Неустранимость неопределенности
Состояние неопределенности интуитивно знакомо каждому человеку. Это:
■ смутное беспокойство;
■ неумение оценить ситуацию и сделать правильный выбор;
■ непонимание сути происходящего из-за отсутствия каких-то звеньев;
■ разлад между намерениями человека и результатом его деятельности;
■ неадекватная оценка и т.д.
Все это заставляет сомневаться, колебаться, задумываться. «Что день грядущий мне готовит?» — этот вопрос, указывающий на быстротечность событий, мешает жить в согласии с собой и миром. Поэтому естественно стремление освободиться от смутных предположений и замешательства, перейти к точным определениям, прояснить ситуацию и действовать так, чтобы каждый поступок не вызывал мучительных колебаний.
Можно выделить бросающиеся в глаза видимые причины неопределенности:
■ это и бурлящий водоворот жизненных стихий, который захватывает и поглощает так, что сами события наступают быстрее, чем требуется времени для их прогнозирования;
■ и недостаточно глубокое проникновение в природу вещей;
■ и поверхностность путанных, субъективных переживаний;
■ и огромный массив недальновидных и неразумных человеческих деяний и т. д.
Но за всеми ними стоит глубинная порождающая основа неопределенности— всеобщая стохастичность, т.е. случайность.
Народный эпос богат пословицами, нацеливающими на неминуемую встречу с неопределенностью. Присказка «Пойди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что» — пример целевой неопределенности, а «В некотором царстве, в некотором государстве» или «За тридевять земель, в тридесятом царстве» — примеры пространственной неопределенности. Есть и весьма отрезвляющие замечания в фольклоре: «Знал бы, где упасть, — там соломки постлал бы». Здесь неопределенность включает в себя всю полноту изменений, всю их новизну. Мы не знаем, что нас ждет, но возможно ли точное знание о событиях будущего и нужно ли такое знание ждущему?
Если неопределенность плоха и удручающа, а определенность так хороша и комфортна, то почему так притягательны удивление, наслаждение новизной, надежды, желания, пульсация жизни? Почему действительность не сочетается с самыми лучшими предначертаниями и самыми точными формулами?
Оставшаяся в наследство от классической науки ориентация на строго однозначную закономерность тускнеет перед картинами многовариантного процесса развития. Сегодня стало практической явью не логическое единообразие, а ветвящаяся графика отклонения от прямой, не гарантированная направленность к заведомо прогрессивным формам, а постоянное воспроизведение ситуации выбора.
Неопределенностные процессы обнаруживаются в громадном массиве реалий действительности. В сфере социально-политических отношенийони дают о себе знать:
■ неожиданными коллизиями;
■ резкими сменами исторических декораций;
■ бессистемностью массовых Движений;
■ проявлениями совокупностей непреднамеренных последствий и побочных продуктов целесообразной деятельности человека.
Независимо от того, осознана или нет природа неопределенности, она живет во всеобщей системе взаимодействий, выступая реальным компонентом развития. Сами по себе процессы неопределенности, как и процессы определенности, не являются ни чем-то сугубо отрицательным, ни чем-то исключительно положительным. Они пронизывают ткань бытия, обнаруживают себя в
90
поведении сложных систем и таким образом НЕУСТРАНИМЫ.
НЕОПРЕДЕЛЕННОСТНЫЕ ПРОЦЕССЫ В ИСКУССТВЕ
В обозримую протяженность нашей эпохи неопреде-ленностные процессы настойчиво вводятся новейшими направлениями искусства. Порожденные временем такие авангардистские течения, как кубизм, футуризм, абстракционизм, сюрреализм, экспрессионизм, импрессионизм, постимпрессионизми т.д., являются автографами XX в., отражающими его неопределенность. Они размывают классическую определенность форм, пытаются выразить смысл, сводя к минимуму предметность. В авангардизме проступает стремление быть чем-то большим, чем просто искусством, упорядочивающим бытие при помощи символических идеальных средств. Авангардизм претендует на собственный тип существования в бытии, которое утратило способность сохранять и восстанавливать порядок.
Кубизм
Кубизмхарактеризуется многоосевой системой изображения мира, где сдвинутые оси, несмотря на твердость граней, рождают ощущение неустойчивости. Кубизм — это модернистское течение в изобразительном искусстве первой четверти XX в. Возникновение кубизма относят к 1907 г., когда П. Пикассо написал картину «Авиньонские девицы», необычную по своей острой гротескности: деформированные, огрубленные фигуры, изображенные без каких-либо оттенков светотени и перспективы как комбинация расположенных на плоскости объектов. В 1908 г. в Париже образовалась группа, куда входили также Ж. Брак, X. Грис, где сложились и были последовательно выражены основные принципы кубизма.
Сведя к минимуму изобразительно-познавательные задачи искусства, кубизм выдвинул на первый план формальные эксперименты:
■ конструирование объемной формы на плоскости;
■ выявление простых, устойчивых геометрических форм;
■ разложение сложных форм на простые.
Они изображали предметный мир в виде комбинаций правильных геометрических объемов: куба, шара, цилиндра, конуса. Кубизм своим рождением знаменовал решительный разрыв с традициями реалистического искусства. Кубизм, таким образом, — это искусство, тяготеющее к аналитическому началу. Для кубизма характерны также многоцветные живописные композиции, образованные плоскими фрагментами каких-либо предметов.
Геометрические объемные формы появились в 1910 г. в скульптуре. Так, французский скульптор Лоран и другие мастера создают произведения, в которых реальный изобразительный мотив трансформируется в композицию, где эти формы приобретают самодовлеющее значение и исходный мотив угадывается с трудом, иногда лишь при помощи названия.
Кубисты создавали новые формы многомерной перспективы. Разлагая объект на геометрические формы, художники изображали его с самых разных сторон, в том числе и обычно невидимых. На картинах пересекались различные плоскости и геометрические фигуры. Таким образом, кубисты пытались обнаружить некий энергетический центр объекта, его внутреннее содержание.
Кубизм явился предшественником многих позднейших модернистских течений. Так, например, дальнейшим развитием кубизма стал созданный К. Малевичем супрематизм. Мир его картин вне земного притяжения: на белом фоне — символе чистого света — как бы парят геометрические фигуры, лишенные всяких содержательных элементов в беспредельном космосе. Наиболее известным произведением Малевича стал «Черный квадрат». Помещая на белом фоне уравновешенную форму черного идеального квадрата, Малевич создавал символ вечного противостояния двух сил: света и тени, небытия и жизни, прошлого и неизвестного будущего. У Малевича прослеживается приверженность миру идеальных геометрических тел, парящих в идеальном духовном космосе искусства.
Эти поиски мастеров авангарда не следует рассматривать как поиски совершенства технического мастерства. Это были поиски в духе философии того времени.
92
6.2.2. Футуризм
Футуризмнакладывает на видение настоящего динамику форм, устремленных в будущее. Футуризм (от лат. futurum — будущее) — авангардистское направление в европейском искусстве 10—20-х гг. XX в. Стремясь создать искусство будущего, футуризм отрицал традиционную культуру, особенно ее нравственные и художественные ценности, культивировал урбанизм, т.е. эстетику машинной индустрии и большого города, переплетение документального материала и фантастики. В живописи футуристы использовали пересечения, сдвиги, наплывы форм, многократные повторения мотивов, как бы суммируя впечатления, полученные в процессе стремительного движения.
Абстракционизм
Абстракционизм,т.е. «без-предметность», «без-образ-ность», — направление в искусстве XX в., отказывающееся от изображения реальных предметов и явлений в живописи, скульптуре, графике. Абстракционизм отрицал познавательные задачи художественного творчества, явился крайним проявлением модернизма. Это течение в искусстве возникло в 10-хгг. XX в. как анархический вызов общественным вкусам, а в конце 40-х — начале 60-х гг. принадлежало к наиболее распространенным и воинствующим явлениям. Некоторые течения, такие как уже упоминавшийся супрематизм, неопластицизм, перекликались с поисками нового в архитектуре и художественной промышленности, создавали упорядоченные конструкции из линий, геометрических фигур и объемов. Другие, такие как ташизм, стремились выразить стихийность, бессознательность творчества в динамике пятен или объемов.
Абстракционизм — таково конечное, пиковое достижение авангарда, это реализация мечты романтиков о создании творения искусства максимально бесплотного и воплощающего лишь духовное тело.
6.2.4. Экспрессионизм
Экспрессия— это выразительность, яркое выражение
чувств, настроений, мыслей. Экспрессионизм — направле-
ние в литературе и искусстве первой четверти XX в., провозгласившее единственной реальностью субъективный духовный мир человека, а его выражение — главной целью искусства. Оно выражало протест против чувства обреченности и ужаса перед унижением человека, перед войнами. Установки экспрессионизма вели к болезненной напряженности эмоций, гротескной изломанности, деформации мира.
Многие представители экспрессионизма стали на путь создания крайне модернистских, в том числе абстрактных произведений.
6.2.5. Сюрреализм
Сюрреализм вскрывает подсознательные смысловые пласты и воспроизводит иррационально-мотивированные способы восприятия мира. В буквальном смысле слова — это сверхреализм. Сюрреализм — модернистское направление в искусстве XX в., провозгласившее источником искусства сферу подсознания, т.е. инстинкты, сновидения, галлюцинации. Методом сюрреализма стали разрыв логических связей и замена их субъективными ассоциациями. Ярким представителем сюрреализма стали такие художники, как Э. Неизвестный, С. Дали. Главными чертами сюрреализма стали противоестественность сочетаний предметов и явлений, изображенных со значительной достоверностью.
Импрессионизм
Импрессионизм (от фр. impression — впечатление) — направление в искусстве последней трети XIX — начала XX в., представители которого стремились наиболее естественно запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления. Фактуру предмета художники заменяли фактурой самой живописи. Их лозунгом было: «Художник должен писать только то, что он видит, и так, как он видит». Свободное построение композиции, подвижные контуры форм, окутанных воздухом, острота ракурсов, раздельность мазков, не совпадающих с абрисом предмета, исчезновение локального цвета, насыщенность тона изменчивым светом — все это было направлено на воплощение явлений,
94
которые импрессионисты заново открыли и стремились зафиксировать с чисто оптической достоверностью.
Первую выставку картин семеро неизвестных тогда живописцев — К. Моне, О. Ренуар, К. Писсаро, А. Сислей, Э. Дега, П. Сезанн, Б. Моризо — устроили весной 1874 г. в центре Парижа на углу бульвара Капуцинок. Это были люди зрелого возраста, объединенные ненавистью к фальши официального искусства и решимостью искать правду, невзирая на трудности.
Взаимоотношение света, цвета и тени — вот центральный пункт, в котором сталкивались мнения. Вместо того чтобы просто изображать природу, они выражали свою любовь к ней. Камиль Коро говорил своим ученикам: «Никогда не теряйте первого впечатления, которое вас взволновало». Глядя на картины Коро, на его пейзажи, полные тихой радости или светлой грусти, поражаешься богатству оттенков. Такая живопись обогащала зрение и чувства, помогая по-новому услышать голос природы, понять ее слитность с человеческой душой. Это искусство возникло из воли к свободе, оно демократично по своей природе.
Работая на открытом воздухе, К. Моне, К. Писсаро, А. Сислей создавали ощущение сверкающего солнечного света, богатства красок природы, растворения объемных форм и вибрации света и воздуха. Разложение сложных тонов на чистые цвета, создаваемые накладываемыми на холст отдельными мазками из расчета на оптическое смещение их в глазу зрителя, цветные тени порождали беспримерно светлую и трепетную живопись. Кроме живописцев (американец Дж. Уинслер, немец М. Либер-ман, русский К. Коровин) интерес импрессионизма к мгновенному движению, текучей форме восприняли скульпторы О. Ролен, М. Россо, музыканты К. Дебюсси, М. Равель, П. Дюка и др., для произведений которых характерна передача таких настроений, психологических нюансов.
Постимпрессионизм
Постимпрессионизм— понятие очень широкое, включающее в себя разнообразные явления. «Пост» означает «после» импрессионизма. Это течение в живописи возникло во Франции как реакция на импрессионизм с его интересом к случайному и мимолетному. Восприняв от
импрессионизма чистоту и звучность цвета, постимпрессионизмповысил интерес к философии и символическим аспектам. К постимпрессионистам относятся Сера, Синьяк, Ван Гог, Гоген, Сезанн, Тулуз-Лотрек, Боннар и др.
Период постимпрессионизмадлился около двадцати лет, захватив начало XX столетия, затем наступила другая эра в искусстве. О рождении современности возвестило творчество Матисса, Дерена, Ван Донгена, Вламинка, Марке, Пикассо, объединившихся вокруг художника Анки Руссо.