Понятие внешней формы экологического права РФ. Классификация и система источников, опосредующих экологические отношения
Вопрос фактически сводится к характеристике особенностей источников экологического права. Экологическое право – комплексная отрасль российского права. Источники права в теории рассматриваются в материальном и формальном аспектах. В материальном смысле источники экологического права уже были названы в предыдущих лекциях. Опасна ситуация, когда законодатель не обращает внимания на материальные источники права. Не соответствующая реально сложившимся общественным отношениям норма (формальный источник) работать не будет. Очевидна необходимость тесной связи материальных и формальных источников. Соотношение материальных и формальных источников – важнейшая задача изучения дисциплины экологического права.
Источники экологического права в формальном смысле – нормативно-правовые акты, регулирующие общественные отношения, составляющие предмет экологического права. Система источников экологического права отражена ФЗ «Об охране окружающей среды», а именно в ст.2 («Законодательство в области охраны окружающей среды»).
Особенности источников экологического права.Источники экологического права по предмету правового регулирования классифицируются на общие и специальные. К общим относятся те нормативно-правовые акты, которые регулируют как экологические, так и иные общественные отношения, а к специальным – специализированные акты, регулирующие отдельные институты экологического права.
· В соответствии с Конституцией РФ законодательство об охране окружающей среды отнесено к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ. Соответственно, особенность в том, что система источников экологического права включает в себя нормативно-правовые акты как федеральные, так и региональные. Поэтому всегда возникает вопрос о разграничении полномочий в пределах совместного ведения, а также об иерархии нормативно-правовых актов.
· Следующая особенность обусловлена тем, что экологическое право является комплексной отраслью. Соответственно, экологические нормы имеют «двойную прописку». Нормы экологического права могут содержаться как в специальном законодательстве об окружающей среде, так и в актах гражданского, конституционного, предпринимательского, уголовного и иного законодательства.
· Экологическое законодательство характеризуется очень значительным массивом нормативно-правовых актов, что порождает определенную сложность в его применении. При этом также количество подзаконных нормативно-правовых актов также значительно.
· В экологическом законодательстве достаточно часто используется специальная естественно-научная и техническая терминология. Кроме того, большое значение придается актам технического регулирования, которые также рассматриваются в качестве источников экологического права (см. ФЗ «О техническом регулировании»).
Систему источников экологического права образуют:
- Конституция РФ,
- федеративные договоры,
- международные договоры РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права,
- федеральные законы,
- нормативные правовые акты Президента РФ,
- нормативные правовые акты Правительства РФ,
- нормативные правовые акты федеральных министерств и ведомств,
- конституции, законы, иные нормативные правовые акты субъектов РФ,
- нормативные правовые акты органов местного самоуправления,
- локальные нормативные правовые акты,
- судебные решения.
Классификация
1. По уровню органов, которые их приняли:
a. Федеральные
b. Региональные
c. Муниципальные
2. По сфере действия:
a. Общие
Распространяют свое действие на всю территорию РФ (например, Закон «об экологической экспертизе»)
b. Специальные
Обусловлены территориальным критерием их действия (например, ФЗ «Об охране озера Байкал», так как положение данного закона обеспечивают охрану непосредственно озера Байкал, а также примыкающую к нему территорию, что в совокупности образует Байкальскую природную территорию)
3. По юридической силе:
a. К РФ
Содержит нормы, определяющие начало экологического права и законодательства. В статье 42 К РФ получили закрепление основные экологические права граждан, в частности:
o Право на благоприятную окружающую среду;
o Право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды;
o Право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу граждан экологическим правонарушением
Эти права рассматриваются, как фундаментальные, основные и получают свое развитие на уровне отдельных нормативных актов.
В соответствии со статьей 72 К РФ к совместному ведению РФ и ее субъектов относится:
o Природопользование
o Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности особоохраняемой природной территории.
o Законодательство об охране окружающей среды (экологического законодательство); обеспечивает возможность в пределах своих полномочий и территорий самостоятельно разрабатывать и принимать законы и иные нормативные правовые акты, которые не должны противоречить федеральному законодательству.
b. В соответствии со статьей 15 К РФ общепризнанные нормы и принципы международного права и международные договоры являются составной частью ее правовой системы. В соответствии с ФЗ «О международных договорах» не могут быть ратифицированы РФ международные договоры, противоречащие К РФ. Международные договоры по вопросам охраны окружающей среды делятся на:
i. Межгосудартсвенные
ii. Межправитеьлственные
iii. Договоры межведомственного характера
c. ФКЗ, принимаемые по вопросам, предусмотренным в К РФ (например, ФКЗ «О Правительстве РФ»)
d. ФЗ, которые делятся на:
i. Кодифицированные
ii. Некодифицированные
e. Указы Президента РФ нормативного характера (например, Указ Президента РФ «О переходе РФ к устойчивому развитию»)
f. Постановления правительства РФ нормативно характера
g. Нормативно-правовые акты, принимаемые федеральными органами исполнительной власти
h. Нормативно-правовые акты субъектов РФ (например, закон Томской области «об экологической экспертизе», закон Томской области «об особо охраняемых природных территорий», закон «об экологическом аудите»)