Сущность корпоративной этики и ее основополагающие принципы

МОСКОВСКИЙ АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)

Факультет логистики и общетранспортных проблем

Кафедра Социологии и Управления

Курсовая работа

По дисциплине «Управление человеческими ресурсами»

на тему:

«Разработка кодекса деловой этики компании»

Выполнил: Гурули Дмитрий

Группа: 2БМО2

Проверила: Литвина М.И.

Москва 2013

СОДЕРЖАНИЕ

вВЕДЕНИЕ………………..………………………………………………………..
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭТИКИ КОРПОРАТИВНЫХ ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ………………………………………………………
1.1. Сущность корпоративной этики и ее основополагающие принципы ………………………………..…………………………………………...
1.2. Этические проблемы корпоративных отношений …………………….
ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ ЭТИЧЕСКИХ КОДЕКСОВ…………….……………………...………………….
2.1. Развитие концепций построения этических кодексов …………….…..
2.2. Этический кодекс как инструмент этики ……………………...…….....
2.3. Проблема внедрения и исполнения этического кодекса ………….…..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…….………………………

ВВЕДЕНИЕ

В современных управленческих технологиях все большее значение приобретает работа с людьми, которая включает в себя множество аспектов: повышение профессионализма сотрудников и их производственной эффективности, управление лояльностью и увеличение работоспособности людей и групп, снижение конфликтности и уровня стресса в коллективе.

Ключевыми системными инструментами в области управления человеческим фактором являются: корпоративная культура и этический кодекс организации. Создание и внедрение корпоративного кодекса деловой этики решает как минимум две важнейшие организационные задачи.

С одной стороны, общая система ценностей, зафиксированная в кодексе, делает поведение людей внутри организации более предсказуемым, снижает уровень конфликтности, обеспечивает согласованность работы всех подразделений, позволяет компании в целом быстро и слаженно реагировать на любые изменения.

С другой стороны, этический кодекс, как один из факторов формирования надежной репутации компании, позволяет выстраивать эффективную систему внешних связей: с клиентами, партнерами, государственными институтами и т.д., вызывает уважение к организации и её сотрудникам.

Таким образом, все больше компаний и учреждений в наше время осознают необходимость и целесообразность принятия кодекса деловой этики, сталкиваясь при этом с проблемой его разработки и применения в реальной деятельности. Поэтому актуальность исследований в области корпоративной этики сегодня не уменьшается. Особенно, учитывая тенденции современного бизнеса к привлечению рабочих кадров из других стран, что приводит к столкновениям национальных интересов и этических норм, урегулировать которые и призвано создание этических кодексов.

Цель исследования состоит в изучении процесс разработки и внедрения в повседневную жизнь компании кодекса деловой этики.

Объектом исследования является корпоративная этика как система нравственных требований и норм поведения участников деловых отношений.

Предметом – кодекс деловой этики.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

1) раскрыть сущность корпоративной этики и ее основные принцыпи;

2) провести теоретический анализ этических проблем, возникающих в корпоративных отношениях;

3) осветить различные концепции построения этических кодексов;

4) рассмотреть основные проблемы внедрения и исполнения этических кодексов.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭТИКИ КОРПОРАТИВНЫХ ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

Сущность корпоративной этики и ее основополагающие принципы

В последнее время работодатели уделяют всё большее внимание вопросам этики корпоративных и личных взаимоотношений при отборе персонала и его приёме на работу, а также непосредственно в процессе выполнения сотрудниками своих профессиональных ролей. При этом в понятие «профессиональной роли» включаются не только способности к выполнению непосредственно служебных обязанностей, но и навыки взаимоотношений с внешним окружением (руководителями, коллегами, клиентами и т.д.). В наши дни способность сотрудника к соблюдению этики деловых отношений становится одним из критериев оценки его профессионализма. Выполнение сотрудниками организации норм и правил деловой этики становится своеобразной «визитной карточкой», которая во многих случаях определяет готовность клиентов, инвесторов или партнёров сотрудничать именно с данной компанией.

Под этикой в широком смысле слова понимается система универсальных нравственных требований и норм поведения, реализуемых в общественной жизни [2]. Бизнес, деловые отношения представляют собой одну из сфер общественной жизни. Таким образом, этические нормы деловых отношений, неся в себе некоторые отличительные особенности, строятся по большей части из базовых общечеловеческих норм и правил поведения.

Естественно, что многие правила взаимоотношений в корпоративном мире справедливы для обычной повседневной жизни, и наоборот, практически все правила межличностных взаимоотношений находят своё отражение в служебной этике. Таким образом, все практически все направления деловой этики базируются на основополагающих нормах «общей» этики. К подобным нормам можно отнести: уважение чувства собственного достоинства и личного статуса другого человека, понимание интересов и мотивов поведения окружающих, социальную ответственность, психологическую защищённость и т.д.

Итак, можно определить принципы корпоративной этики какобобщённое выражение нравственных требований, выработанных в сознании общества, которые указывают на необходимое поведение участников деловых отношений[4]. По мнению многих учёных, современная корпоративная этика должна основываться на трёх «китах»:

1) создание материальных ценностей во всём многообразии форм рассматривается как изначально важный процесс;

2) прибыль и другие доходы рассматриваются как результат достижения различных общественно значимых целей;

3) приоритет в разрешении проблем, возникающих в деловом мире, должен отдаваться интересам межличностных отношений, а не производству продукции.

Американский социолог Л. Холсмер сформулировал современные этические принципы делового поведения, опирающиеся на мировые аксиомы философской мысли, прошедшие многовековую проверку в теории и на практике. Согласно Л. Холсмеру, таких принципов, а, следовательно, и аксиом, насчитывается десять.

1. Никогда не делай того, что не в твоих долгосрочных интересах или интересах твоей компании (принцип основан на учениях древнегреческих философов, в частности, Протагора, о личных интересах, сочетающихся с интересами других людей, и различии между интересами долгосрочными и краткосрочными).

2. Никогда не делай того, о чём нельзя было бы сказать, что это действительно честное, открытое и истинное, о котором можно было бы с гордостью объявить на всю страну в прессе и по телевидению (принцип основан на взглядах Аристотеля и Платона на личные добродетели – честность, открытость, умеренность и т.п.).

3. Никогда не делай того, что не есть добро, что не способствует формированию чувства локтя, так как все мы работаем на одну общую цель (принцип основан на заповедях всемирных религий (св. Августин), призывающих к добру и состраданию).

4. Никогда не делай того, что нарушает закон, так как в законе представлены минимальные моральные нормы общества (принцип основан на учении Т. Гоббса и Дж. Локка о роли государства, как арбитра в конкуренции между людьми за благо).

5. Никогда не делай того, что не ведёт к большему благу, нежели вреду для общества, в котором ты живёшь (принцип основан на этике утилитаризма (практической пользе нравственного поведения), разработанной И. Бентамом и Дж. С. Милом).

6. Никогда не делай того, чего бы ты не рекомендовал делать другим, оказавшимся в похожей ситуации (принцип основан на категорическом императиве И. Канта, в котором декларируется знаменитое правило об универсальной всеобщей норме).

7. Никогда не делай того, что ущемляет установленные права других (принцип основан на взглядах Ж.Ж. Руссо и Т. Джефферсона на права личности).

8. Всегда поступай так, чтобы максимизировать прибыль в рамках закона, требований рынка и с полным учётом затрат, ибо максимальная прибыль при соблюдении этих условий свидетельствует о максимальной эффективности производства (принцип основан на экономической теории А. Смита и учении В. Парето об идеальной сделке).

9. Никогда не делай того, что могло бы повредить слабейшим в нашем обществе (принцип основан на правиле распределительной справедливости Ролса)

10. Никогда не делай того, что препятствует праву другого человека на развитие и самореализацию (принцип основан на теории Нозика о расширении степени свободы личности, необходимой для развития общества).

Принципы Л. Холсмера в той или иной степени присутствуют и признаются справедливыми в различных деловых культурах. Идеальной (хотя вряд ли достижимой) целью мирового делового сообщества являются отношения, основанные на торжестве морально-этических принципов.[6]

Одним из важнейших шагов в данном направлении считается принятая в 1994 г. в Швейцарском городе Ко (Сaux) Декларация Ко – «Принципы бизнеса». В Декларации была предпринята попытка объединить основы восточной и западной деловой культур, инициаторами её принятия были руководитель крупнейших корпораций США, Японии и Западной Европы. В Декларации говорится: «Законы и движущие силы рынка являются необходимым, но недостаточным руководством к действию. Фундаментальными принципами являются: ответственность за проводимую политику и действия в сфере бизнеса, уважение человеческого достоинства и интересов тех, кто участвует в бизнесе. Разделяемые всеми ценности, включая обязательство о содействии всеобщему процветанию, также важны для мирового сообщества, как и для общин меньшего масштаба».

В качестве главных принципов международного бизнеса были выделены следующие:

1) ответственность бизнеса – от блага акционеров к благу его ключевых партнёров;

2) экономическое и социальное влияние бизнеса – к прогрессу, справедливости и мировому сообществу;

3) этика бизнеса – от буквы закона к духу доверия;

4) уважение правовых норм;

5) поддержка многосторонних торговых отношений;

6) забота об окружающей среде;

7) отказ от противозаконных действий.

Эти принципы определяют характер взаимоотношений между крупнейшими субъектами социальной и экономической структур общества – корпорациями, государством и самим обществом в целом. Несоблюдение этических принципов на подобном макроуровне, как правило, приводит к проблемам с решением частных этических вопросов на уровне трудового коллектива.

Если же спуститься с макроуровня и рассмотреть общепринятые этические принципы, как организаций, так и отдельных руководителей, то можно выделить следующие основные пункты:

1) «золотое правило менеджера» – в рамках служебного положения никогда не допускать по отношению к своим подчинённым, руководству, клиентам и др. таких поступков, какие не желал бы видеть по отношению к себе;

2) авансирование доверием (в коллективе создаются благоприятные условия для принятия решений и их выполнения, когда каждому человеку оказывается максимальное доверие – его квалификации, потенциалу, чувству ответственности);

3) право на свободу служебного поведения, поступков, действий менеджера или рядового сотрудника, организации не только в рамках законодательства, но и в пределах, не нарушающих свободу других менеджеров или рядовых сотрудников (свобода, не ограничивающая свободу других);

4) справедливость во владении/приобретении полномочий, ответственности, права распоряжаться ресурсами различных видов, в определении сроков выполнения работы и т.п. (в той степени и до тех границ, пока эти полномочия, права и обязанности не касаются, не задевают, не ослабляют прав, ответственности, полномочий других менеджеров, не выходят за рамки организации);

5) справедливость при передаче средств и ресурсов, а также прав, привилегий и льгот (этичным считается добровольная передача всего перечисленного менеджером, неэтичным – грубый нажим на сотрудника, требование нарушить нормы универсальной этики и закона);

6) максимум прогресса (действия менеджера или организации в целом этичны, если они способствуют развитию организации или отдельных её частей, не нарушая при этом существующих этических норм);

7) терпимое отношение менеджера к моральным устоям, укоренившимся в менеджменте других стран или регионов;

8) разумное сочетание индивидуального и коллективного начал в работе менеджера, в принятии решений;

9) постоянство воздействия, т.к. обеспечение соблюдения этических норм в основном базируется на использовании социально-психологических методов, требующих, как правило, длительного применения для получения нужного результата.

Приведённые выше общие этические принципы корпоративных и деловых отношений представляют собой квинтэссенцию понятия бизнес-этики, они универсальны и используются для выработки любой организацией и любым руководителем собственных этических систем, независимо от сферы бизнеса, в которой занята организация.

Наши рекомендации