Работающее население вне пределов трудоспособного возраста, которое определяется численностью работающих подростков (до 16 лет) и работающих пенсионеров.

Таким образом, численность трудовых ресурсов (ТР) страны в целом или отдельного региона может быть определена следующим образом:

ТР= Ч тр.- Ч нераб. +Ч подр. +Ч раб. пенс.,

где Ч тр. – численность населения в трудоспособном возрасте; Ч нераб. – численность неработающих лиц того же возраста, признанных в соответствии с государственными правовыми положениями нетрудоспособными (инвалиды I и II групп, лица льготных пенсионных возрастов); Ч подр. – численность работающих подростков (в возрасте до 16 лет); Ч раб. пенс. – численность работающих лиц пенсионного возраста.

Условный пример Численность населения в трудоспособном возрасте (Ч тр.) – 80 млн. чел., в том числе численность неработающих инвалидов I и II групп (Ч нераб.) – 1,5 млн. чел.; работающие подростки (Ч подр.) - 0,1 млн. чел.; работающие пенсионеры (Ч раб. пенс.) – 4,6 млн. чел. Тогда численность трудовых ресурсов (ТР) составит: ТР= 80-1,5+0,1+4,6=83,2 (млн. чел.)

Изменение численности населения России, а также возрастная структура населения в трудоспособном возрасте, моложе и старше трудоспособного возраста в 2000 г. по сравнению с 1992 г. показаны в таблице.

Таблица

Изменение возрастной структуры численности населения России

Показатели 1992 г. 2000 г.
млн. чел. уд. вес в % млн. чел. уд. вес в %
Численность постоянного населения России в т.ч. в возрасте: 148,3 144,8
- моложе трудоспособного возраста 35,2 27,8
- в трудоспособном 83,7 87,1
- старше трудоспособного возраста 29,4 29,9

Источник: Россия в цифрах: Краткий статистический сборник/Госкомстат России. – М.: 2001 г.

Сопоставление этих показателей говорит о том, что произошло уменьшение доли лиц моложе трудоспособного возраста и увеличение доли в трудоспособном и старше трудоспособного возраста.

Численность лиц трудоспособного возраста как части всего населения существенно зависит от демографического фактора, то есть от уровня рождаемости и уровня смертности в различных возрастных группах. Эти показатели, в свою очередь, влияют на численность лиц, достигающих трудоспособного возраста. Причем положительной тенденцией будет являться увеличение соотношения между последней группой лиц и тех, кто достигает пенсионного возраста.

К сожалению, с 90-х годов в нашей стране наблюдается превышение смертности над рождаемостью, а также сокращение продолжительности жизни, особенно мужского населения. Это обстоятельство объясняется влиянием ряда неблагоприятных факторов социально-экономического характера: неудовлетворительных условий труда и быта, безработицы и отсутствия стабильного заработка, неблагоприятной экологии, низким качеством питания и т.д.

Так, в 2000 г. на 1000 чел. населения России рождаемость составила 8,7, а смертность – 15,3 человека. Детская смертность у нас в 2-3 выше, чем в развитых странах. Продолжительность жизни населения России такова: женщин – 72,4 года, мужчин – 58,9 года. Для сравнения отметим, что средняя продолжительность жизни в Японии – 79 лет, США и Великобритании – 76 лет, Мексике – 70 лет.

В странах с развитой экономикой принято различать экономически активное и неактивное (пассивное) население. К первой категории относятся все занятые и безработные (согласно методике МОТ под последними понимаются лица, не имеющие работы (доходного занятия), ищущие работу и готовые приступить к работе).

К экономически неактивному населению относятся те, кто по каким – либо причинам не желает работать (занятые ведением домашнего хозяйства, уходом за больными, детьми и т.п.); лица, получающие пенсии по старости, на льготных условиях, а также инвалиды, получающие пенсии, и не занятые никакой деятельностью; а также те, кто отчаялся найти работу. В эту же категорию в западной статистике включают учащихся очных форм образования (так как они не создают общественного продукта). В российской статистике таких учащихся относят к категории занятых.

В последние годы российская статистика ведет учет численности экономически активного населения, которая в 2000 году составляла около 71,1 млн. человек (т.е. 49,2% численности населения России), в т.ч. занятые в экономике – 64,1 млн. чел., безработные – 7 млн. чел. Сравнение этих показателей с 1992 годом показано в табл.

Таблица

Численность экономически активного населения России



Показатели 1992 г. 2000 г.
тыс. чел. уд. вес в % тыс. чел. уд. вес в %
Экономически активное население – всего в т.ч.: занятые в экономике безработные 94,8 5,2 90,2 9,8

Источник: Россия в цифрах: Краткий статистический сборник/Госкомстат России. – М.: 2001.

Кроме понятия «трудовые ресурсы» в науке и практике экономики, социологии, управления с 80-х годов стал применяться термин «трудовой потенциал» общества, организации, отдельного работника. Это понятие является более объемным, разносторонним, поскольку его основой является термин «потенциал» - «источник возможностей, средств, запаса, которые могут быть приведены в действие, использованы для решения какой-либо задачи или достижения определенной цели».

Трудовой потенциалпредставляет собой обобщающую характеристику меры и качества совокупной способности к труду трудовых ресурсов, их динамизм, как непрерывный, развивающийся, многоплановый процесс, характеризующий скрытые, не проявившие еще себя возможности или способности в соответствующих сферах жизнедеятельности.

Однако не следует противопоставлять понятия «потенциал» и «ресурсы», поскольку первое из них представляет собой совокупность накопленных обществом, коллективом, индивидом свойств (то есть по сути совпадает с понятием «ресурс»), обусловливающих возможности их функционирования и развития (то есть с ориентацией на будущее).

Следует иметь в виду, что трудовой потенциал отдельного человека – это часть его индивидуального, человеческого потенциала, более широкого и всестороннего, на масштабы и глубину которого влияют разнообразные факторы: природные способности, воспитание, окружающая среда (природная, бытовая, духовно-нравственная и т.п.) и др. Мы ограничиваемся рассмотрением только трудового потенциала.

Исходной единицей формирования трудового потенциала является трудовой потенциал отдельного работника (личный трудовой потенциал), образующий основу формирования трудовых потенциалов более высоких структурных уровней – организации, всего общества.

Трудовой потенциал работника– это совокупность физических и духовных качеств человека, определяющих возможность и границы его участия в трудовой деятельности, способность достигать в заданных условиях определенных результатов, а также совершенствоваться в процессе труда.

Основными компонентами трудового потенциала работника являются:

· психофизиологическая составляющая: состояние здоровья, работоспособность, выносливость, способности и склонности человека, тип нервной системы и др.;

· социально – демографическая составляющая: возраст, пол, семейное положение и др.;

· квалификационная составляющая: уровень образования, объем специальных знаний, трудовых навыков, способность к инновациям, интеллект, творческие способности, профессионализм;

· личностная составляющая: отношение к труду, дисциплинированность, активность, ценностные ориентации, мотивированность, нравственность, коммуникабельность и др.

Трудовой потенциал работника не является величиной постоянной, он может изменяться как в сторону увеличения, так и уменьшения. Накапливаемые в процессе трудовой деятельности созидательные способности работника повышаются по мере усвоения новых знаний и навыков, укрепления здоровья, улучшения условий труда. Но они могут снижаться при ужесточении режима работы, ухудшении здоровья и т.п.

Трудовой потенциал организации– совокупная характеристика трудового потенциала отдельных ее работников, их способности и возможности активно участвовать в трудовой деятельности при наличии необходимых организационно-технических условий.

Трудовой потенциал организации имеет количественную и качественную характеристику.Количественная характеристикапредставляет собой возможность участия работника или всех членов трудового коллектива в определенной области деятельности (материальной, духовной и т.п.) как специфического производственного ресурса. Соответственно показателями характеристики трудового потенциала с количественной стороны являются: численность персонала организации, в т.ч. по категориям, возрасту, уровню образования, полу и др. признакам; количество рабочего времени, возможного к использованию при нормальном уровне интенсивности труда.

Качественная характеристикатрудового потенциала организации отражает степень развития способностей, свойств отдельных работников, их пригодность к выполнению определенных трудовых функций заданного качества, отношение к труду, их нравственные качества, творческие возможности и т.п.

Качественная сторона трудового потенциала может быть отражена и с помощью количественных показателей. Например, для оценки уровня квалификации используется показатель «средний разряд рабочих»; для оценки профессиональной подготовки – количество рабочих, управленческого персонала, прошедших обучение, повышение квалификации в отчетном году и т.п.

Однако трудовой потенциал организации представляет собой не просто сумму трудовых потенциалов ее работников. Поскольку работник – это элемент системы более высокого порядка – трудового коллектива организации, то при их объединении возникает синергетический эффект, усиленный совместным коллективным трудом. Таким образом, если совокупность физических и духовных способностей индивида является основой личного трудового потенциала, то социальная, т.е. «умноженная», производительная сила, возникающая благодаря совместной деятельности различных индивидов, составляет основу трудового потенциала организации.

Трудовой потенциал обществаможно определить как трудовые ресурсы в качественном измерении. Трудовые ресурсы, т.е. количественный аспект трудового потенциала, характеризуются такими параметрами, как: общая численность трудоспособного населения; количество рабочего времени, которое отрабатывает работающее население при сложившемся уровне производительности и интенсивности труда.

Качественный аспект трудового потенциала общества определяется такими показателями, как: состояние здоровья, физическая дееспособность трудоспособного населения; общеобразовательная и профессионально -квалификационная подготовка трудоспособного населения; состояние нравственности в обществе; способность населения к адаптации в рыночных условиях и др.

На международном уровне в рамках ООН во второй половине 80-х годов XX века формируется понятие индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), в котором учитываются возможности для развития человека, обеспечиваемые системами здравоохранения и образования.

С 1990 г. публикуются данные о величинах ИРЧП по странам, входящим в ООН. В этих расчетах величины ИРЧП определяются как средние арифметические из трех показателей: ожидаемая продолжительность жизни; уровень образования; реальный душевой ВВП (валовой внутренний продукт).

Каждый показатель (индекс) рассчитывается по формулам вида:

D ф-D min (1)

I = ,

D max-D min

Наши рекомендации