Населения Российской Федерации
При расчёте медицинских показателей могут быть использованы данные государственной медицинской статистики, специальных информационных систем, регистров по отдельным заболеваниям, а также результаты популяционных или когортных исследований. При подготовке материалов по медико-демографическим показателям обязательно представление полного первичного материала.
Уровень заболеваемости в исследуемом регионе может быть сопоставлен с аналогичными показателями по стране в целом, республике, области и другим административным единицам. Для проведения сравнительного анализа полученных статистических показателей с аналогичными данными по другим регионам материалы необходимо систематизировать в соответствии с Международной классификацией болезней, травм и причин смерти 9-го пересмотра.
Основным источником информации для такого рода исследований служит (Антоненко Т.Н. и др., 1997):
– «Отчёт лечебно-профилактического учреждения» – форма № 1 и отчёты-вкладыши к этой форме;
– «Отчёт о больных злокачественными новообразованиями»;
– форма № 61 «ж» (годовая);
– журналы учёта лиц, состоящих под диспансерным наблюдением в поликлиниках, медицинских санитарных частях предприятий.
Из основного отчёта (форма № 1) используются сведения о диспансерном наблюдении за больными, представленные в таблице 6 раздела I в виде итоговых данных за год по классам заболеваний в целом и с детализацией по некоторым нозологическим формам болезней. В разделе «Взрослые и подростки», с указанием числа больных с данным заболеванием (распространённость), состоящих под наблюдением на конец отчётного года.
Анализ выполняется на основании расчётных структурных коэффициентов (процентов), интенсивных (частотных) и стандартизированных показателей. Посредством последних достигается элиминирование возрастно-половой структуры на уровни заболеваемости.
Поскольку формы официальной статистической отчётности довольно часто меняются, то динамические ряды, достаточно большие невозможно составить, что в свою очередь создает трудность в прогнозировании изучаемых закономерностей. К тому же в форме № 1 ЛПУ отсутствует ряд качественных характеристик, необходимых для проведения полного анализа заболеваемости в изучаемом регионе. Для этого необходима дополнительная информация по данным диспансерного учёта о больных, страдающих хроническими заболеваниями, как минимум за 10 последних лет, характеризующая контингент больных по полу, возрасту, месту работы, профессии, месту жительства, принадлежности к терапевтическому участку, сроку проживания в данной местности и видам заболеваний.
Общие показатели распространённости заболеваний среди взрослых и подростков целесообразно дополнить разработкой показателей распространённости заболеваний среди подростков по данным отчёта-вкладыша № 1 «Отчёт о диспансеризации подростков, студентов» ВУЗов и учащихся средних специальных учебных заведений». Расчёт производится как по всей группе подростков, так и с разбивкой по полу (таблица 2 вкладыша).
Дополнительной информацией о результатах профилактических осмотров детей до 14 лет и выявленных срединих групп с изменениями функциональных показателей организма, снижающих социальную дееспособность (понижение остроты зрения и слуха, дефекты речи, сколиозы, нарушения осанки, а также положительно реагирующие на туберкулезную пробу), служат данные отчёта-вкладыша № 2 «Отчёт о медицинской помощи детям».
Анализ заболеваемости и развития детского населения изучаемого региона, выполненный только на основании данных официальной отчётности, будет неполным из-за отсутствия целого ряда качественных характеристик. Для углубления такого рода работы и прогнозирования выявленных тенденций необходимы данные лицевого учёта о хронических больных за 10-летний период. На основании этих данных могут быть выполнены разрезы анализа заболеваемости детского населения по полу, возрасту, сроку проживания в данной местности, месту жительства, месту работы родителей, принадлежности к определённому терапевтическому участку (микрорайону изучаемого региона).
Дополнительными характеристиками, в наибольшей степени отражающими уровень влияния окружающей среды на состояние здоровья населения, являются характеристики здоровья беременных и новорожденных. Для получения их количественной оценки необходим анализ следующих показателей: частота осложнений беременности, частота рождения маловесных детей и перинатальная смертность.
С целью изучения патологии беременности женщин проводится анализ данных официальной статистической отчётности (отчёт-вкладыш № 3 формы 1), а также материалов регистрации беременных в гинекологическом отделении поликлиники изучаемого региона за 10-летний период.
Для расчёта показателя частоты осложнений беременности используют данные о случаях токсикозов II половины беременности. Одной из основных оценок степени опасности проживания на отдельных экологически опасных территориях является состояние репродуктивной функции и перинатальной патологии. Для этого необходимо провести изучение материалов учёта новорожденных по данным роддомов за ряд лет (10-летний период). Структура и частота патологии новорождённых определяются на основании Международной классификации болезней. Структура перинатальной патологии включает 3-и основные группы: недоношенность, врождённые пороки развития, внутриутробная гипоксия и асфиксия новорождённых, малый вес новорождённых.
Для улучшения качества анализа перинатальной патологии помимо учётных данных роддомов используется информация отчёта-вкладыша № 3 таблица 3.2 и таблица 4 «Распределение родившихся и умерших по массе тела при рождении».
Одним из важнейших показателей здоровья населения является смертность. В изучаемом регионе рекомендуется проводить демографический анализ за длительный период времени (10, 15, 20 лет) на основании материалов смертности, что позволяет выявить динамику этих показателей, изучить и выявить основные причины смертности и определить различия по признакам пола, возраста.
Основными источниками информации о числе и причинах смерти являются акты регистрации смерти на основании «Врачебного свидетельства о смерти» (ф. №106/у), а для мертворождённых и новорожденных 0 – 6 дней – «Свидетельства о перинатальной смертности» (ф. № 106/у). Сводные официальные статистические данные о мертворождаемости и детской смертности можно также взять в ф. № 1 ЛПУ (п. 1.9).
Данные о численности населения, проживающего на изучаемой территории, находятся в органах государственной статистики, начиная с районного уровня, в отделах «Статистика населения».
F Контрольные вопросы и задачи
1. Какие показатели относятся к демографическим? Дайте их определение.
2. Что представляет собой и как определяется продолжительность предстоящей жизни?
3. Что представляет собой и как определяется продолжительность предстоящей жизни при рождении?
4. Перечислите показатели заболеваемости и дайте их определения.
5. Что такое первичная заболеваемость, распространённость, патологическая поражённость и как они определяются?
6. Изучите временный перечень показателей социально-гигиенического мониторинга (табл. 3.12) и объясните, какие виды заболеваний и почему определяются в процентах, какие на 100 000 населения и какие на 1 000 человек.
7. Как вычисляется первичная заболеваемость взрослого населения, распространённость различных видов заболеваемости?
8. Что такое общая заболеваемость и как она вычисляется?
9. Что такое общая накопленная заболеваемость и как она вычисляется?
10. Как вычисляют показатели заболеваемости по нозологическим видам?
11. Как вычисляют показатель заболеваемости злокачественными новообразованиями?
12. Как вычисляют структуру распространённости заболеваний?
13. Перечислите виды детской заболеваемости, напишите формулы, по которым они определяются.
14. Перечислите виды показателей осложнения беременности, родов и послеродового периода и напишите формулы, по которым они определяются.
15. Что представляет собой перинатальная патология, и по каким формулам вычисляют её показатели?
16. Перечислите показатели физического развития и дайте их подробную характеристику.
17. Напишите формулы для определения показателей физического развития.
18. Напишите формулы для определения показателей смертности населения.
19. Какие источники информации используются при определении показателей состояния здоровья населения, и в каких организациях можно получить необходимую информацию?
20. Имели ли вы опыт получения необходимой информации по показателям состояния здоровья населения? Насколько легко можно получить такую информацию?