Экономический аспект построения экологических платежей (налоговая политика)
Воздействие на предпринимательскую деятельность, например, на рациональное природопользование, может осуществляться двумя путями: прямым регулированием (административными методами) и экономическим воздействием. Большинство стран в экологической политике стараются прибегать к экономическому стимулированию рационального природопользования. Экономическое стимулирование природоохранной деятельности является средством, которое позволяет соединить интересы дальнейшего развития экономики и охраны окружающей среды.
Таблица 8.1. Сравнение отдельных инструментов управления природоохранной деятельностью*
Критерий | Инструменты | |||
нормативы | торговля правами | платежи | Налоги | |
Обеспечение гарантий качества | + | + | +/– | – |
Снижение выбросов на единицу продукции | + | + | + | + |
Снижение абсолютного значения выбросов | – | + + | + | + |
Минимизация издержек на достижение заданного качества природной среды | – | + + | + | +/– |
Возможность развития производства | – | + + | + | + |
Потребность в госуправлении | + + | +/– | + | +/– |
Получение дохода от эксплуатации ассимиляционного потенциала | – | +/– | + | + |
Действующим порядком определения платы за загрязнение окружающей среды предусмотрена корректировка размеров платежей природопользователям с учетом освоения средств на выполнение природоохранных мероприятий. Инициатором корректировки должен выступать природопользователь. Зачет осуществляется в соответствии с «Перечнем природоохранных мероприятии». Кроме того, предприятия могут рассчитывать на понижение размеров платы за загрязнение окружающей природной среды или же на освобождение от нее при осуществлении деятельности по обслуживанию населения в социальной, культурной сферах и т.д.
В целом, каждый из инструментов стимулирования рационального природопользования может иметь различный эффект в зависимости от сложившихся обстоятельств, выполняемых ими функций распределения бремени природоохранных издержек между виновником загрязнения и потребителями продукции, величины издержек для достижения заданного качества окружающей среды и т п.
ДУБЛЬ???
Система стимулирования рационального природопользования направлена, на повышение заинтересованности всех субъектов хозяйствования в выполнении природоохранных требований, соблюдении норм и правил использования природных ресурсов. Стимулирование охраны природы осуществляется в основном с помощью двух методов: метода принуждения (негативное стимулирование или «метод кнута») и метода поощрения (позитивное стимулирование или «метод пряника»).
Негативное стимулирование включает в себя плату за природопользование, платежи за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в пределах и сверх установленных лимитов, за размещение отходов, введение специального налогообложения на экологически вредную продукцию, а также на продукцию, выпускаемую с применением экологически опасной технологии; штрафы за экологические правонарушения, экологическая сертификация продукции, акцизы, пошлины и т.д.
Позитивное экономическое стимулирование является регулированием природоохранной деятельности с помощью системы льготного налогообложения, кредитования, ценовой политики, субвенций, введением рынка «прав на загрязнение», методом ускоренной амортизации природоохранных объектов и т.п.
Стимулирование рационального природопользования выполняет следующие функции: поощрительную, запретительную и компенсационную. Поощрительная функция осуществляется через соизмерение затрат и результатов природоохранной деятельности, запретительная направлена на усиление, ответственности субъектов природопользования, а компенсационная – на возмещение нанесенного ущерба.
Существующая система экономического стимулирования рационального природопользования в нашей стране закреплена в законе РБ «Об охране окружающей природной среды» и включает в себя:
· планирование и финансирование мероприятий по охране окружающей среды;
· установление лимитов на природопользование;
· установление платы за природопользование, загрязнение и другие виды негативного воздействия на окружающую природную среду;
· предоставление льгот по налогам и кредитам при внедрении малоотходных и ресурсосберегающих технологий, использовании вторичных ресурсов и т.д.;
· возмещение вреда, причиняемого окружающей природной среде и человеку;
· введение ускоренной амортизации природоохранных сооружений;
· применение поощрительных цен и надбавок на экологически чистую продукцию.
В целом в РБ применяются как прямые, так и косвенные методы экономического стимулирования природоохранной деятельности. Но в то же время для их действенного функционирования необходимо дальнейшее совершенствование законодательной и нормативной базы. Кроме того, ряд законов, принимаемых в области налогообложения и других областях, не всегда согласовывается с природоохранными требованиями; слаба структура рыночного воздействия на природопользователей и система прав в экологической сфере, что приводит, например, к перекосам во взаимодействии разных природоохранных органов с предприятиями ЖКХ.
На практике наиболее широко используется система платежей за природопользование. Она является основным методом воздействия на хозяйствующих субъектов, но в меньшей мере задействована система косвенных регуляторов. Косвенные методы воздействия затрагивают имущественные интересы природопользователей и создают выгодность природоохранных мероприятий.
Наиболее действенным стимулом в природоохранной деятельности является налоговая политика государства. Она может включать как позитивное, так и негативное стимулирование Это выражается в законодательном закреплении как льготного налогообложения и освобождения от уплаты налогов, так и специального налогообложения на экоопасную продукцию Если предприятие осуществляет вложения на природоохранные мероприятия за счет собственной прибыли, то оно имеет право уменьшить на 30% налогооблагаемую сумму прибыли. Кроме того, предприниматели могут вносить средства в экофонды, но в этом случае налогооблагаемая сумма может быть уменьшена не более чем на 3%.
При налогообложении имущества налогом не облагается имущество бюджетных организаций и учреждений – заповедников, природных парков, ботсадов. Кроме того, при налогообложении стоимость имущества должна быть уменьшена на балансовую (нормативную) стоимость объектов, используемых для охраны природы.
Во многих странах снижаются ставки налога на капитал или же устраиваются «налоговые каникулы». Например, в Японии ставки налога уменьшаются на 50% на мощности по переработке пластмасс и органических отходов в первые три года установления, а в первые 5 лет не берется налог на очистные сооружения общего пользования.
Тесную связь с льготами при налогообложении имеет метод ускоренной амортизации природоохранного оборудования, который широко используется зарубежными странами. Введение ускоренной амортизации способствует накоплению капитала на обновление очистных сооружений, а также амортизационный фонд фактически уменьшает налогооблагаемую базу В Канаде на очистное оборудование предусмотрен двухлетний срок амортизации. Во Франции 50% очистного оборудования амортизируется за один год, а в Италии 45% – за три года, в Великобритании, США, Германии установлен срок амортизации пять лет.
В рыночной экономике цены должны играть стимулирующую роль как в области охраны природы, так и в области рационального использования природных ресурсов На цены влияют платежи за природопользование Ценовые рычаги стимулирования производства экочистой продукции возможны при предоставлении льгот в виде компенсаций, кредитов, надбавок предприятиям, производящим экологически чистую продукцию, а также использующим малоотходные технологии При более низкой цене в условиях конкуренции производители, производящие экологически чистую продукцию (если льготы перекрывают дополнительные издержки), могут ускорить товарооборот и получить большую прибыль Цена на экологически вредную продукцию должна быть занижена для производителя и завышена для потребителя путем введения специального налога.
Цены на продукцию природоэксплуатирующих предприятий должны учитывать природные факторы, и их базой должны быть замыкающие затраты. Одновременно с этим необходимо максимально изъять рентный доход. Наиболее устойчивая мировая тенденция ценообразования – это неуклонное относительное удорожание природных ресурсов и, соответственно, развитие всей системы рентных отношений. Цены на природные ресурсы должны учитывать и интересы будущих поколений.
Платежи в природопользовании представляют собой формы экономической реализации собственности на ресурсы природы. В целом платежи осуществляются за пользование природными ресурсами (ресурсные платежи) и за загрязнение природной среды (эмиссионные платежи).
Платность в природопользовании, как элемент экономического механизма, выполняет ряд функций:
· стимулирует экономию потребления природных ресурсов;
· стимулирует снижение эмиссии загрязняющих веществ и тем самым уменьшает или предотвращает ущерб;
· выравнивает социально-экономические условия хозяйствования при использовании природных ресурсов;
· стимулирует воспроизводство природных ресурсов;
· аккумулирует средства на организацию рационального природопользования, то есть является одним из источников финансирования природоохранных мероприятий. Система платежей за природные ресурсы состоит из следующих элементов: 1) вид платы; 2) метод определения размера отдельных видов платы; 3) порядок установления, изъятия и использования платы.
Плата за пользование ресурсами строится на следующих принципах:
· плата за лучший ресурс должна быть выше;
· величина платы должна быть на достаточном уровне, чтобы стимулировать снижение ресурсоемкости или обеспечить ресурсозаменяемостъ;
· размер платы должен учитывать конъюнктуру рынка (спрос и предложение) с учетом региональных особенностей и межотраслевых связей;
· неиспользуемые природные ресурсы должны иметь потенциальную оценку и учитываться в расчетах и корректироваться со временем;
· препятствовать переносу бремени платежей на потребителей.
Конкретными принципами определения платы за природные ресурсы могут быть: затратный, результативный (рентный) и воспроизводственный подходы. Затратный подход используется при установлении платы за забор воды промышленными предприятиями. При этом учитываются затраты на добычу, освоение и использование. Но вовлечение в производственный процесс ресурса лучшего качества требует меньше затрат, и он получает меньшую стоимость; а потребительная стоимость становится выше. Это не стимулирует рациональное природопользование. При результативном подходе оценку получают только ресурсы, приносящие доход. Но с течением времени ресурсы, не представляющие ценность, могут стать дефицитными и потому имеют потенциальную ценность.
По некоторым ресурсам очень сложно установить плату из-за их динамичности, например, за пользование биоресурсами и водой. Граница ареалов обитания и расположения не совпадает с административно-территориальным делением.
В целом, плата за природные ресурсы включает: 1) плату за право пользования природными ресурсами и 2) плату за воспроизводство и охрану природных ресурсов. Плата за право пользова-1ния природными ресурсами, как форма реализации собственности, означает изъятие абсолютной ренты, а также дифференциальной ренты I. Поскольку эти эффекты не зависят от деятельности предприятия, то они должны изыматься. Абсолютная величина платежа может быть либо определена по итогам тендера (конкурса), либо увязана с уровнем банковского процента. Плата за воспроизводство и охрану природных ресурсов представляет расходы на восстановление природных ресурсов, вовлеченных в хозяйственную деятельность.
Виды платы за пользование природными ресурсами:
· плата за право пользования недрами, платежи на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
· лесной доход (лесные подати);
· плата за забор воды промышленными предприятиями;
· земельный налог за землепользование,
· плата за разрешение на отстрел промысловых животных;
· сбор за выдачу лицензий за природопользование и др.
При пользовании недрами производятся следующие виды платежей:
· сбор за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензий;
· плата за пользование недрами;
· отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
· акцизы.
Платежи за пользование недрами включают:
· платежи за поиски, разведку месторождений полезных ископаемых;
· платежи за добычу полезных ископаемых;
· платежи за пользование недрами в иных целях.
Формы платежей бывают разовыми и регулярными после начала добычи. Окончательные размеры этих платежей закрепляются в лицензии на пользование недрами. Плата (отчисления) на воспроизводство минерально-сырьевой базы устанавливается как доля (процент) от цены реализованного сырья. Плата за недра поступает в бюджеты разных уровней. Порядок централизации средств и их распределения между бюджетами зависит от вида недропользования. При добыче общераспространенных полезных ископаемых (песок, глина, гравий, торф и т.п.) 100% роялти (платежи за правопользования недрами) поступает в местные бюджеты При добыче необщераспространенных полезных ископаемых пропорция распределения платежей между местным, региональным и федеральным бюджетами составляет, соответственно, 50, 25 и 25% Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы (включаемые в себестоимость продукции горнодобывающих предприятий) направляются в федеральный бюджет и бюджеты субъектов федерации и используются по целевому назначению.
Платежи за воспроизводство и охрану природных ресурсов включаются в себестоимость продукции и являются источником специальных фондов. Из трех первоначально предполагавшихся фондов воспроизводства (по лесным, водным ресурсами и недрам) сохранился только фонд по недрам, являющийся двухуровневым. В целом, следует отметить, что плата за природные ресурсы в нашей стране занижена. Необходимо ее своевременно индексировать, а также учитывать мировую тенденцию ценообразования на ресурсы. Например, попенная плата у нас составляет 5% от стоимости древесины. Более половины древесины мы экспортируем за рубеж, где попенная плата составляет 40% стоимости древесины. В дальнейшем плату за пользование различными природными ресурсами необходимо осуществлять с учетом поэтапного достижения уровня платы, соответствующего полной экономической оценке природного ресурса. В этом случае возможна и реализация идей теории рентной экономики, которая предполагает, что доходная часть государственного бюджета должна формироваться в основном за счет налогов, изымающих ренту в полном объеме.
Плата за загрязнение окружающей среды опирается на принцип материальной ответственности виновника экологического нарушения и связана с интернализацией внешних эффектов. Она сближает заниженные общие издержки на производство продукции к реальному значению общественных издержек. История установления платы за загрязнение окружающей среды имеет ряд этапов. На первом этапе в 1990 г. проводился эксперимент с участием 38 республик, краев, областей и городов. Предлагались два методических подхода взимания эмиссионных платежей на основе: 1) ущерба и 2) необходимых затрат на осуществление природоохранных мероприятий, то есть платежи должны быть достаточны для достижения заранее установленных экологических нормативов. Эксперимент показал необходимость правовой основы экономического механизма природопользования. В декабре 1991 г. был принят закон «Об охране окружающей природной среды». Эксперимент дал определенные положительные сдвиги в природоохране, но также раскрыл и негативные моменты. В частности, выяснились неподготовленность большинства предприятий к соблюдению природоохранного законодательства и несовершенство статистики окружающей среды.
Второй этап начался с принятия Постановления Совета Министров РСФСР от 9 января 1991 года № 13 «Об утверждении на 1991 год нормативов платы за выбросы загрязняющих веществ в природную среду и порядка их применения» На этом этапе имелись два вида нормативов: за предельно допустимые выбросы (сбросы, размещение отходов) и за их превышение.
Методика платы за загрязнение была установлена на следующих принципах:
· стимулирования осуществления природоохранных мероприятий;
· платы за каждый ингредиент выбросов (сбросов);
· единого межотраслевого подхода;
· учета региональных особенностей (регион мог установить коэффициенты в зависимости от экологической ситуации и значимости);
· простоты и удобства порядка взимания. Плата взималась за:
· выбросы вредных веществ в атмосферу от стационарных и передвижных источников;
· сброс загрязняющих веществ в водные бассейны;
· размещение отходов.
Платежи в пределах ПДВ (ПДС) включались в себестоимость выпускаемой продукции, а аккумулирующиеся средства должны были использоваться для воспроизводства природной среды (недопущения ухудшения). Платежи в кратном (пяти) размере за превышение нормативов осуществлялись из прибылей и направлялись на возмещение ущерба. Текущие затраты, связанные с созданием и эксплуатацией природоохранных объектов, также включались в себестоимость продукции.
На сумму платежей за загрязнение окружающей природной среды влияние оказывала:
1) Общая масса выбросов (сбросов, размещения отходов) загрязняющих веществ;
2) Структура загрязняющих веществ по агрессивности (токсичности) (Ai);
3) Соблюдение нормативов и лимитов;
4) Уровень использования ресурсосберегающих технологий;
5) Сроки и объемы проведенных природоохранных мероприятий;
6) Эффективность работы действующего природоохранного оборудования.
Третий этап связан с принятием правительства РФ 28 августа 1992 г. Постановления № 632 «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия». Это постановление в дальнейшем было дополнено рядом нормативно-методических документов, определяющих применение базовых нормативов платы, коэффициентов, учитывающих инфляцию. Плата рассчитывается по следующей формуле:
,
где mi – выброс вредного вещества в т; Вi – ставки платежей (нормативные, лимитные и сверхлимитные) с учетом регионального коэффициента экологической ситуации и значимости; k – коэффициент индексации инфляции.
Базовый норматив платы, например, для азота диоксида был установлен в пределах ПДВ – 456 руб./т, а ВСВ – 2280, пыль неорганическая с содержанием SiO2 – 121 и 605 и т.д. Нормативы платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в природную среду определены как произведение годового удельного экономического ущерба на показатель относительной опасности конкретного ингредиента (Ai). Для выбросов были установлены платежи для 217 веществ, а для сбросов в поверхностные водоемы – 198.
При определении платы от передвижных источников загрязнения окружающей среды учитывается объем загрязняющих веществ, определяемый через использование топлива. Плата за размещение (складирование) отходов зависит от установленных лимитов, а также от токсичности отходов, их количества и места складирования. Базовые нормативы платы за размещение отходов определяются как произведение удельных затрат за размещение единицы (массы) отхода IV класса токсичности на показатели, учитывающие классы токсичности отходов, и на ыкоэффициенты индексации платы.
К сожалению, анализ показывает, что с течением времени плата за загрязнение окружающей среды не в полной мере выполняет основные функции по стимулированию природоохранных мероприятий и аккумулированию средств на охрану природы. Конечно, существенную роль на снижение роли платы оказал общий экономический фон. В связи с этим платежи оказались символическими в силу несвоевременной индексации. В 1995 г. поправочный коэффициент был равен только 17. С января 2001 г. предельный коэффициент индексации установлен – 94. Кроме того, не всегда достоверны данные о загрязнении окружающей среды.
Мониторинг не может также дать достаточно, точную информацию. Поэтому в основном пользуются выборочным инструментально-лабораторным контролем и расчетным методом. В случае обнаружения сокрытия объемов выбросов (сбросов) и отходов они приравниваются к сверхлимитным. То же самое относится и к загрязнениям, на которые не были получены лимиты.
В случае аварийных ситуаций из-за залповых сбросов (выбросов) наносится огромный ущерб населению, объектам хозяйства и природе. В этом случае штрафные санкции устанавливаются в 25-ти кратном размере от норматива платы за загрязнение окружающей среды.
Практика применения действующей системы платы показала, что основные ее недостатки состоят в следующем:
· Нормативы платы за загрязнение установлены не на все загрязняющие вещества, образующиеся на предприятиях.
· Многие предприятия (особенно небольшие) обладают слабой материальной базой контроля, поэтому плата за загрязнение является заниженной даже по тем веществам и ингредиентам, для которых имеются нормативы платы.
· В силу изменившихся экономических и других условий нуждается в уточнении нормативная база платы за загрязнение.
· В действующей системе платы за загрязнение недостаточно учтен фактор изменения стоимостных и ценовых пропорций в период 1992–1998 гг. Коэффициенты индексации платы за загрязнение не сопоставимы с фактическими темпами роста инфляции, поэтому аккумулируемые за счет нее средства быстро обесцениваются.
· Текущая ситуация неплатежей приводит к трудностям в сборе денег, т.е. на систему платы за загрязнение оказывают влияние конкретные проблемы переходной экономики.
· Системой платы не охвачены некоторые распространенные виды негативного воздействия на окружающую среду (бактериологическое, радиационное и др.).
· Действующая государственная система мониторинга выбросов становится весьма дорогостоящей и требует совершенствования.
Тем не менее применение действующего механизма определения и взимания платы за загрязнение окружающей среды доказало его жизнеспособность и правильность основных применяемых принципов.
За прошедшие годы перечень реально поступающих в окружающую среду и контролируемых загрязняющих веществ значительно расширился, в связи с этим был расширен перечень загрязняющих веществ, по которым устанавливаются базовые нормативы платы.
Базовые нормативы платы, несмотря на ежегодную индексацию, абсолютно неадекватны изменившимся экономическим условиям, стоимостным и ценовым пропорциям, действовавшим на период их установления.
средства экологических фондов являются единственным источником финансирования природоохранной деятельности.
В идеальном случае система платного природопользования должна включать как платежи, так и налоги. Налог должен устанавливаться за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в пределах стандарта, а платежи за выбросы (сбросы) – в пределах между стандартом и лимитом и сверхустановленного лимита. Экологический налог должен представлять собой своеобразную плату за пользование ассимиляционным потенциалом территории.
ПОДВЕДЕМ ИТОГИ
· Существуют два типа методов воздействия на предприятия-загязнители – административные и экономические. Если предприятие-загрязнитель затрачивает средства на природоохранные мероприятия либо приобретает права па загрязнения, то такой метод носит название «загрязнитель платит». Если же общество или какие-то его группы желают улучшить состояние окружающей среды и готовы платить за это, то такой метод реализации природоохранной политики носит название «жертва платит». Владение определенной долей ассимиляционного потенциала означает обладание правом размещать в окружающей среде определенное количество вредных отходов. Если этим правом владеет предприниматель, то для сокращения отходов «жертве» ничего не остается, как купить у него часть таких прав, чтобы сократить загрязнение. Если ассимиляционным потенциалом владеет «жертва», то платить приходится предпринимателю.
· Прямое административное регулирование предполагает установление лимитов выбросов для каждого источника загрязнения, за которыми следят государственные службы. Если у предприятия выбросы не превышают лимита, плата за квоту все равно взимается.
· С целью установления нормативов определяются стандарты качества среды. Исходя из того состояния природы, за пределы которого выйти нельзя, местные власти определяют лимиты для предприятий и выдают соответствующие «лицензии на загрязнение».
· Экономические меры управления качеством среды весьма разнообразны: налоги на продукты, потребление которых неизбежно вызывает загрязнение окружающей среды (налог па бензин, содержащей свинец), целевые субсидии (направленные на реализацию специальной программы, установку природоохранного оборудования), налоговые льготы и т.д. В настоящее время получил широкое распространение метод ступенчатого назначения платежей.
ПОВТОРИМ
1. Укажите административные методы, которые используются при построении механизма управления природопользованием.
2. Укажите экономические методы, которые используются при построении (механизма управления природопользованием.
3. Какие методы по установлению платежей за загрязнение окружающей природной среды опробовались в ходе эксперимента?
4. Источники платы за загрязнение окружающей среды, используемые в ходе эксперимента?
5. Как рассчитать базовый норматив платы за выбросы (сбросы) конкретных загрязняющих веществ и за размещение отходов?
6. Какие коэффициенты применяются при корректировке базовых нормативов?
7. Назовите действующие источники платы за загрязнение окружающей среды.