Проблема охраны атмосферы, озонового слоя и околоземного пространства

Наличие атмосферы – одно из главных условий для существования жизни на Земле. Поэтому имеют значение все ее свойства: соотношение основных компонентов, прозрачность, динамика воздушных масс, насыщенность электромагнитными волнами, количество и качество примесей. Даже небольшие отклонения в составе атмосферы способны вызвать далеко идущие последствия. Не менее важную роль играет мощность и целостность озонового слоя, отражающего ультрафиолетовое излучение, губительно действующее на все живое.

Изменения в составе атмосферы могут происходить под влиянием природных катастроф, например извержения вулканов. Но основные изменения происходят под влиянием хозяйственной деятельности человека: большинство современных технологических процессов, работа транспорта связаны с потреблением кислорода и выбросом пыли, газа, электромагнитным излучением. Отмечаемый сейчас рост концентрации углекислого газа в атмосфере вызывает «парниковый эффект», который ведет к глобальному потеплению климата, нарушающему устойчивость динамических процессов в атмосфере. За 70-е годы в 8 раз выросло число засух, в 2 раза – повторяемость мощных циклонов. Многие тысячелетия средняя температура на планете держалась на уровне +15 °С. За последние 100 лет температура у поверхности Земли выросла на 0,5 – 0,6°. Уже сейчас потепление ускорило таяние ледников и процесс опустынивания, в 10 раз ускорилось повышение уровня океана, возникает угроза затопления низменностей в таких странах, как Нидерланды, Япония, Австралия, Южная Корея, Сингапур и др.

К числу глобальных проблем относится борьба с кислотными осадками и экологическими последствиями их выпадения. Сернистые соединения могут иметь и естественное происхождение, но основную опасность для окружающей среды представляют соединения, попадающие в атмосферу при сжигании ископаемого топлива.

Выбросы тепловых электростанций, металлургических производств и транспорта содержат большое количество диоксида серы. В странах Западной Европы на каждого жителя приходится более 46 кг выбросов серы. Кислотные дожди угнетают растительность, снижают прирост леса и урожайность сельскохозяйственных культур, ускоряют коррозию металла, разрушают строения. Ущерб от кислотных дождей в Западной Европе оценивают в 1,1 млрд. долларов. Основными «поставщиками» диоксида серы в атмосферу являются развитые индустриальные страны, но они же имеют и наиболее совершенную очистку газовых выбросов. Кислотные дожди иногда выпадают на достаточно удаленных от источников загрязнения территориях. Например, в 1991 г. на территории России выпало 405 тыс. т соединений серы, принесенных из Украины, в основном из Днепровско-Криворожского промышленного района. В свою очередь из России на территорию Украины поступило 25 тыс. т сернистых соединений. Причина столь значительной разницы – преобладание западного переноса воздушных масс.

Загрязняет атмосферу и сельское хозяйство: пыль, поднимаемая тяжелой сельскохозяйственной техникой, обнаружена на высоте 10 км над поверхностью Земли. Вносят свою «лепту» сельскохозяйственные машины и транспортные средства. Крупный рогатый скот выделяет (в сумме) в атмосферу около 50 млн. т метана. Сельскохозяйственные животные загрязняют воздух живой органикой – микроорганизмами, среди которых могут быть возбудители болезней.

Среди прочих газов в атмосферу поступает около 1 млн. т фреонов. Около 40% фреонов выбрасывают в атмосферу США, 40% – страны ЕС: 10% – Япония и менее 8% – Россия. Вместе с закисями азота, хлорорганическими соединениями фреоны, попадая в верхние слои атмосферы, разрушают озоновый слой. Первоначально разрывы озонового слоя были отмечены над Антарктидой, он «худел» на 40–50% к октябрю, затем к ноябрю восстанавливался. С 1987 г. восстановление прекратилось. Величина «озоновой дыры» составляет 5 млн. км2. Сейчас истончение озонового слоя отмечается также над Арктикой и крупными городами. Истончение озонового слоя может привести к увеличению числа опухолевых заболеваний у людей. Снижение устойчивости озонового слоя многие исследователи склонны связывать со сверхзвуковыми полетами самолетов, запусками космической аппаратуры.

В результате одного запуска ракеты поступление водорода в верхние слои атмосферы увеличивается на 1% естественной концентрации. Это неизбежно должно сказаться на целостности озонового слоя, так как водород является катализатором процесса его разрушения.

Проблема озонового слоя планеты заняла место среди наиболее острых глобальных проблем человечества и стала объектом беспрецедентного в мировой практике международного сотрудничества. Опыт сотрудничества в охране озонового слоя – пример новой глобальной дипломатии, в которой активную, а иногда и решающую роль играют ученые.

Освоение космоса поставило перед человечеством ряд качественно новых проблем, в частности загрязнение космоса электромагнитным излучением и различного рода «космическим мусором», включая остатки летательных аппаратов и искусственных спутников, вращающихся в околоземном космическом пространстве (ОКП).

Вывод на орбиту и функционирование космических аппаратов особенности их аварийная или штатная ликвидация, приводят к накоплению в ОКП техногенного мусора. По последним данным, его количество составляет около 3000 т – в 100 тыс. раз больше массы естественных метеоритных тел. Представлен этот «мусор» в основном остатками приблизительно 3 тысяч разрушившихся последних ступеней ракет, отработавших спутников. Самая большая плотность наблюдается на высоте около 800 км. Вполне реальной становится угроза столкновения спутников и ракет с обломками искусственных космических тел. Это может создать аварийные ситуации, например разрушение космических аппаратов, оснащенных ядерными двигателями. Роль отдельных стран в загрязнении ОКП неодинакова. Основную ответственность несут наиболее развитые страны. Исключительно велика в 80-х – начале 90-х годов была роль России: все страны, участвующие в изучении космоса, в том числе США, запускали ежегодно 20 – 25 искусственных спутников, Россия – около 100. Причем Россия чаще других стран прибегала к разрушению отработанных спутников в целях соблюдения секретности.

Вопросы

1. Почему в атмосфере увеличивается содержание углекислого газа?

2. Почему от состояния атмосферы зависит здоровье людей?

3. Что нужно делать, чтобы сохранить "воздушный слой"Земли от загрязнения?

4. Что в природе должно измениться, чтобы изменился климат территории

5.В результате чего загрязняется воздух?

Экологическая культура - это способ соединения человека с природой на основе более глубокого ее познания и понимания. Важными признаками экологической культуры на производстве и в быту являются ресурсосбережение, малоотходность, а в идеале - безотходность производственных процессов, степень использования возобновимых источников энергии (гидравлической, ветровой, солнечной и т. д.).

Формирование экологической культуры предполагает перестройку мировоззрения, создание новой системы ценностей, отказ от потребительского подхода к природе, формирование у человека умения соизмерять свои потребности с возможностями природы. Необходим отказ от прежнего антропоцентризма, который проявлялся в ориентации культуры исключительно на человека и его потребности. Он возник в период античности в классическую эпоху. Стал основным признаком европейской культуры в эпоху Возрождения. Человек в то время рассматривался как центр мироздания. Если воспевалась красота природы, то прежде всего природы самого человека, его тела, облика, речи, движений. Антропоцентризм сыграл важную роль в развитии культуры, предпринимательства и деловой активности. Он способствовал раскрытию творческих способностей человека, укреплял его веру в себя.

Однако, в настоящее время прежний антропоцентризм исчерпал себя и даже стал помехой на пути преодоления экологических трудностей. Сегодня человек уже не может сосредотачивать внимание только на самом себе и своих потребностях, поскольку кардинально изменились роль и место человека в мире. Человек стал глобальным фактором, определяющим масштабы и динамику происходящих на Земле изменений. От его действий зависит, быть ли жизни на Земле или нет. Человек должен осознать свою новую роль и взять на себя ответственность за сохранение биосферы, всех форм жизни на нашей планете. Осознание того, что человек должен выполнять важную биосферную функцию, роль регулятора жизни на планете составляет основу экологического мировоззрения и экологической культуры.

Формирование экологической культуры, предполагающей новое отношение к природе, невозможно без учета эстетического фактора, т. е. подхода к природе как особой духовно-эстетической ценности. У человека, способного воспринимать красоту природы, испытывать при общении с ней эстетические чувства, уровень экологического сознания будет неизмеримо выше, чем у человека, равнодушного к этой красоте. Однако, у многих людей преобладает утилитарное отношение к природе, и это отодвигает ее эстетическую ценность на второй, а то и более отдаленный план.

Одним из важных элементов экологической культуры является экологическая этика. Проблемами экологической этики занимался один из крупнейших гуманистов XX века А. Швейцер (1875 - 1965). Швейцер был известен как исследователь творчества И. С. Баха и органист. Кроме того, он стал доктором философии и теологии. Добившись так многого в жизни, Швейцер принимает решение уехать в качестве врача в одну из африканских колоний. Там он на свои средства и пожертвования друзей строит больницу, в которой работает до конца своей жизни, до 1965 года.

Швейцер предложил новый взгляд на эволюцию и статус этики в современном мире. Он считал, что традиционная этика занимается отношениями человека к человеку и к обществу. И в этом заключался ее основной недостаток. Новая этика должна иметь своим предметом отношения человека ко всему сущему, к миру в целом. В основу новой этики должен быть положен принцип благоговения перед жизнью, в любом ее природном качестве. Швейцер считал, что нельзя определять, какая из форм жизни наиболее ценная, отдавать предпочтения одной из них. Все формы жизни равноценны. Уважение к жизни является основанием морали и критерием морального выбора. Добро - то, что служит сохранению и развитию жизни, зло - то, что уничтожает жизнь или препятствует ей. Человек живет за счет других жизней. Это вынужденная необходимость. Но если он наносит вред другой жизни, то он должен отчетливо осознавать, насколько это необходимо и ограничивать зло минимумом.

Главным критерием развития культуры является уровень гуманизма, достигнутый обществом. Швейцер предлагает новое, более широкое понимание гуманизма, которое учитывает связь человека с природой, признает самоценность не только человеческой личности, но и природы, любого проявления жизни на нашей планете. Вариант этики Швейцера называют неантропоцентристской, универсальной этикой.

Существуют и другие концепции неантропоцентристской этики. Американский философ
Э. Ласло считает, что новая этика должна основываться на требованиях адаптации человечества к окружающей природной среде. Такая этика может быть создана на основе идеала почтения к естественным природным системам. Одним из требований экологической этики является забота о природных условиях существования будущих поколений. Недопустимо ради интересов ныне живущих поколений, ради сиюминутных экономических и житейских выгод наносить ущерб интересам будущих поколений. Обращенность в будущее отличает экологическую этику от традиционной.

Проблемы экологической культуры и экологической этики занимают важное место в деятельности Римского клуба. Это неправительственная международная организация, основанная в 1968 году. Она объединила авторитетных ученых, политических деятелей, представителей бизнеса многих стран мира. Среди них - Дж. Форрестер, Д. Медоуз, М. Месарович. Первым президентом клуба стал итальянский ученый А. Печчеи (1908 - 1984).

Деятельность этой организации была направлена на всестороннее осмысление глобальных проблем, поиск путей их практического решения и формирование соответствующего общественного мнения. По инициативе клуба был осуществлен ряд крупных исследовательских программ, опубликованных в форме теоретических докладов. К их числу относятся "Пределы роста" (1972), "Человечество у поворотного пункта" (1974), "Революция босоногих" (1985) и др. В деятельности Римского клуба неизменно затрагивались вопросы прекращения гонки ядерных вооружений, напряженной экологической ситуации на планете, социального расслоения в мире.

В книге А. Печчеи "Человеческие качества" провозглашается необходимость перехода к "новому гуманизму", который должен основываться на трех основных постулатах: чувстве глобальности, любви к справедливости и неприятии насилия. Основной тезис концепции А. Печчеи: выживание и будущее человечества возможны лишь на путях человеческой революции, т. е. через совершенствование духовного мира людей, совершенствование человеческих качеств.

Основную причину глобального экологического кризиса Печчеи видит в недостатках психологии и морали человека - в его алчности, эгоизме, склонности к злу и насилию. Печчеи с горечью констатирует, что человек, обладая способностью производить множество вещей, уподобился Гаргантюа, "развил в себе ненасытный аппетит к потреблению и обладанию, производя все больше и больше, вовлекая себя в порочный круг роста, которому не видно конца". Для решения экологических проблем необходима гуманистическая переориентация человечества. Требуется революция в самом человеке, в структуре его мышления и психологии, в содержании способностей и характере потребностей. Человек должен отказаться от культа богатства, психологии потребления, сформировать в себе нравственное, ответственное отношение к природе. Печчеи ставит вопрос так: либо человек должен измениться, либо ему суждено исчезнуть с лица Земли.

Термин экология происходит от греческого слова "oikos" - дом, родина. Человек является на планете единственным живым существом, у которого два дома, две "родины" - породившая его природа и порожденный им самим огромный мир духовных, культурных ценностей. Поэтому в последние годы термин "экология" был распространен и на эту сферу, вызвав к жизни такое понятие, как "экология культуры".
Впервые его исследовал Д. С. Лихачев (1906 - 2000). Он предложил различать традиционную биологическую экологию и экологию культуры. Биологическая экология занимается охраной и восстановлением природной среды, а культурная - задачами сохранения культурной среды, памятников культуры. Обе эти задачи важны. Природа необходима человеку для его биологической жизни, культурная среда - необходима для его духовной, нравственной жизни. Биологическая и культурная экология тесно взаимосвязаны. По мнению Д. С. Лихачева, важно не только сохранить памятник культуры, но сохранить его в той среде, где он был создан. Хранить памятник и ландшафт нужно вместе, а не раздельно. Д. С. Лихачев обращает внимание на то, что утраты памятников культуры невосстановимы. Они всегда индивидуальны, всегда связаны с определенной эпохой, мастерами. Можно создать макеты разрушенных зданий, но нельзя восстановить здание как "документ", как "свидетеля" эпохи. Всякий заново отстроенный памятник старины будет лишен этой документальности.

Наши рекомендации