Феномен человека «как существа трехстороннего – биосоциокультурного»
Человек и природа
Концепция биосферы
Биосфера (греч. вios – жизнь, sphaira – шар, термин введен австрийским геологом и палеонтологом Э. Зюссом (1831 - 1914) в 1872 г.) – область активной жизни, охватывающая нижнюю часть атмосферы, гидросферу и верхнюю часть литосферы. Глубокая фундаментальная взаимосвязь компонентов биосферы делает ее похожей на единый живой организм, который родившись по мнению В. И. Вернадского практически одновременно с Землей, непрерывно эволюционирует. Русский мыслитель и естествоиспытатель В. И. Вернадский внес основополагающий вклад в разработку концепции биосферы. Главным отличием биосферы от других земных оболочек Вернадский считал ее организованность.
По современным представлениям эволюция биосферы предстает как процесс самоорганизации в открытой неравновесной системе планетарного масштаба, а источником упорядоченности (организованности) в биосфере Земли служит отрицательный энтропийный баланс при непрерывном обмене веществом и энергией с окружением.
Вернадский выделил семь компонентов вещества биосферы:
1. Живое вещество – совокупность всех живых организмов;
2. Косное вещество –совокупность всех неживых тел, образующихся в процессах без участия живого;
3. Биогенное вещество – совокупность неживых тел, образованных в результате жизнедеятельности живых организмов (каменный уголь, известняки, углеводороды, углеводы и т.п.);
4. Биокосное вещество – совокупность биокосных тел, представляющих собой результат совместной деятельности живых организмов и геологических процессов (вода, почва, нефть);
5. Радиоактивное вещество – атомы радиоактивных элементов (радиоактивные изотоны);
6. Рассеянные атомы – атомы, относящиеся к диффузной материи (создаются из земных веществ под действием космических излучений);
7. Вещество космического происхождения – (метеориты, космическая пыль);
Классификация вещества биосферы, предложенная Вернадским, с логической точки зрения не является безупречной, так как выделенные категории вещества частично перекрывают друг друга, а «биокосное вещество» – это фактически динамическая система, состоящая из двух веществ – живого и косного, что подчеркивал и сам Вернадский.
Существуют в связи с этим видоизмененные классификации веществ биосферы. Так, например, А. В. Лано в 1979 г. ввёл всего два типа веществ: живое и неживое, внутри данных типов веществ выделил две градации по исходному материалу: биогенное и абиогенное.
Живое вещество обеспечивает биогеохимический круговорот веществ и превращение энергии в биосфере. Выделяют следующие основные геохимические функции живого вещества:
1. Энергетическая (биохимическая) – связывание и запасание солнечной энергии в органическом веществе и последующее рассеяние энергии при потреблении и минерализации органического вещества;
2. Газовая – способность изменять и поддерживать определенный газовый состав среды обитания и атмосферы в целом;
3. Концентрационная – “захват” из окружающей среды живыми организмами и накопление в них атомов биогенных химических элементов;
4. Окислительно – восстановительная - окисление и восстановление различных веществ с помощью живых организмов;
5. Деструктивная – разрушение организмами и продуктами их жизнедеятельности, в том числе и после их смерти, как остатков органического вещества, так и косных веществ;
6. Транспортная – перенос веществ и энергии в результате активной формы движения организмов;
7. Средообразующая преобразование физико-химических параметров среды;
8. Рассеивающая – функция рассеивания веществ в окружающей среде. Она проявляется через трофическую и транспортную деятельность организмов;
9. Информационная – накопление живыми организмами определенной информации, закрепление ее в наследственных структурах и передача последующим поколениям;
10. Биогеохимическая деятельность человека – превращение и перемещение веществ биосферы в результате человеческой деятельности для хозяйственных и бытовых нужд человека. Например, использование концентраторов углерода – нефти, угля, газа и др.
Живое вещество биосферы насчитывает около миллиона видов животных (75 % из них - членистоногие и лишь около 4 % - позвоночные) и около 400 тыс. видов растений. Животные и растения заселяют в основном сушу и составляют около 2 1012 тонн.
В. И. Вернадский сформулировал основные законы организации биосферы:
1. Закон биогенной миграции атомов – миграция химических элементов на земной поверхности и в биосфере в целом осуществляется ими при непосредственном участии живого вещества (биогенная миграция ) или же она протекает в среде, химические особенности которой обусловлены живым веществом, как тем, которое в настоящее время населяет биосферу, так и тем, которое действовало на Земле в течении всей геологической истории;
2. Закон физико-химического единства живого вещества – все живое вещество Земли физико-химически едино, что не исключает биогеохимических различий;
3. Закон максимума биогенной энергии (энтропии) – любая биологическая или биокосная система, находясь в состоянии динамического подвижного равновесия с окружающей средой и эволюционно развиваясь, увеличивает свое воздействие на среду, если этому не препятствуют внешние факторы;
4. Закон константности количества живого вещества биосферы – количество (биомасса) живого вещества биосферы (для данного геологического периода) есть константа. Согласно этому закону любое изменение количества живого вещества в одном из регионов биосферы неминуемо влечет за собой такую же по размеру его перемену в каком-либо регионе, но с обратным знаком.
Закон константности количества живого вещества биосферы зачастую оспаривается на основе исторической динамики экосистем и биологических ритмов. Однако он играет важную прогностическую роль в понимании специфики и мощи биосферы. История эволюции биосферы насчитывает около 4,1 млрд. лет. Роду человеческому нет и 3 млн. лет. Человек же разумный (homo sapiens) отмечен пределом не выше 40 тыс. лет. Следовательно, инерционность биосферы выше человеческой как минимум в 100 тысяч раз. Отсюда можно сделать вывод о том, что все прогнозы о якобы существующей возможности вырождения жизни на планете «с помощью» бесхозяйственной деятельности человека или применения им средств массового поражения – несостоятельных. Человек может уничтожить сам себя, но уничтожить жизнь в биосфере – это ему не по силам.
Концепция ноосферы
Новое эволюционное состояние биосферы, когда разумная деятельность человека становится как фактором ее развития так и фактором выживания рода человеческого, получила название ноосферы (сферы разума (греч. noos - разум)). Термин «ноосфера» введен в 1927 г. французскими учеными Э. Леруа и П. Тейяром де Шарденом, а концепция ноосферы развита В.И. Вернадским. Так как Э. Леруа был ученым и аббатом, а П. Тейяр де Шарден палеонтологом, философом и теологом, то в концепции ноосферы первоначально рассматривался некий «планетарный слой» сознания и духовности, а человек осью и вершиной эволюции. Вернадский же считал, что ноосфера является гармонизирующимся состоянием системы «человек-биосфера» и одновременно средой самореализации человека.
Итак, концепция ноосферы фактически опирается на духовные (идеалистические) и моральные (материалистические) подходы к эволюции человека и биосферы в ноосферу. На наш взгляд вряд ли оправдано противопоставлять эти два подхода, более обоснованно говорить о двусторонности взаимодействия социокультурного пространства человеческой цивилизации и природы. Эволюция человека и общества сделала цивилизацию мощным фактором всей дальнейшей эволюции на Земле.
В историческом плане выделяют основные этапы эволюции, относящиеся к биогенезу и ноогенезу. В рамках биогенеза выделяют первый этап - возникновение биосферы с её биотическим круговоротом, второй этап - усложнение циклической структуры жизни в результате появления многоклеточных организмов; в рамках ноогенеза выделяют третий этап: возникновение человека (общества) и четвертый этап: превращение биосферы в сферу разума – ноосферу.
На наш взгляд, в настоящее время необходимо говорить о взаимодействии биогенеза, управляемого стихийными биологическими факторами и ноогенеза, т.е. эволюции, управляемого человеческим сознанием.
Структура ноосферы включает: человечество, социальные системы, науку, технику и технологии в единстве с биосферой. «Создание ноосферы из биосферы есть природное явление, более глубокое и мощное в своей основе, чем человеческая история. Оно требует проявления человечества, как единого целого». Это первая особенность ноосферы: объединение в ее пределах всего человечества. Вторая особенность – революционный характер возникновения всех геобиологических оболочек, так возникла жизнь, разум. Современные философы все больше склоняются к точке зрения философа XIX века П.А. Флоренского, представителя русского космизма: фундаментальной характеристикой нового этапа развития биосферы может быть только духовность, она составляет каркас ноосферы. Это – третья особенность ноосферы, с ней тесно связана четвертая - формирование планетарного мышления возможного только на этапе ноосферы, совместно с ее становлением.
Таким образом, над ноосферой следует понимать земное, планетарное и космическое пространство, которое преобразуется и управляется человеческим разумом. Для человечества эпоха осознания своего места в биосфере Земли, других планет и космоса – эпоха ноосферы – только начинается. Более того, в концепции ноосферы часто возникает пересечение рационального разума с утопическим.
Концепции ноосферы и биосферы все теснее переплетаются в концепции экологии. Господствующий до конца ХХ столетия экономический императив все чаще заменяется экологическим. На наш взгляд правильней говорить о двусторонности взаимодействия экологического и социально-экономического образов мышления.
Концепция экологии
Экология (от греч.oikos – дом, жилище и logos – учение) – наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и со средой их обитания. Термин «экология» впервые ввел немецкий биолог Э. Геккель (1866 г.) как «познание экономики природы, одновременное исследование взаимоотношения живого с органическими и неорганическими компонентами среды…».
В узком смысле экология (биоэкология) - одна из биологических наук, изучающая отношения биологических организмов (особей, популяций, сообществ) между собой и окружающей средой – экосистемой, биогезенозом), опирающаяся на одну из основных идей биологии: «Все живое связано между собой». Предметом изучения биоэкологии (общей экологии) являются объекты организменного (онтогенетического), популяционно-видового, биогеоценотического (биосферного) уровней организации живой природы в их взаимодействие с окружающей средой. С биоэкологией тесно связано учение о биосфере.
Задачи биоэкологии – изучение двухсторонних связей в системах организм - среда, популяция - среда, сообщество - среда, а также связей между особями в популяции и популяциями в сообществе.
Экологические факторы - любые элементы среды, способные оказывать влияние на живые организмы и характер их отношений. Различают три группы факторов: абиотические, биотические и антропогенные.
Абиотические факторы – совокупность физических и химических условий неорганического мира. К абиотическим факторам относят климатические, почвенные, гидрологические и географические.
Биотические факторы – совокупность экологических факторов, источником которых служит влияние живых организмов на другие организмы.
Антропогенные факторы – факторы человеческой деятельности, воздействующие на экосистемы.
Все группы факторов могут быть прямыми и косвенными.
Экосистема – единый природный комплекс, образованный живыми организмами и средой их обитания, в котором живые и косные компоненты связанны между собой обменом веществ и энергией. Важную роль при этом играют два процесса создания органического вещества: фотосинтез и хемосинтез.
Исходная энергия, поступающая в экосистему – это энергия солнечного излучения, которая при фотосинтезе усваивается растениями – автотрофами и переходит в энергию (пищи).
Исходное неорганическое вещество – углекислый газ (диоксид углерода), вода и минеральные элементы, которые используются растениями для фотосинтеза органических соединений, служащих пищей для самих растений и для всех остальных организмов.
Хемосинтез – это процесс образования некоторыми бактериями органических веществ из углекислого газа за счет энергии, полученной при окислении неорганических соединений (аммиака, водорода, соединений серы, железа и др.)
Далее по трофическим (пищевым) цепям органическое вещество и энергия от автотрофов (продуцентов) передаются гетеротрофам (консументам, редуцентам).
Консументы – это потребители готового органического вещества и заключённой в нём химической энергии (см. схему 55).
Схема 55.
Трофическая цепь (цепь питания, пищевая цепь) – ряд видов или их групп, каждое предыдущее звено в котором служит пищей для следующего. В пределах трофической цепи различают травоядность, паразитизм и хищничество.
К консументам первого порядка относятся растительноядые животные, а второго, третьего и тд. порядков – плотоядные. Важное место в организации экосистемы имеют редуценты, разлагающие мёртвое органическое вещество (трупы, отбросы) и превращающие их в неорганические вещества, которые в состоянии усваивать другие организмы – продуценты.
В экологии часто используют и понятие экологической пирамиды.
Экологическая пирамида – графическое изображение соотношения между продуцентами, консументами (первого, второго и т.д. порядков) и редуцентами в экосистеме, выраженного в единицах массы, числа особей или заключенной в особях энергии. В результате пищевые цепи можно представлять в виде экологических пирамид. Три основных типа пирамид представлены на схеме 56. при передаче энергии с одного трофического уровня на другой большая часть энергии рассеивается в виде тепла (в соответствии со вторым законом термодинамики), и только около 10 % от первоначального количества передаётся по пищевой цепи.
Пирамиды чисел (а), биомасс (б) и энергии (в), представляющих упрощенную экосистему: люцерна – телята – мальчик 12 лет (по Ю.Одуму, 1959). Пирамида чисел (а) показывает, что если бы мальчик питался в течение одного года только телятиной, то для этого ему потребовалось бы 4,5 теленка, а для пропитания телят необходимо засеять поле в 4 га люцерной, что составит 2 10 растений. В пирамиде биомасс (б) число особей заменено их биомассой. В пирамиде энергии (в) учтена солнечная энергия. Люцерна использует 0,24 % солнечной энергии. Для накопления продукции телятами в течение года используется 8 % энергии, аккумулированной люцерной. На развитие и рост ребенка в течение года используется 0,7% энергии, аккумулированной телятами. В результате чуть более одной миллионной доли солнечной энергии, падающей на поле в 4 га, используется для ребенка в течение одного года.
Разновидности экологических пирамид – пирамиды численности, биомассы и энергии.
Особое значение предаётся динамике экосистем и экологической нише, т.е. совокупности всех факторов среды, в пределах которого возможно существование вида в природе, в частности, и вида – человек разумный (homo sapiens).
В широком смысле экология (глобальная экология) – комплексная (междисциплинарная) наука, синтезирующая данные естественных и общественных наук о природе и взаимодействии природы и общества. Наука о ценности природы для всей человеческой цивилизации.
Природа – это совокупность всех взаимодействующих объектов и явлений живой и неживой материи, образующих естественную среду существовании человека. В глобальном естественнонаучном понимании, природа – это весь материальный, энергетический и информационный мир Вселенной.
Экология является теоретическим фундаментом рационального природопользования и охраны природы. Под природопользованием, с одной стороны, понимают практическую деятельность человека, с другой стороны – науку. Основоположником науки природопользования является Ю.Н. Куражковский (1958 г.).
Природопользование (как практическая деятельность человека) – использование природных ресурсов в целях удовлетворения материальных и культурных потребностей общества.
Природопользование (как наука) – область знаний, разрабатывающая принципы рационального (разумного) природопользования. Нетрудно понять, что принципы рационального природопользования и охраны природы опираются на интеллектуальную сферу культуры и прежде всего на естественнонаучную культуру личности.
Законы взаимодействия общества и природы были сформулированы Ю.Н. Куражковским (1989 г.). Порядок их расположения отражает последовательность законов в истории взаимоотношений между обществом и природой.
1. Человеческая деятельность сглаживает межзональные различия в живом покрове Земли и усиливает местные различия.
2. Человеческая деятельность подвергает все элементы биосферной природы стихийному и частичному окультуриванию.
3. Современное человечество существует в биосфере как сверхвид, изменяющий всю ее замкнутую среду таким образом, что она становится непригодной для ее существования.
4. Созданные разумом и технической вооруженностью сверхвидовые свойства человечества позволяют ему придавать среде своего обитания (как биосферной, так и иной, скажем, в космическом корабле) свойства экологической системы, обеспечивать стабильное существование жизни.
5. Человечество может сохранить возможность благоприятного существования только в условиях построенной на экологических принципах общепланетарной системы природопользования.
Б. Коммонер (1974 г.) выдвинул ряд положений, которые сегодня называют законами экологии:
1) все связано со всем;
2) все должно куда-то деваться;
3) природа «знает» лучше;
4) ничто не дается даром.
Первый закон «Все связано со всем» отражает взаимосвязанность множества природных объектов. Он предостерегает человека от необдуманного воздействия на отдельные части экосистем, что может привести к непредвиденным последствиям.
Второй закон «Все должно куда-то деваться» следует из фундаментального закона сохранения материи. Он требует по-новому рассматривать проблему вещественных и энергетических отходов материального производства. Огромные количества веществ перемещаются человеком в биосфере и зачастую накапливаются там, где в природе их не должно быть. Это и является причиной загрязнения окружающей среды.
Третий закон «Природа знает лучше» подразумевает, что сложившиеся в ходе эволюции и прошедшие жесткий естественный отбор организмы и их сообщества, а также сформировавшиеся между ними отношения – это наиболее оптимальные системы. Любое вмешательство в них человека скорее ухудшит их состояние, чем улучшит. Этот закон призывает к тщательному изучению естественных био- и экосистем, сознательному отношению к преобразующей деятельности. Без точного знания последствий преобразования природы недопустимы никакие её «улучшения».
Четвертый закон «Ничто не даётся даром» обобщает предшествующие три закона, поскольку биосфера как глобальная экосистема представляет собой единое целое, в ее раках ничего не может быть выиграно или потеряно, и она не может являться объектом всеобщего улучшения; все, что было получено от нее человеком, должно быть возмещено. Если в одном месте что-нибудь прибудет, то в другом месте обязательно убудет. Платежа по этому векселю нельзя избежать; он может быть только отсрочен.
В «законах» Б. Коммонера обращается внимание на всеобщую связь процессов и явлений в природе, любая природная система может развиваться только за счёт использования материально-энергетических и информационных возможностей окружающей её среды. Пока мы не имеем абсолютно достоверной информации о механизмах и функциях природы, мы, подобно человеку, не знакомому с устройством часов, но жалеющему их починить, легко вредим природным системам, пытаясь их улучшить. Иллюстрацией здесь может служить то, что один лишь математический расчёт параметров биосферы требует безмерно большего времени, чем весь период существования нашей планеты как твердого тела.
Особое значение для математических расчётов приобретает синергетический подход к пониманию целостности природы как кооперативного взаимодействия её частей (систем и подсистем) на основе неравновесной термодинамики и нелинейной динамики с использованием суперкомпьютеров.
Естественно, при этом важную роль может сыграть и исторический подход анализа экологических кризисов и революций в истории взаимоотношений человеческого общества и природы (см. схему 57) с учётом цикличности природных и человеческих взаимоотношений.
Схема 57. Экологические кризисы и революции в истории взаимоотношений человеческого общества и природы (масштаб условный)
(Н.Ф. Реймерс, 1990)
В настоящее время помимо загрязнения биосферы различными веществами происходит ее тепловое загрязнение – давление тепловой энергии в приземный слой тропосферы за счет парникового эффекта СО2, а также в результате сжигания огромного количества горючих полезных ископаемых, а также использования ядерной энергии. Следствием этого может стать глобальное потепление климата. Этот кризис получил название термодинамического.
Еще одним экологическим кризисом является снижение надежности экологических систем, в частности, в результате снижения их видового разнообразия, разрушения озонового слоя и т.д.
Усиливающееся воздействие человека на природу в результате роста населения и научно-технического прогресса имеет не только экологические последствия. Нарастание экологической напряженности проявляется и в социальных последствиях. К негативным социальным последствиям относятся: нарастающая нехватка продовольствия в мире. Рост заболеваемости населения в городах. Возникновение локальных экологических конфликтов из-за создания экологически опасных в глазах населения предприятий, экологическая агрессия – вывоз токсичных технологических процессов и отходов в другие страны и т.д.
Феномен человека «как существа трехстороннего – биосоциокультурного».
Взаимодействие общества и природы задает неклассическую модель феномена человека «как существа трехстороннего – биосоциокультурного». Такая модель феномена человека была предложена культурологом, социальным антропологом М.С. Каганом. Тем самым он предложил развести три понятия, которые являются дополнительными в характеристике отдельного человека, таким образом: индивид - это обозначение человека, взятого как «особь», единичный представитель вида человека разумного (Homo sapiens); личность – это социологическая трактовка индивида, включающего в себя обретение им набора социокультурных потребностей и вызревание во внутреннем мире совокупности ценностных ориентаций. Индивидуальность – это культурологическое видение индивида, при котором на первый план выходит его самобытность, неповторимость, оригинальность, его «самость» и незаменимость (неустранимость). Именно М.С. Каган предложил именовать человека не homo sapiens (человек разумный), а «home faber» – человек создающий, не «home ludens» - человек играющий и т.д., а «home agens» - человек действующий. Культура, в том числе и естественнонаучная культура, в глубокой своей сути обеспечивает реализацию самой деятельности, ее имманентный механизм, способ её осуществления.
Однако, нам представляется, что глубоко прав американский философ Дж.Сёрль, который считает, что деятельность личности должна опираться на рациональность в действии, хотя теория рациональности, как и теория истинности естественно далеко не предельные понятия, а всегда имеют элементы субъективности, относительности, конкретной классичности и неклассичности, а также коэволюционно-синергетической постнеклассичности современного научного мышления.
При вполне очевидной вариативности рационально-деятельностной индивидуальности и социализации индивида классическая, неклассическая и постклассическая стратегии, выработанные естественнонаучным мышлением, являются систематизирующим основанием пересечения различных моделей феномена человека с определяющей культурологической моделью «home agens» - человек действующий.
Неклассическая модель рациональности включает в себя гуманистические позиции как биоэтики, так и социальной этики.
Биоэтика выступает в форме защиты прав человека, в том числе его права на жизнь, на здоровье, на ответственное и свободное самоопределение своей жизни.
Социальная этика выступает в форме осознания социально-философского значения понятия общей судьбы совместного (общественного) проживания в общей «коммунальной квартире» человечества на планете Земля. Включает в себя политическую, экономическую и предпринимательскую этику с неклассическими и постнеклассическим пересечением концепций биосферы, ноосферы и экологии.
Академик Н.Н. Моисеев подчеркивал, что мировоззрение не может быть сведено к чисто научным, рационалистическим миропредставлениям. Разум не всесилен, ему доступно то, что «доступно». Наличие не только рациональной, но и иррациональной границ человеческой деятельности особенно важно при рассмотрении концепций здоровья и коэволюции Природы и Человека. Дж.Сёрль в неклассической модели «рациональности в действии» подчеркивает наличие разрывов между желаниями и убеждениями и действием. Этим разрывам мы обязаны наличием у нас «свободы воли». В то же время он доказывает вопреки многим философским теориям, что слабость воли или то, что древние греки называли акразией - это весьма распространенное явление. Очевидно, именно, слабость воли (акразия) позволяла в течении длительного периода эволюции общества создавать теории социализации индивида на основе иерархической соподчиненности социальных институтов; классов, аристократии, технократии, меритократии при пренебрежении индивидом. Плюралистическое гражданское общество постмодерна вырабатывает новую интегративную этику коммуникативного разума на основе идеи свободы, а не ограничения свободы. Свобода при этом понимается согласно просвещенской идеи самоограничения разума, осуществления разума.
Неклассическая биосоциокультурная модель человека проявляется в определении его здоровья, приведенного в Уставе Всемирной организации здравоохранения: «Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов».
Физическое благополучие фактически связано с биологическим понятием здоровья как гомеостатического состояния внутреннего равновесия организма, так и онтогенеза – индивидуального развития организма от зарождения до смерти. Здоровье человека закладывается в детстве и, согласно данным науки, оно обусловлено на 50 % - образом жизни, на 20 % - наследственностью, на 20 % - состоянием окружающей среды и примерно на 10 % - возможностями медицины и здравоохранения. Важное место в сохранении здоровья занимает физическая культура и спорт. Все более усиливается влияние окружающей среды на здоровье человека.
Деятельность человека по преобразованию природы привела к возникновению относительно новых для него же условий существования. Появились так называемые «вторая природа» и «третья природа». «Вторая природа» - изменения природной среды, искусственно вызванные людьми и характеризующиеся отсутствием самоподдержания, т.е. постепенно разрушающиеся без поддерживающего влияния человека (лесопосадки, искусственные водоемы и др.). «Третья природа» - искусственный мир, созданный человеком и не имеющий вещественно-энергетической аналогии в естественной природе (города, внутреннее пространство помещений, асфальт, бетон, синтетика и др.). В результате окружающая человека природная и искусственная среда стали меняться столь быстро, что организм человека зачастую уже просто не успевает адаптироваться ко многим переменам, которые стали формировать и образ жизни. Это привело к изменению в структуре заболеваемости и массовому появлению новых болезней.
Душевное благополучие можно связать с культурологической индивидуальностью, хотя в стратегически нестабильном XXI-м веке оно взаимосвязано и с тезисом постмодерна: «Ничто не гарантировано».
Социальное благополучие человека взаимосвязано с его личностной оценкой места в иерархической системе социума (общества). В современном обществе ни в коей мере не ослабла социальная несовместимость интеллектуальной культуры и социального положения в обществе, хотя «развитые экономически общества пытаются учесть интеллектуальную культуру личности в социальном благополучии человека».
Понятие здорового образа жизни имеет свою историю, пересекающуюся с историей всей интеллектуальной сферы культуры.
Здоровый образ жизни – это результирующая действия многих внутренних и внешних факторов, объективных и субъективных условий.
Основные принципы здорового образа жизни можно кратко формулировать следующим образом:
1. Творцом здорового образа жизни является человек как существо деятельное в биологическом и социокультурном отношении (индивидуально и общественно полезная духовная, социальная и физическая деятельность).
2. Отказ от вредных привычек (злоупотребления алкоголем, курения, наркотиков и токсических веществ).
3.Соблюдение принципов рационального питания (сбалансированного качественно - белки, жиры, углеводы, витамины, микроэлементы и количественно – энергетическая ценность потребляемых продуктов и расход энергии в процессе жизнедеятельности).
4. Рациональная двигательная активность.
5. Соблюдение общечеловеческих норм и принципов морали, регулирующих все сферы жизнедеятельности человека и т.д.
Определилась философская и научная система и реальная практика укрепления здоровья человека в процессе жизненного онтогенеза, получившая название валеология - наука о здоровье души и тела.
Особое значение в рациональности действия биосоциокультурного существа - человека приобретает эколого-социальная синергетика интеллектуальной сферы культуры в кооперативном взаимодействии природных систем и человек.