Знаковый орграф (ориентированные графы) изучения развития промышленного центра и состояния окружающей природной среды

Прогнозирование эколого-экономического развития является задачей многокомпонентной. Считается, что такие задачи легче решать на основе теории графов. Она отображает в формируемых моделях эколого-экономических систем обратные связи, что невоз­можно с использованием математического аппарата. Модели на основе ориентированных графов дают более достоверный резуль­тат, делают их доступными не специалистам в прикладной матема­тике.

В качестве вершин используются показатели, а дуги указывают на влияние изменения одного показателя на изменение другого. Если дугам орграфов приписать знаки « – » и « + », то модель ста­новится более информативной.

Знаковые орграфы не дают точную оценку тенденций в экоси­стеме. Для более точной оценки следует использовать взвешенные орграфы, где приводится сила влияния одного показателя на дру­гой, то есть вес. Но требуется более расширенная информация, чем для знаковых. Значение дуг определяется экспертами или на основе статистической информации.

Основой моделирования многокомпонентных задач являются импульсные процессы. Какой-либо вершине задаются определен­ные изменения. Эта вершина актуализирует всю систему показате­лей и называется активной. Таких вершин может быть несколько.

С помощью решения многокомпонентных задач можно оце­нить тенденцию развития системы. При установлении модели можно сформировать количественный прогноз изменения показателей системы и найти различные варианты воздействия на изучаемую систему с целью получения лучшего варианта.

Соответствие между поставленными в комплексном прогнозе целями, наличными природными ресурсами, тенденциями разви­тия эколого-экономических процессов и возможностями, диктуе­мыми НТП, может быть достигнуто при сочетании генетического и нормативного подходов, что является одним из важных принципов построения всей системы прогнозирования. Оба подхода между собой тесно связаны. Первый из них предусматривает рассмотре­ние явлений от настоящего к будущему, а второй исходит от опре­деленных целей развития – того результата, которого необходимо добиться в будущем.

При помощи синтеза генетического и нормативного подходов определяем:

1) уровень потребности в природных ресурсах исходя из:

а) наличия реальных ресурсов и возможностей;

б) нормативов потребления;

2) уровень воздействия на природную среду исходя из:

а) реальных тенденций, возможностей технологии и очистки, обусловленных НТП;

б) предельных нормативов качественного состояния природ­ной среды.

Сопоставление данных генетического и нормативного прогно­зов во многих случаях позволяет вскрыть разрыв между возмож­ностями и желаемым состоянием, проявляющийся, как правило, в нехватке ресурсов для достижения цели. На основе согласования прогнозов выявляются средства по ликвидации «узких мест». Если нельзя согласовать показатели генетического и нормативного про­гнозов, то следует корректировать первоначальные цели.

Решение проблем природопользования может быть эффектив­ным только при территориальном подходе. Опыт, накопленный при решении региональных проблем природопользования, имеет сле­дующие направления:

· отраслевые рабочие программы природоохранных мероп­риятий с разбивкой по районам;

· схемы мероприятий по охране определенных природных ресурсов или компонента природной среды;

· территориальные комплексные схемы охраны природы (ТКСОП).

Первые два направления не могут решать проблему охраны природы в регионе в целом, так как охватывают лишь отдельные мероприятия, слабо связанные в межотраслевом разрезе. ТКСОП разрабатывается для субъектов федерации, городов и крупных про­мышленных узлов.

В систему предплановых документов включают: ТКСОП, а так­же Комплексные программы НТП, Генеральные схемы развития и размещения производительных сил, схемы и проекты ТПК, гене­ральные планы городов и т.п. ТКСОП должна обеспечить взаимо­увязку, координацию и интеграцию предплановых документов, так как каждый из них содержит разделы по охране природы.

На основе территориальных КСОП, экологических программ предприятия (фирмы) должны разрабатывать планы природоох­ранных мероприятий. Учитывая, что в экологической сфере наря­ду с экономическими рычагами должны быть жесткие экологичес­кие ограничения, в ней вместо «плана-директивы» и «плана-про­гноза» необходим «план-договор», то есть природопользование дол­жно быть на основе договора между природопользователем и органами исполнительной власти соответствующего уровня. При этом у природопользователя должно быть заключение экологической экспертизы на предполагаемую хозяйственную и иную деятель­ность, применяемую при этом технологию, а также комплексное разрешение на специальное природопользование.

В комплексном разрешении на специальное природопользова­ние должны быть:

· экологические требования, при которых допускается хозяй­ственная или иная деятельность;

· условия охраны и обеспечения сохранности представлен­ных в пользование природных ресурсов;

· конкретные нормы (лимиты) пользования, предельные нор­мативы технологических потерь, выбросов, сбросов загряз­няющих веществ;

· размер платы за загрязнение окружающей среды, размеще­ние отходов и использование природных ресурсов;

· условия и порядок применения штрафных санкций.

План-договор в природоохране наиболее приемлем с той точки зрения, что экологические потребности наименее подвержены рез­ким колебаниям, а изменения в природной среде происходят мед­леннее. А отдача природоохранных мероприятий в большинстве случаев имеет долговременный характер. Разработка плана-дого­вора должна вестись не жестко «сверху-вниз», а «встречно-инте­рактивно», учитывая экономический, научно-технический прогноз. К тому же в рамках плана–договора предприятия могут совмес­тно обеспечить нормальное качество окружающей среды, исполь­зуя горизонтальные эколого-экономические отношения (рынок прав на загрязнение и т.п.).

В целом план-договор природопользования необходимо превра­тить в кооперативное планирование. Оно начинается с определе­ния экологической проблемы. Схему кооперативного планирова­ния под конкретную проблему разрабатывает узкий круг специа­листов, создавая «идеальные» направления ее решения. Возника­ющий же в результате переговоров (в процессе двухсторонних и многосторонних контактов) комплекс мероприятий «задает» реаль­ную траекторию движения к желаемому (целевому) состоянию программного объекта. В процессе кооперативного планирования формируется система реальных приоритетов, закрепленных в обя­зательствах (контрактах), взятых на себя участниками.

Знаковый орграф (ориентированные графы) изучения развития промышленного центра и состояния окружающей природной среды - student2.ru

Схема кооперативного планирования природопользования

Одним из плановых документов на уровне хозяйствующих субъектов является «Экологический паспорт промышленного предприятия». Экологический паспорт – это ком­плексный документ, содержащий характеристику взаимоотноше­ний предприятия и окружающей среды и позволяющий на основе материальных балансов получить достоверные данные о величине воздействия на окружающую природную среду.

В экологическом паспорте отражаются следующие сведения:

· общие сведения о предприятии;

· используемые предприятием технологии;

· количественная и качественная характеристика используе­мых ресурсов (сырья, топлива, энергии);

· опись технологических схем выработки основных видов про­дукции и сведения о наличии в мире технологий, обеспечи­вающих достижение наилучших удельных показателей по охране природы;

· схемы очистки сточных вод и выбросов;

· количественная и качественная характеристика выбросов (сбросов, отходов) загрязняющих веществ от предприятия.

Характеристика производства, сведения о продукции производства должны иллюстрироваться балансовой схемой материальных потоков. Это дает возможность точно определить объем загрязне­ния, выбросов в окружающую среду и отходов. Экологический пас­порт также должен содержать перечень планируемых мероприятий с указанием сроков, объемов затрат и общих объемов выбросов вред­ных веществ до и после осуществления мероприятий.

Информация, систематизированная в экологическом паспорте, может быть использована при решении следующих задач:

· оценке влияния выбросов (сбросов, отходов) загрязняющих веществ и выпуска продукции на окружающую среду и здо­ровье населения;

· определении платы за природопользование;

· установлении предприятиям предельно-допустимых норм выбросов (сбросов) в окружающую среду и размещение от­ходов;

· планировании природоохранных мероприятий и оценке их эффективности;

· экспертизе проектов реконструкции предприятия;

· контроле соблюдения предприятием законодательства в об­ласти охраны природы;

· повышении эффективности использования природных и ма­териальных ресурсов, энергии и вторичных продуктов.

Экологический паспорт должен составляться на начало года и в дальнейшем ежегодно уточняться и пересогласовываться в тер­риториальных органах управления природопользованием.

В начале 90-х годов ряд крупных предприятий составили эко­логические паспорта. Но в связи с ухудшением экономического климата в стране и по другим причинам в настоящее время мно­гие из них не имеют этого документа. Да и предприятия в наличии такого паспорта не заинтересованы, так как они дают возмож­ность быстрее выявить занижение масштабов выбросов (сбросов) загрязняющих веществ.

С 1 июля 2001 г. введен в действие на основе новых принципов «Экологический паспорт природопользователя». В дальнейшем такой паспорт будет первичной базой данных о воздухе, воде, почве, отходах. Разработанный макет экологичес­кого паспорта позволит сформировать формы статистической от­четности для любого уровня управления.

Наряду с паспортами природопользователей необходимо иметь и экологические паспорта территорий. Цель такого паспорта – способствовать экологически оправданному развитию хозяйств тер­ритории, научно обоснованному планированию природоохранной деятельности. Экологический паспорт территории должен быть до­кументом многоцелевого применения и использования в качестве официального основания при разработке различных программ и проектов экономического и социального развития территории.

Наши рекомендации