграция существенно воздействует и на «отдающие» и на «принимающие» страны, а также на судьбы переселенцев.

Использование иностранной рабочей силы является сегодня непременным условием нормального процесса производства на Западе. Приток высококачественной рабочей силы позволяет экономить средства на подготовке специалистов. В большинстве стран мигранты рассматриваются как определенный амортизатор в случае кризиса и безработицы.

Имеются преимущества и для тех стран, которые экспортируют рабочую силу. У них появляется дополнительный источник валютного дохода от экспорта рабочей силы в форме поступлений от эмигрантов. В Турции, Пакистане, Китае и других государствах переводы исчисляются миллиардами долларов.

Но, помогая развитым странам в решении экономических проблем, миграция одновременно порождает в этих государствах и новые. Одна из самых острых – национально-этническое и расовое изменение общества. Во многих европейских государствах выходцы из развивающихся стран уже составляют более 10%, и их численность в будущем будет возрастать. Соответственно увеличиваются и объемы социальной помощи, которую они получают. При этом важно учитывать, что мигранты не стремятся к интеграции в западное общество, сохраняют свою этническую и культурную идентичность. В такой ситуации нарастает негативное отношение к иммигрантам: в Англии – к индийцам и пакистанцам; во Франции – к алжирцам и марокканцам; в Германии – к туркам; в США – к выходцам из Азии и Латинской Америки. Оно особенно характерно для молодежи, которая пополняет ряды неофашистских и неонацистских партий.

В вопросах миграционной политики Запад стоит перед величайшей дилеммой: ограничить миграцию – значит обречь свою экономику на отставание; увеличивать миграцию – значит поддерживать процесс постепенного завоевания белого населения выходцами из Африки, Азии и Латинской Америки, ставить под угрозу свое собственное существование.

Деятельность международных организаций по решению демографических

Проблем

Демографические проблемы современности привлекают внимание различных международных организаций, и прежде всего ООН. Основными направлениями ее деятельности в области народонаселения являются:

- сбор, обработка и распространение демографической информации;

- разработка рекомендаций для международного сообщества и государств – членов ООН по реализации мер демографической политики;

- исследование проблем народонаселения, включая анализ взаимодействия демографических, социальных, экологических и экономических процессов;

- организация и проведение под эгидой ООН международных конференций по народонаселению на межправительственном уровне.

При содействии ООН по унифицированным программам во многих развивающихся странах проводятся переписи населения, что позволяет осуществлять более точный учет населения планеты. Статистическая и методологическая работа ООН способствует разработке национального перспективного планирования и принятию государствами взвешенных решений в социально-экономической сфере.

Руководство оперативной деятельностью Организации Объединенных Наций в области народонаселения принадлежит Фонду ООН в области народонаселения (ЮНФПА). Фондом финансируются национальные и международные программы в области народонаселения, в том числе, направленные на поддержание здоровья матери и ребенка, борьбу против ВИЧ СПИДа, замедление и сбалансирование роста народонаселения. ЮНФПА осуществляет большую пропагандистскую деятельность, содействуя планированию семьи, равенству женщин, повышению уровня информированности в области демографии.

ООН выступает инициатором и организатором проведения международных форумов, в том числе и международных конференций по народонаселению и развитию (МКНР). На Бухарестской МКНР (1974 г.) был принят Всемирный план действий в области народонаселения сроком на 20 лет. В нем отражались проблемы смертности, миграции, возрастной структуры населения, урбанизации, а также признавалась необходимость принятия национальных программ по планированию семьи.

На МКНР в Каире (1994 г) принимается Программа действий в области народонаселения на последующие 20 лет. Основное внимание в Программе сосредоточено на признании необходимости расширять права женщин и девочек, предоставлять им больше возможностей получать образование, медицинское обслуживание, работу.

Старение населения, которое практически имеет место во всех странах, побудило ООН сформировать систему взглядов на проблему старения населения. В ее основе – идея гармоничного сочетания полноправного участия пожилых людей в жизни общества и заботы о них, удовлетворения их потребностей и реализации накопленного ими потенциала. Люди пожилого возраста рассматриваются мировым сообществом не бремя, а как позитивный фактор социального развития.

26. Демографическая политика: понятие и содержание

Демографическая политика – это целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования воспроизводства населения, воздействующая на процессы рождаемости, смертности и состояние семейно-брачных отношений. Объектом демографической может выступать население страны, отдельных ее регионов или семья определенного типа.

В зависимости от демографической ситуации в конкретной стране выделяют следующие цели демографической политики:

1. Снижение коэффициента рождаемости и естественного прироста населения (развивающиеся страны, где наблюдается демографический взрыв);

2. Повышение уровня рождаемости и естественного прироста (в странах, где имеет место снижение численности населения).

Демографическая политика обычно основывается на комплексе различных мер: экономических, административно-правовых, воспитательных и пропагандистских.

К числу экономических мер, направленных на стимулирование рождаемости, относятся оплачиваемые отпуска и различные пособия на детей в зависимости от их количества, возраста и состава семьи, различные ссуды, кредиты, налоговые и жилищные льготы и т.д.; на снижение рождаемости направлены меры, создающие преимущества для малодетных семей;

Административно-правовые меры включают законодательные акты, регулирующие возраст заключения брака, разводимость, отношение к абортам и применению контрацептивов, имущественное положение матери и детей в случае распада семьи, режим труда работающих матерей и т.д.,

Воспитательные и пропагандистские меры направлены на формирование общественного мнения, норм и стандартов демографического поведения, планирование семьи, половое воспитание и образование детей и молодежи и т.д.

Конкретное содержание демографической политики зависит не только от ее целей, но и от уровня и состояния экономического развития государства.

Наши рекомендации