Из истории российского этикета

О'славянских обычаях, нормах и правилах поведения упомина­ется уже в первых письменных источниках. В «Повести временных лет» летописец рассказывает, что «племена имели свои обычаи и за­коны и предания, и каждые — свой нрав. Поляне имеют обычай отцов своих, кроткий и тихий, стыдливый перед снохами своими и сестрами, матерями и родителями...».

В начале XII века князь Владимир Мономах составил «Поуче­ние к детям», в котором призывал трудиться, творить добро, укро­щать гнев и иметь «душу честную, язык воздержанный». «При стар­ших молчать, мудрых слушать, старшим повиноваться, с равными себе и младшими в любви пребывать, без лукавого смысла беседуя, апобольше вдумываться, не неистовствовать словом, не осуждать речью, не много смеяться...»

В эпоху Ивана IV появился свод правил поведения для горожан «Домострой», вполне соответствующий нравам эпохи. «Домострой» провозглашал единоличную власть в семье грозного властелина — отца, хозяина дома, сурово держащего подвластное ему семейство в повиновении, «во всяком наказании и страхе Божием».

Хозяину предписывалось пороть плеткой лукавую жену и сокрушать ребра непослушному сыну. В книге описывались не только внутренние семейные порядки и решались хозяйственные вопросы, но и содержа­лись правила поведения — как ходить в гости, о чем беседовать. «Домо­строй» учит «не красть, не солгать, не оклеветать, не завидовать, не осуж­дать, не бражничать, не насмешничать, не помнить зла, не гневаться ни на кого. С большим быть послушным и покорным, со средним — лю­бовным, к меньшим и убогим — приветливым и милостивым».

Жизненный уклад в России начал резко меняться в эпоху Петра I, который решительно вводит новый этикет, заставляя отказаться от старого быта, боярских шуб и манер. Введенный им «политес» пред­писывает, как устраивать ассамблеи, куда должны съезжаться для общения все дворяне, какие наряды носить, как следить за чистотой тела, как организовывать застолье. Так великий реформатор при-

общалвысшие классы русского общества кформам обхождения, принятымв Европе.

В 1717 г. выходит книга по этикету «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов». Книга наставляет: «Лучше, когда про кого говорят: он есть вежлив, смиренный кавалер и молодец, нежели, когда скажут про которого: он есть спесивый болван». В книге содержатся самые разные правила: «громко не сморкаться и не чихать», «перстом носа не чистить», «рука­ми по столу не колобродить», «ногами не мотать».

В романах А.Толстого «Петр I», Ю.Германа «Россия молодая», в фильме «Как царь Петр арапа женил» и в других художественных произведениях с достоверностью воспроизводится борьба старого и но­вого через смену этикетных норм и форм поведения. Мы видим, как обучались грамоте и элементарной гигиене великовозрастные боярские отпрыски, как обрезались рукава и полы кафтанов их родителей, как мучились отцы семейств и их жены, неумело натягивая ненавистные парики, как насильственно брились бороды — «волосатое украшение», разрешение на ношение которых выдавалось лишь немногим из бояр, да и то после уплаты специального налога.

Особое внимание Петр I уделял организации ассамблей — собра­ний, открывающихся вечерами в знатных домах по установленному порядку, для «увеселения или для рассуждения и разговоров дружес­ких». Здесь представители дворянских и купеческих сословий долж­ны были встречаться с иностранцами и перенимать у них формы поли­теса и одежды, «тут можно друг друга видеть и о всякой нужде переговорить, а также слушать, что делается». На ассамблеи пригла­шалось избранное общество. Вместе с женами туда должны были яв­ляться высшие офицеры, вельможи, чиновники, корабельные мастера, богатые купцы и ученые.

Петр I лично составил правила организации ассамблей и поведения на них гостей, установил строгую очередность их созыва. Самая боль­шая комната дома отводилась под танцевальный зал, где исполнялись западноевропейские танцы. В соседних комнатах играли в шахматы, шашки. Азартные игры (карты и кости) возбранялись под страхом кну­та. Одна комната предназначалась для курения: Петр I сам постоянно курил трубку и предлагал следовать его примеру. Он даже разрешил продажу табака, до тех пор запрещенную в России.

Участие в ассамблеях должны были принимать и женщины. Петр I положил конец их затворнической жизни. Из терема они вышли в свет.

Ш_____________ Раздел IV, Прикладная этика: проблемы и решения

Глава 17. Этика и этикет 439



Из истории российского этикета - student2.ru Из истории российского этикета - student2.ru Из истории российского этикета - student2.ru Старшее поколение осуждало это, сожалея об утраченных добропоря­дочных нравах старины.

Ассамблеи сыграли пололсительную роль в культурном разви­тии России уже тем, что открыли новую форму общения людей, которое в допетровской России было крайне ограничено. В допет­ровскую эпоху русские люди жили замкнуто, их встречи носили преимущественно хозяйственно-деловой или родственный характер. Ассамблеи разрушили прежнюю замкнутость и значительно расши­рили круг общения, сделав последнее куда более раскрепощенным. Этикет в России в это время формируется по западному образцу, приобретая светский, открытый характер, черты некоего демократиз­ма. Так, правила поведения на ассамблеях предполагали соблюде­ние равенства и свободы, правда, понимаемых достаточно своеоб­разно: равенство мужчин и женщин, лиц разного возраста и ранга касалось штрафных санкций, а свобода поведения на ассамблеях омрачалась тем, что как-никак это была служба, развлечение по обя­занности. Это придавало некоторую специфичность российскому этикету по сравнению с европейским.

В послепетровское время, когда боярские нравы были уже пре­одолены, в России установился образ жизни на западноевропейский манер: дворянский этикет XVIII века отличается особой пышнос­тью, роскошью, сословной замкнутостью, преобладанием игровой, фор­мальной стороны этикета. Законодателем мод, роскоши и блеска становится императорский двор.

Изобилие и роскошь русского двора изумляли даже французов, кото­рые были привычны к блеску версальского двора. Чтобы быть на хоро­шем счету при царском дворе, требовались огромные расходы на платья, украшения, кареты и т.п. Дворянство, особенно его высшие слои, возво­дили пышные дворцы, парки, триумфальные арки, тратили огромные средства, дабы подчеркнуть свое высокое положение. Вещи подымали престиж, служили «этикеткой».

Усилился сословный характер этикета, что проявилось, в частно­сти, в строгой регламентации стиля одежды, которого должно было придерживаться то или иное сословие.

В соответствии с «Табелью о рангах» был издан указ, дозволяющий

носить шелка, парчу или кружева только дамам первых пяти классов.

При этом кружева должны были быть не шире четырех пальцев. При-

надлежащие к третьему классу могли носить одежду из бархата или материи, стоившей не более трех рублей за аршин. Не имевшим ранга запрещалось носить бархат. При дворе женщинам не разрешалось но­сить платья черного цвета. Во время приемов дамы должны были яв­ляться во дворец в специально сшитых для этого так называемых мун­дирных платьях.

Значительно усилилось влияние западноевропейской, особенно французской культуры на российский быт и нравы. Открывались французские пансионы, модные лавки и магазины, появились фран­цузские модистки, парикмахеры, воспитатели-гувернеры. Особенно заметным становится «офранцуживание» дворянства в царствова­ние Елизаветы Петровны. Французский язык становится в дворян­ской среде неотъемлемой, почти официальной частью русской куль­туры, сохраняя дворянскую этикетную дистанцию по отношению к другим сословиям. Этикет в это время становится все более «мар­кированным» (по выражению Ю.М. Лотмана).

Это хорошо видно на примере того, какое значение придавалось в эти­кете вееру. Веер был обязательным предметом дамского туалета, по­могавшим скрыть неприличный смех, шепнуть соседке словцо так, чтобы никто не услышал и т.д.

Этикет пронизывал все сферы жизни дворянства, регламентируя те или иные формы его поведения. Особенно проявлялось это на многочисленных пышных балах и маскарадах, которые заменили петровские ассамблеи.

В царствование императрицы Анны праздники стали еще более пыш­ными и разнообразными. Незнание танцев считалось серьезным недо­статком воспитания. На балах играли уже не в шахматы и шашки, а в карты, вошедшие в моду при Анне Ивановне и получившие быст­рое и опасное распространение в среде дворянства. Несмотря на стро­гие меры против игроков (полиция получила право являться в дом, где велась игра, и брать под стражу играющих), азартные игры продолжа­лись, что влекло за собой разорения, растраты казенных денег, само­убийства и т.д.

Новые правила жизни и этикета внедрялись и господствовали в основном в высших слоях Петербурга и Москвы. В среде же мел­ких провинциальных дворян и купечества они приобрели вторич-

440____________ Раздел IV. Прикладная этика: проблемы и решения

Наши рекомендации