Данные отсева работающих
Безопасность жизнедеятельности
Учебное пособие к практическим занятиям
Часть 2
Под редакцией А.И. Сидорова
Челябинск
Издательство ЮУрГУ
УДК 658.382.3 (075.8)
Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие к практическим занятиям/ С.И. Боровик, С.Е. Горбунов, Л.М. Киселева, А.В. Хашковский/ Под ред.
А.И. Сидорова. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2005. – Ч.2. – 96 с.
В учебном пособии изложены научные основы профессионального подбора кадров, представлены характеристика химически опасных веществ, ионизирующих излучений и методы оценки обстановки при чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Рассмотрены экологические аспекты защиты атмосферного воздуха от деятельности промышленных предприятий, описаны методики расчетов и представлены нормативы, регламентирующие экологическую безопасность на производстве.
Учебное пособие к практическим занятиям содержит теоретический материал, справочные данные для выполнения требуемых расчетов, задачи для самостоятельного решения и список нормативно-технической литературы.
Пособие предназначено для студентов всех форм обучения по основным направлениям подготовки специалистов в ЮУрГУ.
Ил. 16, табл. 39, список лит. – 32 назв.
Одобрено учебно-методической комиссией механико-технологического
факультета.
Рецензенты: Ю.Г. Горшков, В.Н. Шилин.
Профессиональный подбор
Цель занятия
Ознакомить студентов с научными основами профессионального подбора, методами его проведения и критериями оценки
Характер и содержание профессиональной деятельности людей чрезвычайно разнообразны и соответственно предопределяют различное сочетание требований к организму работающего по антропометрическим, физическим и психофизиологическим качествам [1, 2]. При этом отмечаемая в последние годы тенденция расширения рынка профессий социально-экономической направленности, наряду с традиционной тенденцией роста механизации и автоматизации производственных процессов, усиливают значение именно психофизиологических качеств личности – повышенный уровень внимания, оперативность и оригинальность мышления, быстроту и точность решений, двигательных реакций и др. [3]. Значение психофизиологических качеств особенно возрастает для работающих на сложных, эмоционально напряженных и опасных видах работ [4, 5].
Роль профессионального подбора актуализировалась также с появлением проблемы безработицы. Людям, ищущим работу, и работодателям, нуждающимся в эффективных сотрудниках, нужны гарантии того, что, найдя друг друга, они сделают правильный выбор.
Профессиональной ориентации как науке около ста лет и это только подтверждает ее актуальность и востребованность. Рождение профориентации было связано с именем основателя психотехники американского психолога Гуго Мюнстерберга, который в начале ХХ века впервые стал разрабатывать и использовать психологические тесты для оценки профессиональных способностей человека. Тогда же появился новый раздел психологической науки – психология профессий. Л.М. Штерном был введен термин «психотехника». В Советском Союзе к середине 20-х годов по образцу западной была создана советская психотехника, включающая в себя и профориентацию [6]. В 1920 году А.К. Частев возглавил Центральный институт труда (ЦИТ). В.М. Бехтерев в 1927 году создает первое бюро профконсультации и формулирует новый подход к организации труда – максимальная эффективность при максимальном сохранении здоровья. В 1930 году И.Н. Шпильрейн – лидер советской психотехники на конгрессе в Испании избирается президентом Международной психотехнической ассоциации. Но, не просуществовав и десяти лет, психотехника была запрещена (1936 год – Постановление ЦК ВКП(б) «О педагогических извращениях в системе наркомпроса»).
В 1944 году Б.Г. Ананьев создал кафедру психологии на философском факультете МГУ. Во время второй мировой войны отечественные психотехники продуктивно работают в госпиталях, занимаясь восстановительной терапией, разрабатывая методики повышения остроты слуха у разведчиков. Возрождение психотехники начинается с 1957 года, но она стала называться психологией труда. В 1966 году открыты два факультета психологии в МГУ и ЛГУ.
В настоящее время психология уверенно возвращается к вопросам профессиональной ориентации. В ряде университетов начата подготовка психологов по специальности профориентации. Еще в 1996 году Министерством труда и социального развития, в которое входила Федеральная государственная служба занятости населения, было принято «Положение о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации».
1. Понятие о профессиональном подборе и его значение
в производственной деятельности
Профессия (лат. professio, от profiteor – объявляю своим делом) – исторически сложившаяся форма деятельности, необходимая в социальном отношении, для выполнения которой требуется определенный комплекс знаний, навыков, умений, особенностей личности и норм поведения.
Не всякая трудовая деятельность является профессиональной, чтобы она стала профессией, она должна иметь определенные характеристики:
1) профессия требует от исполнителя относительно длительного во времени выполнения работы (стаж);
2) профессия требует специального профессионального образования;
3) выполнение профессиональной деятельности приводит к формированию профессиональных интересов, норм, морали, обычаев;
4) профессиональная деятельность приводит к определенному профессиональному поведению;
5) стремление представителей одной профессии предъявлять особый статус к представителям другой профессии, что ведет к идентификации человека с профессией, к которой он принадлежит.
Характеристики 3, 4, 5 – приводят к профессиональной деформации личности (особенно в системе человек-человек), т.е. к переносу профессиональных норм в непрофессиональную деятельность.
Профессиональный подбор включает в себя ориентацию, консультации и отбор, основное назначение которых – помочь человеку выбрать сферу трудовой деятельности, что называется «по душе». То есть профессиональный подбор определяет круг профессий, наиболее подходящих для данного человека с учетом его психофизиологических и личностных данных. И, наконец, профконсультант (психолог) осуществляет непосредственно профотбор: организует специальное исследование с целью определения пригодности человека к конкретной работе.
Исследования показывают, что смена профессии чаще всего происходит в тех случаях, когда ее выбор работающим осуществляется самостоятельно, без участия профконсультанта (табл. 1).
Таблица 1
Данные отсева работающих
Профессия | Выбор профессии осуществлялся (%) | |
самостоятельно | с участием профконсультанта | |
Тракторист-машинист Сборщик изделий Наладчик Монтажник-высотник, шлифовщик Полировщик | 15. . . 25 10. . . 15 10. . . 15 20. . . 40 60. . . 80 | 5. . . 10 2. . . 5 2. . . 5 8. . . 10 20. . . 30 |
Отрицательные последствия неправильно выбранной профессии затрагивают как самого человека, так и все общество. По подсчетам американских ученых, правильный выбор профессии в 2–2,5 раза уменьшает текучесть кадров, на 10–15% увеличивает производительность труда и в 1,5–2 раза уменьшает стоимость обучения кадров.
Приведенные цифры говорят о важности профориентации и консультации, как важнейших составляющих профотбора. При правильном выборе профессии, требования которой соответствуют психофизиологическим качествам, человек может при прочих равных условиях эффективно и быстро овладеть избранной профессией, сохранять высокий уровень работоспособности длительный промежуток времени. При отсутствии такого соответствия человек не достигает необходимого уровня мастерства, производительности и качества, работает на постоянном пределе деятельности физиологических функций, что приводит к неэффективности деятельности, неврозам, повышенной заболеваемости, отказу от работы, аварийности и нередко к травматизму. По данным исследований производственный травматизм среди рабочих, психофизиологические качества которых не соответствуют требованиям профессии, на 40–50% выше, чем среди рабочих, у которых эти качества в норме.
Таким образом, главные положительные последствия применения профотбора в общественном производстве:
· снижение текучести кадров;
· уменьшение экономических затрат на обучение;
· повышение эффективности, производительности труда и качества продукции;
· снижение заболеваемости и травматизма.
Достижение указанных положительных результатов возможно, если учитываются показатели состояния здоровья, психофизиологического и физического состояния человека. Из этих трех блоков показателей определяющими для большинства профессий (когда речь не идет о работах, требующих только преимущественно затрат мускульной энергии) являются психофизиологические показатели.