О системе сил и средств, сложившейся в ходе ликвидации последствий катастрофы на чернобыльской аэс
Дьяченко А.А.,
полковник в отставке, кандидат технических наук,
ведущий научный сотрудник научного Центра ФПС России.
Участник ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, 1986 год,
Член Союза писателей России.
Чернобыльская катастрофа как величайшая техногенная катастрофа XX века наглядно подтвердила разрушительные возможности технического потенциала "мирных" производств.
Она вторглась в жизнь более 4 млн. человек и обусловила значительные экологические, медицинские, социальные, экономические, политические и нравственные последствия, которые в течение длительного периода будут "сопровождать" развитие цивилизации.
По внезапности, масштабности и последствиям на общество и окружающую среду, длительности радиоактивной загрязненности (например, полураспад Ри-239 - более 27000 лет) и степени готовности страны к ликвидации последствий .техногенных и природных катаклизмов, трагедия на ЧАЭС уступает только Великой Отечественной войне (ВОВ) 1941 - 1945 гг.
Однако катастрофа во многом сравнима с ВОВ. Готовносп. страны к войне, действия в первый период имеют много общего с ситуацией, сложившейся перед катастрофой на ЧАЭС и в ходе ликвидации ее последствий, особенно на первом этапе.
Известно, что ВОВ была навязана СССР фашисткой Германией, имеющей численность вооруженных сил к середине 1941 г. около 8,5 млн. человек. Их мобилизационное и стратегическое развертывание было завершено. Они имели двухлетний опыт ведения современной войны. Промышленность и другие отрасли хозяйства Германии были развернуты и работали по планам военного времени [12].
В тоже время оборонная способность нашей страны из-за недостатка времени и средств оказалась на уровне, не обеспечивающем отражение вторгнувшегося агрессора на первом этапе войны.
С началом войны в экстренном порядке были приняты незамедлительные и энергичные меры по отражению фашистского вторжения, разработана программа разгрома врага, изложенная в Директиве СНК СССР и ЦК ВКП (б) 29.6.1941 г. Вся полнота власти в стране сосредотачивалась в руках Государственного комитета обороны (ГКО), образованного 30.6.1941 г. Для стратегического руководства войсками 23.6.1941 г. была создана Ставка Главнокомандования, а с 8.8.1941 г. - Ставка Верховного Главнокомандования. Образованы Главные Командования Северо-Западного, Западного и Юго-Западного направлений [12].
Таким образом, был осуществлен комплекс эффективных военно-экономических и политических мероприятий, составляющих программу перестройки народного хозяйства на отражении агрессии противника.
А теперь перейдем к чернобыльской катастрофе. Обратим внимание на обстановку в стране в дочернобыльский период и алгоритм действий государственных органов страны в организации системы локализации катастрофы, ликвидации ее последствий, особенно на первом этапе проведении широкомасштабных мероприятий после взрыва реактора на ЧАЭС.
Катастрофа произошла внезапно, в мирное время. Страна фактически не была готова, да и не готовилась к катастрофе планетарного масштаба.
Шла перестройка народного хозяйства. Плановые задания предприятиями выполнялись с огромным напряжением. Страна постепенно скатывалась с набранного ранее темпа развития народного хозяйства.
Общественность страны внимательно и с болью изучала периодическую печать, вслушивалась в радиопередачи, ждала информационных сообщений о развитии народного хозяйства. Она ждала перемен ("чуда"). И она "дождалась" их ...
Гражданская оборона СССР развивалась и ориентировалась на защиту населения только в военное время, в условиях ведения ракетно-ядерной войны. Поэтому ее высшие звенья фактически вяло реагировали на катастрофу на Чернобыльской АЭС в течение 26 апреля 1986 го да.
В преддверии катастрофы научный потенциал атомной энергетики и АН СССР убедил производственников, руководящие органы страны в том, что на АЭС и на других объектах ядерной энергетики но производству и переработке ядерных материалов не могли иметь место крупные аварии и катастрофы.
Алгоритм действий государственных органов страны после катастрофы в тезисном виде может быть предоставлен следующим образом:
l создание Правительственной комиссии, Председатель Б.Е. Щербина, сосредоточившей в своих руках силы и средства страны, необходимые для локализации катастрофы и ликвидации ее последствий;
l образование оперативной группы ПБ ЦК КПСС по ликвидации последствий аварии, руководитель - Н.И. Рыжков;
l создание республиканских комиссий, областных штабов, штабов министерств и ведомств, оперативных групп МО СССР, начальников химических и инженерных войск, ГО СССР;
l образование Межведомственного Координационного совета по проблемам Чернобыля при Президиуме АН СССР;
l разработка программы по консервации энергоблока № 4 ЧАЭС, защита водного бассейна от радиоактивных веществ, дезактивации загрязненной территории, пуску 1, 2, 3 ЭБ ЧАЭС и др.
Наглядно и достоверно сравнение" ЛПК на ЧАЭС с ВОВ представлено начальником ВПО "Союзатомэнерго" (1982-1986 гг.) Г.А. Веретенниковым [8]: "Люди, отправляясь в Чернобыль, говорили: "... еду на войну". Это говорит о многом, и, прежде всего, о восприятии случившейся техногенной катастрофы, как общенародной беды, сродни военному противостоянию. Об этом же свидетельствует и то, что желание принять участие в работах по ликвидации аварии высказывали многие добровольцы".
Низко склоним голову перед памятью тех, кто погиб на этой "войне", кто не оставил своих рабочих мест, кто шел навстречу запредельным дозам облучения, прекрасно понимая грозящую им опасность, кто спасал терявших сознание товарищей, кто тушил возникший пожар. Это эксплуатационники и бойцы пожарных расчетов, принявшие на себя первый удар и, несмотря ни на что, выдержавшие его.
Светлая им память. Каждый из них - Герой. И не их вина, что подвиг большинства из них никак не отмечен официально. Это наша беда, это наше недомыслие, ведь именно на их примере необходимо воспитывать молодые поколения, ведь именно они продемонстрировали и подтвердили своими жизнями яркий образец патриотизма. Именно они навечно остались в рядах тех, кто работает на атомных электростанциях, и тех, кто призван обеспечивать их пожарную, да и не только пожарную, безопасность.
Известны сравнения ВОВ и катастрофы на ЧАЭС по готовности страны академика РАН В.А. Легасова [4]: "... Такая неготовность, такая безалаберность, такой испуг, словно сорок первый год. Точно. Сорок первый год, да еще в худшем варианте. С тем же Брестом, с тем же мужеством, с тем же отчаянием, но с той же неготовностью".
И в заключение об аналогии ВОВ и ЛПК на ЧАЭС: это была настоящая война, что подтверждается и самой главной ценностью для цивилизации - человеком. Статистика неумолимо подтверждает, что горестный список ушедших из жизни и продолжающих уходить неумолимо растет и в последние годы уже не подчиняется закону арифметической прогрессии. У радиации свои законы!
Краткий сравнительный ретроспективный анализ двух событий планетарного масштаба - ВОВ и ЛПК на ЧАЭС - показывает их схожесть, единообразие (однотипность) по структуре и содержанию в действиях государственных органов.
Причем в этом многоэтапном процессе наглядно просматриваются мероприятия, которые могли быть выполнены до начала чрезвычайных событий, как в первом, так и во втором случаях. В этом один из выводов данной работы: отсутствие четко обозначенных планов по ЛПК в стране, сил и средств локализации возможных катастроф и ликвидации их последствий.
В стране и ранее случались крупные промышленные катастрофы. Однако масштабы и последствия чернобыльской катастрофы были непредсказуемы, министерства и ведомства, отвечающие в государстве за готовность к действиям в чрезвычайных условиях оказались неспособными к проведению экстренных и эффективных мер по локализации катастрофы и ликвидации ее последствий. Это министерства энергетики и электрификации, среднего машиностроения, здравоохранения, Госатомнадзор, Гражданская оборона. Более того, наука утверждала, что такой катастрофы вообще не может быть.
Крупномасштабные и сложные проблемы, возникшие в связи с катастрофой на ЧАЭС, привели к необходимости участия в ликвидации ее последствий научно-технического потенциала многих отраслей народного хозяйства, затронули миллионы населения Украины, Белоруссии и России. Фактически вся страна была готова помочь пострадавшим регионам.
В локализации и ликвидации последствий чернобыльской катастрофы были задействованы более 600 тыс. специалистов министерств и ведомств, кадровых военнослужащих и призванных из запаса.
Конечно, основная тяжесть в этих работах выпала на долю украинского, белорусского и русского народов.
Особое место в ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС занимала Москва как столица государства и город, в котором сосредоточены основные звенья управления народным хозяйством страны, ее отраслевые подсистемы, основной научный потенциал и др.
Среди многих заслуг, какие имеет Москва перед человечеством, одна из наиболее величественных, навсегда вписанных в скрижали истории, та, что именно Москва является родиной мирного атома.
Мы гордимся тем, что в Москве, несмотря на неслыханные трудности, связанные с войной, уже в 1946 году заработал первый в Европе и Азии ядерный реактор, а через 3 года в СССР была испытана ядерная бомба. Это позволило ликвидировать ядерную монополию США и предотвратить возможность развязывания ядерной войны.
Создав атомную промышленность, СССР развернул строительство объектов ядерной энергетики. 24 июля 1954 года дала ток первая в мире атомная электростанция. Мы гордимся тем, что именно на долю Москвы выпала великая историческая честь - быть первооткрывательницей ядерной эры. Но первооткрывателям всегда труднее. На их пути в неизвестное неизбежно встречаются неожиданные опасности и, казалось бы, непреодолимые препятствия. Подтверждением этому служит чернобыльская трагедия, от которой весь мир содрогнулся.
Народы всех советских республик откликнулись на беду, постигшую Белоруссию и Украину, а также некоторые области РСФСР. И, как всегда, одними из первых пришли на помощь москвичи. Ехали и летели в сторону Чернобыля.
Москва в 1986 году - это крупнейший политический, научно-культурный промышленный центр и главный транспортный узел Европейской части страны. В этот период ее население составляло свыше 8 млн. человек, территория 878,7 кв. км (в пределах МКАД). Город был разделен на 31 административно-территориальный район и отдельный (за МКАД) - г. Зеленоград.
Москва обладала сложной, многоотраслевой социально-экономической структурой. К этому времени были созданы крупные производственные и научно-производственные объединения, причем, ведущее место занимали машиностроение и металлообработка.
В Москве произошло становление авто-, самолето-, приборостроения, подшипниковой, электротехнической, радиоэлектронной отраслей. В послевоенные годы получили дальнейшее развитие легкая, пищевая, химическая, нефтеперерабатывающая промышленность. Однако центральное место занимали предприятия военно-промышленного комплекса.
В Москве были сосредоточены основные государственные и ведомственные органы управления, могущественные рычаги управления КПСС, профсоюзами и комсомольскими организациями.
В ходе послевоенной конверсии народного хозяйства, задействованного в выпуске военной продукции, и в последующие годы была создана достаточно эффективная система управления сложнейшими комплексами народного хозяйства, обеспечивающая неуклонный (в последние годы замедленный) рост валовой продукции и улучшение жизненного уровня населения.
В этих условиях в стране был разработан и внедрялся комплекс мероприятий радиационной и химической защиты населения на военное и мирное время (на мирное время - в значительно меньшем объеме, исходя из принятой концепции, что в мирное время крупных технологических катастроф в стране не может быть).
Таким образом, катастрофа Чернобыльской АЭС произошла в условиях неверия в нее и, исходя из этого, неготовности к ее локализации и ликвидации на всех уровнях административной, научной и промышленной систем, общей системы управления народным хозяйством. В стране отсутствовали необходимые для радиационной защиты народного хозяйства, населения в мирное время законодательные и нормативные документы.
В начале работы, прежде всего, необходимо определиться с терминами наиболее часто употребляемыми в дальнейшем. Это: оперативная группа, органы управления, оперативная группировка.
Так, например, на высшем уровне системы управления народным хозяйством страны для ЛПК была создана ОГ ПБ ЦК КПСС [7]. Оперативные группы были образованы в МО, в других министерствах и ведомствах. В отдельных министерствах такие группы были названы оперативными штабами (МВД, Минэнерго). ПК, созданная в Чернобыле, фактически также была оперативной группой СМ СССР.
Постановлением ОГ ПБ ЦК КПСС (протокол № 4 заседания ОГ от 3.05.86 г.) в районе ЧАЭС была создана ОГ МО под руководством Главнокомандующего войсками Юго-Западного направления генерала армии И.А. Герасимова.
В отдельных исследованиях под оперативными группами понимаются как звенья управления, так и силы и средства, находящиеся в их подчинении.
Для меньшей субъективности исследований представим энциклопедические определения. Так, в советском энциклопедическом словаре под оперативной группой понимается:
1. временное объединение войск, действующих на определенном операционном направлении и решающих одну оперативную задачу;
2. группа офицеров, направляемая в соседние войска (штабы) для поддержания с ними взаимодействия или в подчиненные соединения для руководства определенной группировкой войск.
Применительно к тематике исследований необходимо также остановиться на термине - органы управления войсками (силами). Это собирательное наименование командования штабов, управлений, отделов и других постоянных (штабных) и временно создаваемых (нештатных) органов, предназначаемых для руководства войсками (силами) в различных звеньях. Для размещения и работы органов управления в боевых условиях развертываются пункты управления.
На основе анализа определений энциклопедических источников можно утверждать следующее:
1. Термины "оперативная группа" (группа офицеров...) и "органов управления" близки друг другу по содержанию.
2. Термин "оперативная группа" как временное объединение войск, не идентичен второму термину.
В связи с вышеизложенным, в настоящей работе под "оперативной группой" принято толкование термина словарем [12], пункт второй, т.е. группа офицеров...
Но с расширением определения данного термина - по отношению не только к группе офицеров, но и специалистам (применительно к гражданским министерствам и ведомствам).
В то же время для совокупности звеньев управления и подчиненных им сил и средств будет использоваться термин: "оперативная группировка".
Например, Чернобыльская оперативная группировка МО СССР включала в свой состав: оперативную группу МО в Чернобыле, оперативные группы химических, инженерных войск, силы и средства, приданные им в подчинение для локализации катастрофы и ликвидации ее последствий.
Наряду с оперативной группировкой войск в зоне Чернобыля были созданы и успешно функционировали другие оперативные группировки сил и средств, участвовавшие в локализации и ЛПК на Чернобыльской АЭС.
Как и в ВОВ, при ЛПК на ЧАЭС, кроме сил и средств, осуществляющих плановые работы, в зоне ЧАЭС был и тыл, как составная часть оперативных группировок.
К тылу можно, безусловно, отнести сотни и тысячи предприятий, поставлявших свою продукцию в район Чернобыля. Это была автотехника, дорожная техника, роботы, дезактивирующие вещества объектов и техники и многое другое.
Заказы для Чернобыля на предприятиях выполнялись в первую очередь, с высоким качеством. Персонал таких предприятий оставался на сверхурочные работы. При этом команд сверху не поступало.
В целом, в СССР, в ходе ЛПК на ЧАЭС была создана и успешно осуществляла работы оперативная группировка сил и средств страны, под руководством КПСС и ее высшего звена управления - Оперативной группы Политбюро.
Отдельные, наиболее значимые события, факты, действия сил и средств страны, участвовавших в ЛПК на ЧАЭС, предстоит раскрыть и дать им ретроспективную оценку.
Причем необходимо отметить, что масштабы ЛПК, затрагивающие многие структуры управления, выявились не сразу. По мере раскрытия последствий катастрофы увеличивался объем привлекаемых сил и средств государства. Если вначале (по заявлению директора АЭС) это была незначительная авария, то потом все это превратилось в событие планетарного масштаба.
Введенный ранее термин "оперативная группировка" сил и средств отраслевых министерств и ведомств не позволяет в полной степени показать единство всех многочисленных формирований, участвовавших в ЛПК на ЧАЭС. Недостает еще одного, верхнего, уровня в характеристике сложной организационно-технической системы, сосредоточенной в 30-км зоне ЧАЭС, да и не только в 30-км зоне. Тылы этой группировки были разбросаны по стране. В связи с этим предлагается термин " стратегическая группировка " сил и средств (СГ), созданная для ЛПК на ЧАЭС.
В Вооруженных силах под стратегической группировкой понимается [12] "группировка войск (сил), развернутая в соответствии с замыслом предстоящих действий объединений, частей и подразделений различных видов ВС, а также тыла, предназначенных для выполнения боевых задач в операции".
Введение термина "стратегическая группировка" представляет возможность закончить структурное формирование сил и средств, принимавших участие в ЛПК на ЧАЭС.
Действительно, оперативные группировки министерств и ведомств с первых дней вошли в подчинение ПК в Чернобыле, возглавившей все силы и средства, прибывающие в 30-км зону. Фактически одновременно в Москве создается оперативная группа Политбюро ЦК КПСС. Это позволяет распространить термин "стратегическая группировка "на все силы и средства, участвовавшие в 86 -91 годах в ЛПК.
С учетом опыта ЛПК на ЧАЭС напрашивается вывод о необходимости создания одной - двух в стране СГ сил и средств, максимально подготовленных к ликвидации последствий ЧС в мирное и военное время в случае их возникновения.
В обычных условиях они включают в свой состав оперативные группировки министерств и ведомств сокращенного состава, имеющих подразделения (формирования), находящиеся в различной степени готовности к ЛПЧС. Сюда относятся подразделения постоянной готовности, полностью укомплектованные личным составом и специальной техникой и готовые к ЛПЧС. Кроме этого создаются подразделения сокращенного состава и кадра, имеющие определенную степень готовности к участию в ЛПК. Перечисленные формирования образуют ядро СГ и в соответствии с планами регулярно участвуют в командно-штабных или других крупномасштабных учениях с целью поддержания органов управления СГ в готовности к ЛПЧС.