Социальная эффективность природоохранных мероприятий: сущность и особенности измерения
Социальная эффективность – это, по сути, экономическая эффективность природоохранных затрат на предотвращение потерь чистой продукции вследствие заболеваемости, снижение выплат из фонда социального страхования, сокращение расходов общества на лечение трудящихся по причинам загрязнения окружающей среды и т. д.. Другими словами, социальная эффективность – это та часть экономической эффективности, которая отражает результативность затрат, связанных с экологической нормализацией условий жизнедеятельности человека.
Показатель социальной эффективности Эс определяется, как и общая экономическая эффективность, отношением годового эффекта (в данном случае – социального) к совокупным экологическим затратам:
.
Социальный эффект охраны природы проявляется в снижении заболеваемости населения, улучшении условий труда и отдыха. Он непосредственно не имеет стоимостной формы, вместе с тем улучшение здоровья населения сопровождается целым рядом экономических результатов: экономией затрат на социальное страхование и лечение больных, ликвидацией потерь продукции за дни болезни и из-за снижения производительности труда и т.п. Таким образом, в общем виде социальный эффект можно определить через экономические показатели:
,
где – эффект от предотвращения потерь чистой продукции вследствие заболеваемости трудящихся из-за загрязнения среды;
– эффект от сокращения выплат из фонда социального страхования (по больничным листам) в результате тех же причин; – эффект от сокращения затрат на лечение трудящихся в результате тех же причин;
– эффект от повышения производительности труда вследствие нормализации экологической обстановки.
Расчеты составляющих социального эффекта природоохранных мероприятий осуществляются следующим образом.
Эффект от предотвращения потерь чистой продукции в результате заболеваемости из-за загрязнения среды определяется по формуле:
где Б – количество больных; – чистая продукция на один человеко-день работы; и – количество человеко-дней работы на одного работника до и после проведения природоохранного мероприятия соответственно.
Эффект от сокращения выплат из фонда социального страхования определяется по формуле:
где – средний размер пособия (оплата больничного) на одного заболевшего.
Эффект от сокращения затрат государства на лечение трудящихся рассчитывается следующим образом:
,
где , – число больных, лечившихся соответственно амбулаторно и в стационарах от заболеваний, вызванных загрязнением среды; , – среднее количество дней лечения одного больного в поликлинике и стационаре; , – средние затраты на лечение одного больного соответственно в поликлинике и стационаре.
Расчет социального эффекта природоохранных мероприятий представляет известные сложности: на состояние здоровья, помимо загрязнителей среды обитания, влияют и другие факторы, поэтому трудно выделить долю загрязнения в ухудшение здоровья населения. Однако, по экспертным оценкам, каждый занятый в общественном производстве болеет в среднем 10 дней в году по причинам, связанным с неблагополучной экологической обстановкой.
Социальные эффекты и показатели социальной эффективности используются в качестве дополнительных к показателям экономического эффекта и эффективности и служат для определения фактического уровня и нормативов укрупненных показателей затрат, необходимых для достижения установленной величины снижения вредных выбросов и поддержания заданного состояния природной среды.
50.Основные формы и методы материального стимулирования рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды.
Экономический механизм природопользования – совокупность методов управления природопользованием, призванных создавать материальную заинтересованность ресурсопотребителя в оптимизации процессов его взаимодействия с природной средой.
Основными экономическими рычагами в организации охраны окружающей среды и использования природных ресурсов являются:
– экономическое стимулирование рационального природопользования;
– финансирование природоохранных мероприятий;
– льготное кредитование природоохранной деятельности;
– определение лимитов на пользование природными ресурсами;
– экономическая ответственность за нарушение природоохранного законодательства и загрязнение окружающей среды.
На этапе перехода к рыночной модели хозяйствования главным элементом экономического механизма природопользования становится ценовое, или налоговое регулирование.
Инструменты ценового регулирования можно условно подразделить на:
· поощрительные (льготное налогообложение, льготное кредитование и субсидирование природоохранных проектов, дотации на приобретение экологического оборудования, премирование по результатам природоохранной деятельности и т. п.),
· принудительные (ресурсные платежи, платежи за загрязнение, штрафы за превышение лимитов);
· компенсационные меры (возмещение нанесенного ущерба, создание природоохранных фондов и др.).
В период становления рыночной экономики экономические рычаги управления тесно связаны с административными. Административные методы как бы очерчивают область применения экономических механизмов, поскольку внедрение экологических платежей возможно лишь при жестко регламентируемой системе государственных стандартов. Экономическое стимулирование может осуществляться методами позитивной и негативной мотивации. Эти две стороны экономического стимулирования можно определить как меры заинтересованности и ответственности. Экономический механизм природопользования должен не только противодействовать нарушениям установленных правил и норм санкциями и штрафами, но и поощрять предприятия и лица, ведущие борьбу за сохранение природной среды. Среди методов негативной мотивации наиболее существенны следующие меры воздействия:
– штрафные санкции за нарушение природоохранного законодательства;
– платежи за потребление природных ресурсов;
– платежи за загрязнение окружающей среды;
- возмещение нанесенного ущерба государству, другим природопользователям.В настоящее время методы позитивной мотивации для природопользования представлены в виде следующих элементов:А)представление в распоряжение предприятий части прибыли (в зависимости от величины рентабельности), фактически полученной от реализации товаров и изделий производственно-технического назначения, изготовленных из отходов производства;б)отдельные виды премирования работников предприятий за рациональное природопользование и охрану окружающей среды.