Текст 1. Экология культуры
Восп…тание любви к р…дному краю к р…дной культуре к р…дному селу или городу к р…одной речи задача первост…пенной важности и нет (не, ни)обходимости это доказывать. Но как восп…тать эту любовь?
Она нач…нается с малого – с любви к своей семье к своему жилищу к своей школе. Пост…пенно расширяясь эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране – к ее истории ее прошлому и настоящему а за(тем) ко всему человечеству к человеческой культуре.
Человек живет в определе(н,нн)ой окружающей среде. Загр…знение среды делает его больным угр…жает его жизни гр…зит гибелью человечеству. Всем известны те гиган…ские усилия которые предприн…маются отдельными странами учеными обществе(н,нн)ыми деятелями чтобы спасти от загр…знения воздух водоемы моря реки леса чтобы сохр…нить животный мир нашей планеты спасти ст…новища перелетных птиц лежбища морских животных. Человечество тратит ми(л,лл)иарды и ми(л,лл)иарды не только на то, чтобы не зад…хнуться не погибнуть, но чтобы сохранить так(же) ту окружающую нас природу которая дает людям возможность эстетического и нравстве(н,нн)ого отдыха. Целительность природы хорошо извес…на.
Наука которая зан…мается охраной и во…становлением окружающей природы называется экологией и как дисциплина нач…нает уже сейчас препод…ваться в университетах.
Но экологию нельзя огр…ничивать только задачами сохранения природной биологической среды. Для жизни человека не менее важна среда созда(н,нн)ая культурой его предков и им самим. Сохранение культурной среды задача не менее существе(н,нн)ая чем сохранение окружающей природы. Если природа (не)обходима человеку для его биологической жизни то культурная среда столь же (не)обходима для его духовной, нра…ственной жизни, для его «духовной оседлости», для его нра…ственной самодисциплины и социальности. А между тем вопрос о нра…ственной экологии (не, ни) только (не,ни)изучается он даже и (не)поставлен нашей наукой как нечто целое и жизненно важное для человека. Изучаются отдельные виды культуры и остатки культурного прошлого вопросы реставрации памятников и их сохранения, но не изучается нравственное значение и влияние во…действующей силы на человека всей культурной среды во всех ее взаимосвязях хотя сам факт восп…тательного во…действия на человека его окружения (ни)у(кого) (не,ни)вызывает (не,ни) малейшего сомнения.
Человек воспитывается в определенной, сложившейся на протяжении… многих веков культурной среде (не)заметно вб…рая в себя не только современность но и прошлое своих предков. История открывает ему окно в мир и не только окно но и двери даже ворота. Жить там где жили поэты и прозаики великой русской литературы, жить там где жили великие критики и философы, еж…дневно впитывать впеч…тления которые так или иначе получили отр…жение в великих произведениях русской литературы, посещать квартиры(музеи), дома(музеи) значит постоянно обог…щаться духовно.
Улицы площади каналы дома парки напоминают напоминают напоминают… (Не)навязчиво и (не)настойчиво тв…рения прошлого в которые вложены талант и любовь пок…лений входят в человека становясь м…рилом прекрас…ного. Он учит…ся уважению к предкам чу…ству долга перед потомками. И тогда прошлое и буду…щее становят…ся (не)разрывными для него ибо каждое пок…ление это как бы св…зующее звено во врем…ни. Люб…щий свою родину человек (не,ни)может (не,ни)испытывать нравстве…ной ответственности перед людьми буду…щего чьи духовные запросы будут все множит…ся и возр…стать.
Если человек (не)любит хотя бы изре…ка смотреть на старые фотографии своих родителей (не)ценит память о них оставле…ую в саду который они во…делывали, в вещах которые им пр…надлежали значит он (не)любит их. Если человек (не)любит старые улицы старые дома бывшие «учас…никами» его юности св…детелями исторических событий значит у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны он как правило равнодушен и к своей стране.
Итак в экологии есть два раздела экология биологическая и экология культурная, или нравственная. Убить человека биологически может (не)соблюдение законов биологической экологии убить человека нравственно может (не)соблюдение законов экологии культурной. И нет между ними пропасти как нет четко обозначе…ой границы между природой и культурой. Разве (не)влияло на среднерусскую природу прису…ствие человеческого труда? Крестьянин веками трудился ласково гладил холмы и долы сохой и плугом бороной и косой оттого(то) среденерусская, а особенно подмосковная, природа такая родная приласка…ная. Крестьянин ост…влял леса и перелески (не)тронутыми обходил их плугом, и потому они выр…стали ровными купами точно в вазу поставле…ые. Избы и церкви деревенский зодчий ставил как подарки русской природе на пр…горке над рекой или озером, чтобы любовались своим отр…жением. Деревя…ые стены долго сохр…няли тепло рук их строителей. Золотая маковка не только издали светилась как яркая веселая игрушка, но и была ориентиром для путника. Не само здание как таковое было нужно человеку, а здание поставле…ое в опр…деле…ом месте, украшающее его служащее г…рмоническим завершением лан…шафта. Поэтому и хранить памятник и лан…шафт нужно вместе а (не)раздельно. Вместе, в гармоническом их сочетании, они входят в душу человека обог…щая его пр…дставления о прекрасном.
Человек существо нравственно оседлое; даже и для того кто был кочевником тоже существовала «оседлость» в просторах его пр…вольных кочевий. Только бе…нравстве…ый человек (не)обладает оседлостью и способен убивать оседлость в других.
(По Д.С. Лихачеву.)