Оповещение и связь в ходе ликвидации последствий дтп

3.1. Предварительная оценка обстановки на месте ДТП и доведение ее (оповещение) до соответствующих дежурных (диспетчерских) служб органов исполнительной власти субъектов РФ возлагается на территори­альные органы внутренних дел Российской Федерации.

3.1.1. Оповещение должно обеспечивать:

– оперативную передачу первичной информации о ДТП, включающей время возникновения ДТП, район, характер, масштабы ДТП, принадлежность аварийных транспортных средств (аварийных объектов) и грузов;

– уведомление нарядов ДПС с целью организации объездных маршрутов движения транспортных средств;

– предупреждение (оповещение) о дорожно-транспортном происшествии всех водителей транспортных средств на подъезде к месту ДТП.

3.1.2. Для обеспечения надежного и оперативного управления ликви­дацией последствий ДТП, организации взаимодействия привлекаемых органов управления, сил и средств, обмена информацией на месте ДТП с взаимодействующими вышестоящими органами управления организуется связь с использованием каналов проводной и радиосвязи.

3.1.3. На начальном этапе ликвидации последствий ДТП используются каналы и средства связи взаимодействующих органов управления, сил и средств, привлекаемых для ликвидации последствий ДТП.

3.2. Важнейшую роль при ликвидации последствий ДТП играет эффективная работа дежурных и дежурно-диспетчерских служб государственной инспекции безопасности дорожного движения, экстренной медицинской помощи, которые должны быть объединены путем создания единых дежурно-диспетчерских служб (ЕДДС) в городах Российской Федерации, призванных повысить оперативность реагирования администраций и служб городов на угрозу или возникновение ЧС, эффективность взаимодействия привлекаемых сил и средств постоянной готовности, слаженность их совместных действий, уровень информированности городских администраций и служб о ЧС и принятых мерах (ГОСТ 22.7.01-99).

3.3. ЕДДС решает следующие основные задачи:

3.3.1. Сбор (в том числе от населения, нештатных сотрудников и т. д. и от систем мониторинга), оценка достоверности и распространение между ДДС информации об угрозе возникновения или факте ЧС, требующих совместных действий привлекаемых служб.

3.3.2. Обработка и анализ данных об обстановке, определение масштабов ЧС и состава дежурно-диспетчерских служб, привлекаемых для экстренного реагирования, их оповещение.

3.3.3. Представление докладов (донесений) о сложившейся обстановке в ЧС и действиях по ее ликвидации вышестоящим органам управления по подчиненности.

3.3.4. Оценка и контроль обстановки, принятие решений по экстренным мерам ликвидации ЧС (в пределах установленных полномочий), доведение задач до сил постоянной готовности, контроль их выполнения и организация взаимодействия.

3.3.5. Обобщение информации (за сутки дежурства) о произошедших ЧС, ходе работ по их ликвидации и представление по подчиненности итоговых докладов.

3.4. Дежурно-диспетчерские службы, входящие в ЕДДС, функционируют в трех режимах: повседневной деятельности, повышенной готовности и чрезвычайной ситуации (ликвидации последствий ДТП).

3.4.1. В режиме повседневной деятельности ДДС несут круглосуточное дежурство и находятся в постоянной готовности к экстренному реагированию на ЧС. В этом режиме осуществляется постоянный контроль обстановки в городе, поддерживаются в готовности к использованию программно-технические средства, обеспечивается сбор, обобщение и анализ информации о возникших ЧС, в том числе ДТП за сутки дежурства, представляются соответствующие доклады по подчиненности, готовятся и корректируются специальные оперативные планы по реагированию на чрезвычайные ситуации. Осуществляется обмен информацией о наличии состава, состоянии и возможностях сил и средств постоянной готовности, обобщенными данными за сутки о возникших ЧС, принятых мерах по их ликвидации и предупреждению.

3.4.2. ЕДДС переводится в высшие режимы функционирования (по­вышенной готовности или чрезвычайной ситуации), когда для ликвида­ции угрозы или самой ЧС требуются совместные действия трех и более городских ДДС.

3.5. ЕДДС городских районов в высшие режимы переводятся в том случае, когда на их территории возникла угроза или произошла чрезвычайная ситуация, требующая совместных действий городских ДДС.

3.6. Источниками информации для ЕДДС могут быть:

– взаимодействующие городские ДДС;

– диспетчерские службы потенциально опасных объектов;

– население (в порядке личной инициативы);

– средства массовой информации.

3.7. Прием первичной информации об угрозе или возникновении ЧС, в том числе ДТП, от населения организуется в ЕДДС, обеспечивается только в ЕДДС и во входящих в ее состав ДДС.

3.8. При этом ЕДДС от других ДДС передается (принимается) информация только о таких ЧС, реагирование на угрозу и возникновение которых потребует совместных действий трех и более ДДС. По возможности информация передается по нескольким видам связи.

Конкретный состав информационных показателей, формы, критерии и порядок их представления определяются двусторонними соглашениями об обмене информацией между ДДС, входящими в ЕДДС.

3.9. Объединенная диспетчерская служба ЕДДС анализирует и распространяет первичную информацию о ЧС между входящими в ее состав ДДС. Вся информация, поступающая в ЕДДС, анализируется главным оперативным дежурным и дежурной сменой. В зависимости от масштаба ЧС, характера принятых мер и высказанных предложений (просьб) по каждому принятому сообщению принимаются установленным порядком необходимые решения. ЕДДС обобщает полученные данные обстановки, готовит рекомендации по совместным ДДС и доводит подготовленную информацию до всех служб, привлекаемых к ликвидации ЧС или ее угрозы.

Необходимым условием такого подхода является введение единой системы позывных сигналов в масштабах города (зоны).

3.10. Для передачи информации о ДТП могут быть использованы:

– телефоны;

– СВ-радио;

– ведомственные радиосети организаций, использующих или обслуживающих дороги;

– специальные устройства экстренной связи, расположенные вдоль дорог, использующие проводные линии или радиосети (например, система СОС, проходящая опытную эксплуатацию на МКАД).

3.11. Системы связи и оповещения о ДТП включают следующие основные элементы:

– отслеживание маршрутов и состояния движения транспортных средств, в том числе с помощью телевизионных камер на сложных и опасных перекрестках;

– двусторонняя связь;

– автоматическое определение местоположения транспорта на дороге;

– автоматическая аварийная сигнализация;

– обнаружение дорожно-транспортных происшествий.

Необходимость создания и внедрения таких систем для условий РФ с большой протяженностью дорог между населенными пунктами особенно актуальна.

3.12. Оперативные средства радиосвязи могут располагаться на транспортных средствах, используемых в пассажирских перевозках, на магистральных федеральных дорогах и в городах, а также на автотранспорте дорожно-эксплуатационных служб. Для оперативной регистрации радиосигнала необходима стационарная радиосистема, которая может располагаться в пунктах ГИБДД или дорожно-эксплуатационных управлениях (ДЭУ), где должно быть обеспечено гарантированное обнаружение радиосигнала о ДТП, оперативное планирование и координация мер по оказанию помощи пострадавшим.

3.13. На федеральных магистралях может использоваться радиотелефонная связь в целях передачи информации о ДТП, произошедшем в границах города и его окрестностях.

3.14. Актуальным является вопрос получения информации от абонентов СВ-диапазона. В отличие от сотовых телефонов, СВ-радиостанция не требует наличия наземной сети ретрансляторов для проведения сеанса радиосвязи. Однако в силу особенностей распространения радиоволн в данном диапазоне частот устойчивая радиосвязь автомобильной радиостанции мощностью 4 Вт с базовой радиостанцией возможна на расстоянии 2-10 км в условиях городской застройки или пересеченной местности и на расстоянии 5-15 км на равнине.

3.15. Среди услуг связи, оказываемых гражданам Российской Федерации, приоритетное значение имеет вызов экстренных служб по единому номеру 112 (01).

3.15.1. Основным документом, регламентирующим процесс применения единого номера помощи в экстренной ситуации 112, является постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2004. № 894 «Об утверждении перечня экстренных оперативных служб, вызов которых круглосуточно и бесплатно обязан обеспечить оператор связи пользователю услугами связи, и о назначении единого номера вызова экстренных оперативных служб», в соответствии с которым номер 112 устанавливается в качестве единого номера вызова экстренных оперативных служб на всей территории Российской Федерации начиная с 01.01.2008 г.

3.15.2. «Правила оказания услуг подвижной связи», утвержденные Правительством Российской Федерации и введенные в действие с 01.01.2006 г., обязывают операторов связи обеспечивать абоненту вызов экстренных оперативных служб, который бесплатно и круглосуточно предоставляется посредством набора номера (номеров), единого на всей территории Российской Федерации для соответствующей службы (служб).

3.15.3. Правительство Российской Федерации 06.04.2006 г. приняло следующее решение: Министерство информатизации и связи России совместно с МЧС России и Минэкономразвития России, с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, разработало концепцию создания системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер 112 на базе единых дежурно-диспетчерских служб муниципального образования. Положительное влияние на эффективность применения единого номера 112 могут оказать практические решения концептуального положения о том, что операторы подвижной связи должны не только обеспечивать соединение, но и автоматически передавать в службу экстренный номер телефона и данные терпящего бедствие абонента, а также его координаты, что соответствует выполнению так называемой Европейской сервис-функции Е-112 на территории Российской Федерации.

Наши рекомендации