Из истории российского этикета
О'славянских обычаях, нормах и правилах поведения упоминается уже в первых письменных источниках. В «Повести временных лет» летописец рассказывает, что «племена имели свои обычаи и законы и предания, и каждые — свой нрав. Поляне имеют обычай отцов своих, кроткий и тихий, стыдливый перед снохами своими и сестрами, матерями и родителями...».
В начале XII века князь Владимир Мономах составил «Поучение к детям», в котором призывал трудиться, творить добро, укрощать гнев и иметь «душу честную, язык воздержанный». «При старших молчать, мудрых слушать, старшим повиноваться, с равными себе и младшими в любви пребывать, без лукавого смысла беседуя, апобольше вдумываться, не неистовствовать словом, не осуждать речью, не много смеяться...»
В эпоху Ивана IV появился свод правил поведения для горожан «Домострой», вполне соответствующий нравам эпохи. «Домострой» провозглашал единоличную власть в семье грозного властелина — отца, хозяина дома, сурово держащего подвластное ему семейство в повиновении, «во всяком наказании и страхе Божием».
Хозяину предписывалось пороть плеткой лукавую жену и сокрушать ребра непослушному сыну. В книге описывались не только внутренние семейные порядки и решались хозяйственные вопросы, но и содержались правила поведения — как ходить в гости, о чем беседовать. «Домострой» учит «не красть, не солгать, не оклеветать, не завидовать, не осуждать, не бражничать, не насмешничать, не помнить зла, не гневаться ни на кого. С большим быть послушным и покорным, со средним — любовным, к меньшим и убогим — приветливым и милостивым».
Жизненный уклад в России начал резко меняться в эпоху Петра I, который решительно вводит новый этикет, заставляя отказаться от старого быта, боярских шуб и манер. Введенный им «политес» предписывает, как устраивать ассамблеи, куда должны съезжаться для общения все дворяне, какие наряды носить, как следить за чистотой тела, как организовывать застолье. Так великий реформатор при-
общалвысшие классы русского общества кформам обхождения, принятымв Европе.
В 1717 г. выходит книга по этикету «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов». Книга наставляет: «Лучше, когда про кого говорят: он есть вежлив, смиренный кавалер и молодец, нежели, когда скажут про которого: он есть спесивый болван». В книге содержатся самые разные правила: «громко не сморкаться и не чихать», «перстом носа не чистить», «руками по столу не колобродить», «ногами не мотать».
В романах А.Толстого «Петр I», Ю.Германа «Россия молодая», в фильме «Как царь Петр арапа женил» и в других художественных произведениях с достоверностью воспроизводится борьба старого и нового через смену этикетных норм и форм поведения. Мы видим, как обучались грамоте и элементарной гигиене великовозрастные боярские отпрыски, как обрезались рукава и полы кафтанов их родителей, как мучились отцы семейств и их жены, неумело натягивая ненавистные парики, как насильственно брились бороды — «волосатое украшение», разрешение на ношение которых выдавалось лишь немногим из бояр, да и то после уплаты специального налога.
Особое внимание Петр I уделял организации ассамблей — собраний, открывающихся вечерами в знатных домах по установленному порядку, для «увеселения или для рассуждения и разговоров дружеских». Здесь представители дворянских и купеческих сословий должны были встречаться с иностранцами и перенимать у них формы политеса и одежды, «тут можно друг друга видеть и о всякой нужде переговорить, а также слушать, что делается». На ассамблеи приглашалось избранное общество. Вместе с женами туда должны были являться высшие офицеры, вельможи, чиновники, корабельные мастера, богатые купцы и ученые.
Петр I лично составил правила организации ассамблей и поведения на них гостей, установил строгую очередность их созыва. Самая большая комната дома отводилась под танцевальный зал, где исполнялись западноевропейские танцы. В соседних комнатах играли в шахматы, шашки. Азартные игры (карты и кости) возбранялись под страхом кнута. Одна комната предназначалась для курения: Петр I сам постоянно курил трубку и предлагал следовать его примеру. Он даже разрешил продажу табака, до тех пор запрещенную в России.
Участие в ассамблеях должны были принимать и женщины. Петр I положил конец их затворнической жизни. Из терема они вышли в свет.
Ш_____________ Раздел IV, Прикладная этика: проблемы и решения
Глава 17. Этика и этикет 439
Старшее поколение осуждало это, сожалея об утраченных добропорядочных нравах старины.
Ассамблеи сыграли пололсительную роль в культурном развитии России уже тем, что открыли новую форму общения людей, которое в допетровской России было крайне ограничено. В допетровскую эпоху русские люди жили замкнуто, их встречи носили преимущественно хозяйственно-деловой или родственный характер. Ассамблеи разрушили прежнюю замкнутость и значительно расширили круг общения, сделав последнее куда более раскрепощенным. Этикет в России в это время формируется по западному образцу, приобретая светский, открытый характер, черты некоего демократизма. Так, правила поведения на ассамблеях предполагали соблюдение равенства и свободы, правда, понимаемых достаточно своеобразно: равенство мужчин и женщин, лиц разного возраста и ранга касалось штрафных санкций, а свобода поведения на ассамблеях омрачалась тем, что как-никак это была служба, развлечение по обязанности. Это придавало некоторую специфичность российскому этикету по сравнению с европейским.
В послепетровское время, когда боярские нравы были уже преодолены, в России установился образ жизни на западноевропейский манер: дворянский этикет XVIII века отличается особой пышностью, роскошью, сословной замкнутостью, преобладанием игровой, формальной стороны этикета. Законодателем мод, роскоши и блеска становится императорский двор.
Изобилие и роскошь русского двора изумляли даже французов, которые были привычны к блеску версальского двора. Чтобы быть на хорошем счету при царском дворе, требовались огромные расходы на платья, украшения, кареты и т.п. Дворянство, особенно его высшие слои, возводили пышные дворцы, парки, триумфальные арки, тратили огромные средства, дабы подчеркнуть свое высокое положение. Вещи подымали престиж, служили «этикеткой».
Усилился сословный характер этикета, что проявилось, в частности, в строгой регламентации стиля одежды, которого должно было придерживаться то или иное сословие.
В соответствии с «Табелью о рангах» был издан указ, дозволяющий
носить шелка, парчу или кружева только дамам первых пяти классов.
При этом кружева должны были быть не шире четырех пальцев. При-
надлежащие к третьему классу могли носить одежду из бархата или материи, стоившей не более трех рублей за аршин. Не имевшим ранга запрещалось носить бархат. При дворе женщинам не разрешалось носить платья черного цвета. Во время приемов дамы должны были являться во дворец в специально сшитых для этого так называемых мундирных платьях.
Значительно усилилось влияние западноевропейской, особенно французской культуры на российский быт и нравы. Открывались французские пансионы, модные лавки и магазины, появились французские модистки, парикмахеры, воспитатели-гувернеры. Особенно заметным становится «офранцуживание» дворянства в царствование Елизаветы Петровны. Французский язык становится в дворянской среде неотъемлемой, почти официальной частью русской культуры, сохраняя дворянскую этикетную дистанцию по отношению к другим сословиям. Этикет в это время становится все более «маркированным» (по выражению Ю.М. Лотмана).
Это хорошо видно на примере того, какое значение придавалось в этикете вееру. Веер был обязательным предметом дамского туалета, помогавшим скрыть неприличный смех, шепнуть соседке словцо так, чтобы никто не услышал и т.д.
Этикет пронизывал все сферы жизни дворянства, регламентируя те или иные формы его поведения. Особенно проявлялось это на многочисленных пышных балах и маскарадах, которые заменили петровские ассамблеи.
В царствование императрицы Анны праздники стали еще более пышными и разнообразными. Незнание танцев считалось серьезным недостатком воспитания. На балах играли уже не в шахматы и шашки, а в карты, вошедшие в моду при Анне Ивановне и получившие быстрое и опасное распространение в среде дворянства. Несмотря на строгие меры против игроков (полиция получила право являться в дом, где велась игра, и брать под стражу играющих), азартные игры продолжались, что влекло за собой разорения, растраты казенных денег, самоубийства и т.д.
Новые правила жизни и этикета внедрялись и господствовали в основном в высших слоях Петербурга и Москвы. В среде же мелких провинциальных дворян и купечества они приобрели вторич-
440____________ Раздел IV. Прикладная этика: проблемы и решения