Понятие и классификация источников экологического права

Источники экологического права – это нормативно-правовые акты, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие экологические общественные отношения.

В теории права существует несколько оснований, по которым проводят классификацию источников права. Например, все источники права делят по юридической силе актов на: акты федеральных органов; акты субъектов РФ; акты органов местного самоуправления; международные акты.

Все акты делят на законы и подзаконные акты (акты Российской Федерации, субъектов РФ, органов местного самоуправления).

Законы делят на: Конституцию РФ (Основной Закон РФ), федеральные законы РФ, законы РФ, законы субъектов РФ, законы органов местного самоуправления, то же касается подзаконных актов.

Все эти подходы приемлемы и для экологического права. Но мы проведем несколько иную классификацию источников - сообразно делению экологического права на три направления (по формам взаимодействия общества и природы): использование природы, охрана природы, обеспечение экологической безопасности. Именно так сегодня развивается собственно экологическое законодательство РФ, где можно выделить нормативно-правовые акты, регулирующие использование природных ресурсов (природоресурсное направление), охрану природы (природоохранное направление) и обеспечение экологической безопасности.

Но, прежде всего, следует обратиться к статьям Основного Закона РФ – Конституции РФ (1993г.). В ней заложены конституционные основы природопользования, охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности Российской Федерации.

В Конституции РФ много норм, причем норм прямого действия, которые регулируют экологические отношения. Фактически, это статьи 8 ч.2, 9 ч.1, 9 ч.2. 36 ч.1, 36 ч.2, 36 ч.3, 42, 58 и другие.

Рассмотрим некоторые из них более подробно:

Ст. 8 ч.2.- В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Статья вводит различные формы собственности на природные ресурсы, причем впервые все формы собственности равны и в одинаковой мере подлежат защите. Полный перечень форм собственности в статье не приведён (иные формы собственности), что говорит о возможности развития (совершенствования) данного вопроса.

Ст. 9 ч.1.- Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации, как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Ст. 9 ч.2. – Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Собственность государства на природные ресурсы подразделена на федеральную собственность и собственность субъектов Федерации.

Муниципальная собственность, провозглашенная Конституцией, регламентируется Законом РФ от 12 августа 1995г. "Об общих принципах местного самоуправления" и другими нормативными актами.

Ст. 36 ч.1. – Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.

Ст. 36 ч.2. – Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружаюшей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Ст. 36 ч.3. – Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

Статья 36 Конституции РФ провозглашает право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю. Этот принцип позволяет гражданам иметь земельные участки для различных нужд, что дает им экономическую свободу.

Конституция РФ устанавливает и параметры ограничения свободы осуществления правомочий собственника природных ресурсов (п.2 ст. 36). Это обусловлено соблюдением экологических требований; необходимостью защиты прав и законных интересов других лиц и тем, что земля и иные природные ресурсы является основой жизни и деятельности народов, проживающих на своей территории (ст.9). Владение земельным участком провозглашает его рациональное использование, в противном случае собственник подвергается штрафу (Указ Президента РФ от 16 декабря 1993г. "Об усилении государственного контроля за использованием и охраной земель при проведении земельной реформы").

Ограничение в праве пользования выражается в четком определении прав и обязанностей по использованию участков и мер ответственности за несоблюдение требований рационального использования и охраны земель.

Реализуя право распоряжения, собственники могут продать, передать, дарить и т.п. земельные участки.

Требование рационального использования подразумевает целевое использование земельных ресурсов.

Ст. 42 Конституции РФ гласит: «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением».

Статья фактически закрепляет три самостоятельных права, хотя они и тесно связаны между собой. Это экологические права человека и гражданина на: 1) благоприятную окружающую среду; 2) достоверную информацию о ее состоянии; 3) возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Охрана экологических интересов и защита экологических прав является важнейшей задачей российского государства. Статья 45 Конституции РФ гарантирует государственную защиту и наделяет каждого правом защищать свои права всеми способами, которые не запрещены законом.

Ст. 58 Конститутции РФ устанавливает - Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Эта статья содержит очень важный принцип, решая вопрос о субъекте, обязанном сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Субъектом может быть каждый человек и гражданин, соприкасающийся с природой и окружающей средой, как житель населенного пункта, как работник (в т.ч. и должностное лицо).

Обязанность сохранять эти объекты возложена Конститутцией на каждого, чья трудовая деятельность сопряжена с воздействием на окружающую среду и природопользованием. Именно от этих субъектов зависит: будет ли обеспечено благоприятное состояние окружающей среды при принятии экологически значимых решений и выполнения трудовых обязанностей.

Конституционные обязанности этой статьи развиты действующим природоохранительным и природоресурсным правом Федеральным Законом " Об охране окружающей среды", а также земельное, лесное, недренное законодательство.

Нарушение установленных обязанностей влечет применение мер юридической ответственности.

Концептуальные положения экологической доктрины о взаимодействии общества и природы, служащие базой для определения основных принципов охраны природы, были восприняты Российской Федерацией, положены в Основной Закон страны и стали конституционной основой (принципами) охраны природы в РФ. Эти принципы были развиты и в концентрированном виде изложены в Законе РСФСР от 19 декабря 1991 «Об охране окружающей природной среды" – основном природоохранном акта РФ до 2002г.

В 2002г. принят новый Закон, что значительно изменило подходы к природе, к ее охране. Закон во многом ухудшил положение человека в окружающем мире, положение самой природы.

Закон действует, является базовым, и его следует изучить подробно.

Следующим законом природоохранного блока является Федеральный Закон от 14 марта 1995г. № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", который регулирует отношения особо охраняемых природных территорий (заповедники, заказники, национальные парки и др.), устанавливая их правовые режимы. Закон регулирует отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения.

Федеральный Закон от 23февраля 1995. № 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно - оздоровительных местностях и курортах" определяет статус природных лечебных ресурсов, лечебно–оздоровительных местностей и курортов, принципы государственной политики и регулирует отношения в сфере изучения, использования и охраны природных лечебных ресурсов, лечебно – оздоровительных местностей и курортов на территории РФ.

Закон РФ “Об охране атмосферного воздуха” принятый 2 апреля 1999г., устанавливает правовые основы охраны атмосферного воздуха и направлен на реализацию конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.

Природоресурсное направление источников экологического права представлено такими законами РФ, как: Земельный кодекс РФ 2001г., Федеральный Закон от 2 апреля 1999г. «Об охране атмосферного воздуха», Федеральный Закон от 03 марта 1995г. "О недрах", Федеральный Закон от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ "О животном мире", Федеральный Закон от 16 декабря 1995г. № 167-ФЗ "Водный кодекс РФ", Федеральный Закон от 29 января 1997г. № 22-ФЗ "Лесной кодекс РФ", Федеральный Закон от 30 ноября 1995г. № 187-ФЗ "О континентальном шельфе РФ" и др., с которыми мы подробно познакомимся при изучении дальнейших тем курса.

Третье направление экологического права – обеспечение экологической безопасности. Данное направление образуют источники: Федеральные Законы РФ: “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” от 30 апреля 1999г., "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 21декабря 1994 г. № 68-ФЗ, "О пожарной безопасности" от 21декабря 1994г. № 69-ФЗ (с послед. изм. и доп.); "Об использовании атомной энергии" от 21 января 1995г. № 170-ФЗ (с послед. изм. и доп.); "О радиационной безопасности населения" от 09 января 1996г. № 3-ФЗ; "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" от 19июля 1997г. № 109-ФЗ; "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21июля 1997г. № 116-ФЗ; "О безопасности гидротехнических сооружений"от 21 июля 1997г. № 117-ФЗ; "О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" от 19 августа 1995 г. № 149-ФЗ; "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении “Маяк” и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" от 26 декабря 1998г. № 175-ФЗ; Законы РФ: “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС” от 15 мая 1991 г. (в ред. Закона РФ от 18.06.92. № 3061-1, с послед. изм.и доп.); " О безопасности" от 05 марта 1992 № 2446-1 (с послед. изм. и доп.) и другие.

Подробный анализ источников экологического права будем давать при изучении конкретных тем курса, Вам же предстоит ознакомиться с данными источниками в официальных изданиях, каковыми являются: Собрание законодательства РФ, Собрание актов Президента и Правительства РФ, Российская газета, газета "Красноярский рабочий", "Городские новости".

Нормативно – правовые акты субъектов РФ и органов местного самоуправления – составная часть законодательства РФ и в то же время самостоятельные системы, регулирующие экологические правоотношения на территории конкретного субъекта РФ.

Акты субъектов РФ могут быть в виде: законов субъектов РФ (конституции, уставы, законы) и подзаконных актов (указы, распоряжения, постановления, приказы).

Акты субъектов РФ – нормативно – правовые акты, которые действуют только на территории конкретного субъекта РФ, органов местного самоуправления. Они не могут противоречить Конституции РФ и иным нормативно-правовым актам.

При изучении курса Вам необходимо изучить нормативно – правовые акты Красноярского края, г.Красноярска и по возможности иных субъектов РФ, чтобы иметь представление: как проводится детализация общероссийского экологического законодательства в субъектах РФ.

Среди нормативных актов следует изучить Законы Красноярского края: "О полномочиях органов государственной власти и органов местного самоуправления Красноярского края в сфере использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов" от 12 июля 2000г. № 11-858; "О местном самоуправлении в Красноярском крае" от 10 января 1996г. №8-209; "Об экспертизе материалов лицензирования пользования недрами на территории Красноярского края" от 23 декабря 1994 № 4-79; "Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией, Красноярским краем, Таймырским (Долгано-Ненецким) и Эвенкийским автономными округами" от 11 ноября 1997г; "Об утверждении договора об основах взаимоотношений органов государственной власти Красноярского края и Эвенкийского автономного округа" от 24 июня 1997г. № 14-500; "Устав города Красноярска" – Закон г.Красноярска от 24 декабря 1997г. № В-62; "Об особо охраняемых природных территориях в Красноярском крае" от 28 сентября 1995 г. № 7-174; "О природных лечебных ресурсах и лечебно-оздоровительных местностях Красноярского края" от 28 сентября 1995г. № 7-175 и др.

Ведомственные нормативно- правовые акты занимают видное место в правовом регулировании сферой природопользования и охраны окружающей природной среды. С 1992г. введена государственная регистрация нормативных актов министерств, комитетов и ведомств, затрагивающих права и законные интересы граждан или носящих межведомственный характер, что должно стать важной мерой в регулировании ведомственного нормотворчества. Особо важную роль в ведомственном регулировании экологических правоотношений принадлежит Минприродоресуров России, как органу, специально уполномоченному в регулировании отношений в данной сфере.

Деятельность судебных и арбитражных органов играет весьма существенную роль в правовом регулировании экологических правоотношений. Особо важное значение имеют постановления высших судебных и арбитражных органов, где содержится обобщенная судебная и арбитражная практика и руководящие указания по вопросам применения действующего законодательства. Таково, например, Постановление Высшего Арбитражного Суда РФ 21 октября 1993г. №22 «О некоторых вопросах применения Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды"», в котором указано, что при решении споров, связанных с применением данного Закона, необходимо иметь в виду, что установление дифференцированных ставок платы за загрязнение природной среды в соответствии с подпунктом "а" п.4 Постановления Правительства РФ от 28 августа 1992г. № 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" отнесено к компетенции органов исполнительной власти в составе краев, областей и т.д., однако указанным органам не предоставлено право вводить дополнительные платежи за пользование природными ресурсами, загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, не предусмотренные законодательством РФ.

Определенную роль по совершенствованию правоприменительной деятельности играют стандарты (ГОСТы, ОСТы). К таковым можно отнести:

ГОСТ 17.5.1781 – 78. Охрана природы. Рекультивация земель;

ГОСТ 17.2.1.04 – 77. Охрана природы. Атмосферный воздух. Стандарты, как таковые, не устанавливают для субъектов прав и обязанностей, не предусматривают прав использования и охраны природных ресурсов, но обеспечивают "расшифровку" содержания нормативно – правовых актов, предостерегая от возможных ошибок в правоприменительной практике.

Руководящие постановления Пленумов Верховного и Высшего Арбитражного Суда, стандарты не являются источниками права, но играют важную роль в правовом регулировании эколого-правовых отношений, выполняя вспомогательную роль.

Международные акты в сфере природопользования и охраны природы имеют особенности:

- общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ, ратифицированные Россией, являются составной частью ее правовой системы;

- если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ч.4 ст.15 Конституции РФ).

К международным актам, регулирующим экологические правоотношения, можно отнести следующие:

1. Рамсарская конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц (Рамсар, Иран, 1971 г.);

2. Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия массового уничтожения (1971 г.);

3. Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов (Лондонская конвенция по дампингу) (Лондон, 1972 г.);

4. Соглашение об охране белых медведей (Осло, 1973 г.) и другие.

Контрольные вопросы/

1. Каков предмет экологического права?

2. Метод правового регулирования в экологическом праве.

3. На каких принципах строится деятельность по охране природы в Российской Федерации?

4. Основные нормативно-правовые акты в природоресурсном праве.

5. Основные источники права в природоохранном праве.

6. Какова классификация источников права в экологическом праве?

7. Назовите общеправовые и специальные принципы экологического права.

8. Ч го такое метод экологизации в экологическом праве?

9. Какова суть принципа «Приоритет интересов народов, проживающих на соответствующей территории и защита прав отдельного человека»?

10. Каково содержание принципа целевого использования природных ресурсов?

11. В чём состоит суть принципа комплексного подхода в использовании природы?

12. Каково содержание принципа «Приоритет использования недр для добычи полезных ископаемых», его социальная значимость?

13. Общая характеристика федерального закона «Об охране окружающей среды», его социальная значимость.

14. Дайте характеристику источников права по обеспечению экологической безопасности в России.

15. Какова роль местного законодательства в регулировании экологических правоотношений?

Список литературы

Нормативные акты:

1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993. – М.: Юрид. лит., 1998.

2. Закон РСФСР “Об охране окружающей природной среды” от 19 декабря 1991 г. с изм. от 2 июня 1993 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. № 10. Ст. 457; Ст. 459;1993. № 29 Ст. 1111.

3. Федеральный Закон “Об охране окружающей среды” от 10 января 2002г. №7-ФЗ//Парламентская газета. 2002. 12 янв.

3. О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах: Федеральный Закон от 23.02.95. № 26-ФЗ // СЗРФ. 1995. № 9. Ст. 713.

4. Об особо охраняемых природных территориях: Федеральный Закон от 14.03.95. № 33-ФЗ // СЗРФ. 1995. № 12. Ст. 1024.

5. Земельный кодекс РСФСР от 25.04.91. // ВСНД РСФСР 1991. № 22. Ст. 768; 1993. № 52. Ст. 5085.

6. Закон РФ “Об охране атмосферного воздуха”: Принят Верховным Советом 2.04.99. // СЗ РФ. 1999., № 18. Ст. 2222.

7. О недрах: Закон Российской Федерации от 21.02.92. № 2395-1 (в ред. ФЗ. 03.03.95. № 27-ФЗ) // СЗРФ. 1995. № 10. Ст. 823.

8. О животном мире: Федеральный Закон от 24.04.95. № 52-ФЗ // СЗРФ. 1995. № 17. Ст. 1462.

9. Водный кодекс РФ от 16.11.95. № 167-ФЗ // СЗРФ. 1995. № 47. Ст. 4471.

10. Лесной кодекс РФ от 29.01.97. № 22-ФЗ // СЗРФ. 1997. № 5. Ст. 610.

11. О континентальном шельфе РФ: Федеральный закон от 30.11.95. № 187-ФЗ // СЗРФ. 1995. № 49. Ст. 4694.

12. О безопасности: Закон Российской Федерации от 05.03.92 № 2446-1. С послед. изм. и доп. // ВСНД. 1992. № 15. Ст. 769; 1993. № 2. Ст. 77; САПП. 1993, № 52. Ст. 5086.

13. О пожарной безопасности: Федеральный Закон от 21.12.94. № 69-ФЗ. С послед. изм. и доп.// СЗРФ. 1994. № 35. Ст. 3649; 1995. № 35. Ст. 3503; 1996. № 17. Ст. 1911; 1998. № 4. Ст. 430.

14. Об использовании атомной энергии: Федеральный Закон от 21.1.95. № 170-ФЗ. С послед. изм. и доп. // СЗРФ. 1995. № 48. Ст. 4552; 1997. № 7. Ст. 808.

15. О радиационной безопасности населения: Федеральный Закон от 09.01.96. № 3-ФЗ // СЗРФ. 1996. № 3. Ст. 141.

16. О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами: Федеральный Закон от 19.07.97. № 109-ФЗ // СЗРФ. 1997. № 29. Ст. 3510.

17. О промышленной безопасности опасных производственных объектов: Федеральный Закон от 21.07.97. № 116-ФЗ // СЗРФ. 1997. № 30. Ст. 3588.

19. О безопасности гидротехнических сооружений: Федеральный Закон от 21.07.97. № 117-ФЗ // СЗРФ. 1997. № 30. Ст. 3589.

20. Кодекс РФ об административных правонарушениях. М.: Юридическая литература, 2002.

21. Уголовный кодекс РФ от 01.01.97. - М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1997.

22. О структуре федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента РФ от 17.05.2000. // СЗРФ. № 21. 2000. Ст. 2168.

23. О федеральных природных ресурсах: Указ Президента РФ от 16.12.93. № 2144. // САПП.1993.№ 51. Ст.4932.

24. Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ: Федеральный Закон от 28.08.95. № 154-ФЗ. С послед. изм. и доп. // СЗРФ. 1995. № 35. Ст. 3506; 1996. № 49. Ст. 5500; 1997. № 12. Ст. 1378.

25. Об охране природных ресурсов территориальных вод, континентального шельфа и экономической зоны РФ: Указ Президента РФ от 05.05.92. № 436 // ВСНД. 1992. № 19. Ст. 1048.

26. Положение о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации: Постановление Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2000 г. // Российская газета. -2000. -5 октября.

27. Положение о Федеральной службе земельного кадастра России: Постановление Правительства РФ от 11 января 2001г. № 22// Российская газета. – 2001.– 24 января.

28. О государственной стратегии РФ по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития: Указ Президента РФ от 04.02.94. № 236. // САПП. 1994. № 6. Ст. 436.

29. О концепции перехода РФ к устойчивому развитию: Указ Президента РФ от 01.04.96. № 440. // СЗРФ. 1996. № 15.Ст.1572.

Специальная литература

1. Бринчук М.М. Экологическое право (право окружающей среды) : Учебник для вузов. - М.: Юрист, 1998. - 688 с.

2. Ерофеев Б.М. Экологическое право: Учебник для вузов. - М.: Новый Юрист, 1998. - 668 с.

3. Крассов О.И. Экологическое право: Учебник. – М.: Дело, 2001. – 768с.

4. Петров В.В. Экологическое право: Учебник для вузов. - М.: БЕК, 1995. - 557 с.

ЛЕКЦИЯ 14. ГРАЖДАНСКОЕ ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО

1. Общие положения

2. Подведомственность и подсудность

3. Судебные расходы

4. Производство в суде первой инстанции

5. Производство в суде второй инстанции

Общие положения

Гражданское процессуальное право является самостоятельной отраслью права. Гражданское процессуальное право – отрасль права, регулирующая порядок разбирательства и разрешения судом гражданских дел, а также порядок исполнения постановлений судов и некоторых других органов.Нормы этой отрасли права регулируют общественные отношения, которые складываются в процессе рассмотрения и разрешения судом общей юрисдикции гражданских споров, а именно деятельность суда, судебного исполнителя и всех участников процесса.

При возникновении спора о гражданском праве он подлежит разрешению компетентными органами, обязанностью которых является защита прав и интересов участников гражданских правоотношений. Следовательно, эти органы осуществляют правоохранительную деятельность.

Государственными правоохранительными органами являются: суды общей юрисдикции, арбитражные суды, некоторые административные органы, например прокуратура.

Предметомгражданского процессуального права являются те общественные отношения, которые складываются в ходе установления фактов гражданских правоотношений и применения к правонарушителю предусмотренных санкций судом общей юрисдикции.

Метод гражданского процессуального права составляет предусмотренная законом процедура рассмотрения и разрешения гражданских дел.

Будучи специально предусмотренной законом процедура, она связана с властными предписаниями, содержащимися в судебном решении.

Законодательство о гражданском судопроизводстве общей юрисдикции устанавливает порядок рассмотрения дел по спорам, возникающим не только из гражданских, но и семейных, трудовых и других правонарушений, дел, возникающих из административно-правовых отношений, и дел особого производства, то есть не исковых дел, где нет спора о праве.

Важнейшим источником гражданско-процессуального права является Конституция Российской Федерации, которая содержит, в частности, основные принципы гражданского судопроизводства.

Порядок судопроизводства по гражданским делам определяется Гражданским процессуальным Кодексом РФ, который принят 14 ноября 2002 года. Источниками процессуального права являются и другие законы и подзаконные акты.

Важнейшей чертой правосудия, формально закрепленной в законодательстве, является его демократизм.

Законодательство закрепляет следующие основные принципы гражданского процесса:

· осуществление правосудия только судом и равенство граждан перед законом (означает, что кроме суда никто в стране не вправе осуществлять правосудие, перед законом и судом все граждане равны, независимо от национальности и происхождения, социального, имущественного положения, расовой и национально принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, местожительства и др. обстоятельств);

· независимость судей и подчинение их только закону (означает, что судьи и народные заседатели разрешают гражданские дела только на основании закона, никто не праве оказывать влияние на судей и народных заседателей при рассмотрении ими конкретных гражданских дел);

· национальный язык судопроизводства (означает, что судопроизводство по гражданским делам ведется на языке соответствующей автономии или на языке большинства населения данной местности. Лицам, не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство, обеспечивается право делать заявление, давать объяснения и показания, выступать на суде и заявлять ходательства на родном языке, а также пользоваться услугами переводчика);

· гласность (означает, что гражданско-процессуальные споры рассматриваются во всех судах открыто, за исключением случаев, когда это противоречит интересам охраны государственной тайны, а в отдельных случаях по мотивированному определению суда для предотвращения разглашения сведений интимного характера об участвующих в деле лиц допускается закрытое судебное разбирательство);

· установление объективной истины (означает, что суд обязан, не ограничиваясь предоставленными материалами и объяснениями, принимать все предусмотренные законом меры для всестороннего полного и объективного выяснения действительных обстоятельств дела, прав и обязанностей сторон);

· диспозитивность и состязательность (означает, что возбуждение гражданского дела производится по инициативе участников процесса, которые имеют возможность самостоятельно определять предмет спора и доказывать те обстоятельства, на которые ссылаются как на основание своих требований и возражений);

· устность (означает, что разбирательство происходит в устной форме – участники процесса на словах излагают свои показания и объяснения, а письменные доказательства оглашаются судом);

· непосредственность и непрерывность судебного разбирательства (означает, что суд при разрешении дела должен непосредственно заслушивать объяснения лиц, участвующих в деле, показания свидетелей, заключения экспертов, ознакомиться с письменными доказательствами, осмотреть вещественные доказательства в судебном разбирательстве, которое происходит без перерыва, кроме времени, назначенного для отдыха с неизменным составом суда).

Наши рекомендации