Техногенные опасности Сокольского района Вологодской области
Техногенные опасности в Сокольском районе в основном исходят от производств жилищно-коммунального хозяйства. Система жилищно-коммунального хозяйства является мощнейшим источником техногенного воздействия на окружающую среду. Город на свои (производственные и питьевые) нужды использует воду поверхностных и подземных водоемов; городские службы сбрасывают в сточные воды промышленно-загрязненные и коммунальные отходы в водоемы и подземные артезианские бассейны; предприятия города загрязняют атмосферу выбросами котелен и заводских печей; город загрязняет окружающие территории свалками промышленного и бытового мусора. Коммунальные службы города не только истощают запасы воды, но и загрязняют их отходами производства и хозяйственно-бытовыми стоками. Коммунальные службы города обладают мощной системой очистных сооружений и протяженной канализационной сетью, которые технологически не справляются с возросшими объёмами канализационных поступлений. Очистные сооружения и канализационные системы из-за перегрузки и изношенности представляют источники техногенного загрязнения окружающей среды. На окружающую среду оказывают воздействие техногенные аварии коммунальных сетей (теплоэнергоснабжение, водоснабжение и канализация). В состав коммунальных хозяйств городов входит отопительная система, которая состоит из отопительных котелен. В составе загрязняющих веществ различают: диоксид серы, оксид углерода оксид азота, углеводороды, летучие органические соединения.
Источниками техногенеза в пищевой отрасли являются предприятия, перерабатывающие продукцию сельского хозяйства. Эти предприятия в силу технологического процесса загрязняют среду твердыми, жидкими и газообразными веществами, но в сравнительно незначительных величинах. Основными источниками загрязнения окружающей среды выступают шелушители, сепараторы, мучные силосы, технологические печи. В сточных водах выделяют остатки сырья, поваренную соль, нитраты, фосфаты, щелочи, кислоты, ПАВ и болезнетворные организмы. Большое количество в отрасли составляют отходы производства.
Основными источниками загрязнения в деревообрабатывающей отрасли выступают лесозаготовительные, деревообрабатывающие предприятия. Отрицательное воздействие на окружающую среду предприятиями деревообрабатывающей промышленности заключается в загрязнении атмосферы: твердые вещества (29,8 % от суммарного выброса), оксид углерода (28,7 %), диоксид серы (26,7 %), оксид азота (7,9 %), толуол (1 %), сероводород (0,9 %), ацетон (0,5 %), ксилол (0,45 %), бутил (0,4 %), этил ацетат (0,4 %) и др.
При сжигании топлива образуются окислы углерода, окислы серы. При попадании этих газов в атмосферу могут образовываться кислотные дожди. Негативные воздействия этих дождей: гибнут водные экосистемы, происходит деградации лесов, выщелачивание алюминия и тяжелых металлов, токсично воздействующих на растении и животных. Также происходит увеличение влажности, облачности, осадков. ТЭС- крупный потребитель водных ресурсов, в результате чего происходит тепловое загрязнение реки, изменение биоты. Происходит изъятие земель.
Основными загрязнителями атмосферы производств целлюлозно-бумажной промышленности являются: диоксид серы, пахучие вещества («сульфатный букет запахов»). Сточные воды содержат: щёлок, смолы, фенолы, сероводород. Происходит гибель рыб, микроорганизмов, нарушение кислородного режима.
Автомобили наносят значительный экологический ущерб поверхностным водоемам: часто машины моют в открытых водоемах, ставят их в непосредственной близости от воды. При этом в воду попадают нефтепродукты: бензин, технические масла и т. п. Даже небольшое их количество может резко сократить или полностью ликвидировать способность водоемов к самоочищению, делает большие объемы воды непригодными для питья и хозяйственных целей. Подавляющая часть автомобильного транспорта имеет двигатели внутреннего сгорания, работающие на бензине. При этом в воздух попадает большое количество продуктов неполного сгорания топлива, в том числе оксид углерода, углеводороды, соединения азота и серы, разнообразные смолы. Все эти вещества опасны для здоровья людей. Кроме того, оксид углерода может быть косвенной причиной многочисленных аварий на дорогах. Его действие на водителя автомашины в небольших концентрациях сходно с действием алкоголя или состоянием утомления. В гаражах, в тоннелях и даже на напряженных магистралях содержание оксида углерода часто достигает токсичных для человека уровней. При работе автомобильных двигателей потребляется много кислорода: все автомобили планеты сжигают в четыре раза больше кислорода, чем требуется человечеству для дыхания. Степень загрязнения воздуха растет вместе с ростом числа машин. Автотранспорт — основной виновник звукового дискомфорта в городе. От загрязнения воздуха в наибольшей степени страдают дети.
Железнодорожные локомотивы, работающие на дизельном топливе, выбрасывают в воздух большое количество отработанных газов. Поэтому электрифицированные железные дороги отличаются не только своими более высокими экономическими параметрами, но и лучшими экологическими условиями. Среди грузов, перевозимых по железным дорогам, существенную долю составляют экологически опасные. Это разнообразные химические, взрывчатые и радиоактивные вещества. В случае железнодорожной аварии они могут привести к значительному нарушению экологических свойств окружающей среды. Особенно опасны аварии вблизи рек и озер, когда загрязняющие и часто токсичные вещества могут быстро распространиться на большие расстояния, вывести из строя источники водоснабжения. Опасность подобных экологических следствий железнодорожных катастроф с каждым годом возрастает, так как увеличивается объем перевозимых грузов, число железнодорожных составов.
Вдоль магистральных линийэлектропередачи возникают электромагнитные поля, оказывающие неблагоприятное воздействие на все живые организмы, в том числе и на людей. Отмечено, что насекомые и птицы вблизи высоковольтных ЛЭП теряют ориентировку, и при массовых перелетах большое число птиц разбивается, налетая на малозаметные в тумане и сумерках провода. У людей вблизи магистральных линий электропередачи возникают головные боли, возрастает утомляемость, ухудшается оперативная память, возникает повышенная раздражимость, изменяются показатели электрокардиограммы [6],[7].
Таким образом, в Сокольском районе оказывается большая техногенная нагрузка на окружающую среду и на человека со стороны жилищно-коммунального хозяйства, производств лесоперерабатывающей, пищевой, целлюлозно-бумажной промышленности. Большое влияние транспорта связано с тем, что по Сокольскому району проходят важные транспортные пути: Северная железная дорога и автотрасса Москва-Архангельск.