Урок как основная форма организации обучения экологии
Урок — основная форма организации учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе. В системе уроков каждый урок может быть рассмотрен как отдельное звено. Предшествующий урок должен быть связан с последующим уроком. Эта связь проявляется на уровне учебно-воспитательных задач и содержания урока и определяется преемственностью в развитии знаний и умений школьников, а также в применении методов и средств обучения экологии. Организация и проведение любого урока характеризуются определенными признаками. Урок проводится в специально оборудованном кабинете в соответствии с утвержденным расписанием, с постоянной группой учащихся (коллективом учащихся — классом). Эти организационные признаки присущи урокам по всем школьным предметам. Специфика же уроков экологии определяется особенностями содержания данного школьного предмета. Педагог-эколог С.Н.Глазачев отмечает: «Вслед за коррекцией цели — не формирование знаний в области экологии, а формирование целостного мировоззрения, преодоление отчужденности личности от природы и социума изменяется и вся система средств достижения цели». Именно поэтому в учебно- воспитательных задачах урока доминируют воспитательные задачи. При обучении экологии происходит социализация личности. Развитие личности совершается в деятельности, в общении с людьми и природой. Изучение экологии в школе способствует развитию понимания учащимися природы как единого целого, как сложной системы с множественными взаимосвязями ее элементов. Вместе с тем изучение экологии невозможно без опоры на усвоенные школьниками методологические знания и умения, без создания усло- вий, обеспечивающих приобретение новых знаний с помощью современных информационных образовательных технологий. Необходимость развития у учащихся гибкости ума и мобильности, определяющих стиль экологического мышления, сопряжена с применением на уроках экологии личностно ориентированных педагогических технологий, содействующих становлению активной позиции ученика при усвоении содержания экологии. На уроках экологии широко организуется деятельность учащихся по решению ситуационных задач и выполнению творческих заданий, требующих аргументации, высказываний собственного мнения, проявления личного отношения и принятия самостоятельных и ответственных решений. В зависимости от учебно-воспитательных задач и учебной темы уроки экологии могут проводиться как экологические тренинги, деловые игры и как уроки, связанные с выполнением экологических проектов и их презентаций. На уроках экологии значительно увеличена доля лабораторных и практических работ, содействующих развитию не только учебной деятельности, но и научно-исследовательской, творческой деятельности, обеспечивающих взаимосвязь теоретических и практических знаний по экологии. 23 Типология уроков экологии. В практике обучения экологии проводятся уроки, различающиеся по своей структуре, учебно-воспитательным и дидактическим задачам, по применяемым методам и средствам обучения. В дидактике и методике обучения экологии определены разные типы и виды уроков. За основу классификации принимаются различные критерии, например: местоположение урока в учебной теме; дидактические задачи; формируемые на уроке понятия; ведущие методы обучения; характер познавательной деятельности учащихся. При классификации уроков биологии И.Д. Зверев, исходя из дидактических задач, предложил типы уроков, вводный, урок изучения нового материала, обобщающий и учетно-проверочный. На основе учета источника знаний, характера деятельности учителя и познавательной деятельности учащихся он выделил такие виды уроков, как объяснительный, лабораторный, киноурок, зачетный, урок-семинар. В более обобщенном виде классификация уроков биологии была предложена Н.М. Верзилиным. Он различал уроки вводные, уроки, раскрывающие основное содержание, и обобщающие уроки. Он считал, что выделение видов уроков неубедительно и условно (уроки первичного ознакомления, усвоения новых знаний, учета и контроля и т.д.), поскольку элементы каждого из видов уроков могут присутствовать как в вводных уроках, так и в раскрывающих основное содержание и в обобщающих уроках. В настоящее время в практике обучения широко представлены уроки, называемые нетрадиционными. Это уроки, на которых проводят ролевые или деловые игры, а также уроки в виде семинаров, викторин, учебных конференций, защиты учебных проектов. Применение разнообразных видов уроков обогащает учебно- воспитательный процесс и стимулирует развитие познавательного интереса учащихся к экологии. Вместе с этим нельзя злоупотреблять нетрадиционными видами уроков, поскольку только сочетание разных типов и видов уроков может содействовать успешному обучению и воспитанию учащихся. Виды планирования учебно-воспитательного процесса по экологии. Планирование учебного процесса по экологии может быть трех видов: годовое, тематическое и поурочное. Годовое (перспективное) планирование отражает распределение во времени всех тем учебного предмета. Оно представляет собой перечень учебных тем с указанием времени, отводимого на их изучение, предполагает обязательный учет сроков каникулярного времени, праздничных и нерабочих дней. В рамках годового планирования учебно-воспитательного процесса по экологии определяются сроки закладки опытов, подготовка длительных по времени экспериментов, примерные даты проведения экскурсий. Тематическое планирование представляет собой интерпретацию учебной программы, которая предполагает структурированное изложение программного материала. Как правило, планирование оформляется в виде таблицы: Название учебной темы (количество часов) Таблица 3 № урока Основные понятия на уроке Лабораторные работы, опыты Средства обучения Вид урока По сравнению с программой в планировании могут быть отклонения в количестве часов, затрачиваемых на изучение той или иной темы, в пределах 1 — 2 ч. Тематическое планирование составляется либо самим учителем, либо используется готовое, варианты которого периодически публикуются в научно-методичес- ких журналах и методических пособиях. Поурочное планирование (конспект урока) представляет собой теоретическую модель урока с подробным изложением учебно-воспитательных задач, содержания с указанием методов обучения, методических приемов и средств обучения экологии, применяемых на каждом конкретном этапе урока. (Подробно о конспекте урока см. подразд. 5.4). Элективные курсы дополняют содержание профильного курса (например, расширяют или углубляют этот курс в естественнонаучном профиле), развивают содержание одного из базовых курсов, удовлетворяют познавательные интересы школьников, вооружают знаниями, необходимыми для профессиональной ориен- тации в прикладных областях науки (в частности, в прикладных областях экологии). Вместе с тем элективные курсы не должны быть узкоспециализированными или носить популяризаторский характер. В противном случае своим содержанием они не будут соответствовать целевым установкам на формирование у учащихся социальных и интеллектуальных умений универсального характера. Однако помимо элективных курсов, согласно концепции профильного обучения, важны учебные практики, проекты, исследовательская деятельность, спецпрактикумы, модули по выбору, спецкурсы или курсы углубленного изучения. Главное назначение элективных курсов — «поддерживать» основные профильные курсы на заданном стандартом уровне. 24 В методике обучения экологии можно выделить две основные группы элективных курсов: 1. Элективные курсы неспециального назначения, способствующие расширению кругозора, развитию способностей и познавательных интересов учащихся. 2. Элективные курсы специального назначения (элективные спецкурсы, элективные спецальные практикумы), направленные на внут- рипрофильную специализацию обучения в рамках естественно- научного профиля. Элективные спецкурсы — курсы, углубляющие отдельные разделы и темы учебной программы и предназначенные для устранения пробелов знаний в усвоении профильного курса. Элективные спецпрактикумы призваны вырабатывать у учащихся умения и навыки, необходимые для работы в области элементарных экологических исследований (например, овладение методами экологических исследований). Элективные курсы в совокупности с базовыми общеобразовательными и профильными курсами составляют для каждого ученика индивидуальную образовательную траекторию. Понятие «метод обучения». Метод (от греч. methodos — путь, способ) — совокупность приемов или операций освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи. Всякий метод является системой осознанных последовательных действий человека, приводящих к достижению заданного результата, соответствующего поставленной цели. Следовательно, любой метод предполагает осознанную цель, без чего вообще невозможна целенаправленная деятельность человека. Любой метод в действии предполагает поставленную цель, включает соответствующую этой цели деятельность, необходимые средства достижения цели. Методы обучения отличаются от методов, применяемых в любой другой сфере деятельности человека, так как обучение — процесс двусторонний: он складывается из взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся. Определение понятия «метод обучения» должно исходить из признания единства деятельности учителя и учащихся, т.е. характеризовать эту деятельность. Кроме того методы обучения предусматривают усвоение тех или иных компонентов содержания и определяют тот или иной способ деятельности учащихся и учителя. Методы обучения призваны обеспечить усвоение всех компонентов содержания экологического образования, способствовать развитию и воспитанию личности ученика. Исследуя проблему методов обучения, известные педагоги И.Я.Лернер и М. Н.Скаткин подчеркивали, что методы обучения имеют внешнее и внутреннее проявление. Внешнее проявление методов (его форма) обусловлено влиянием источника знания и связано либо со словом (словесные методы), либо с образом изу- чаемого объекта или его изображением (наглядные методы), либо с выполняемыми действиями (практические методы). Внутренняя сторона метода (его содержание) связана с характером познавательной деятельности учащихся, их самостоятельностью и активностью в процессе обучения. выражающих отдельные действия учителя и учащихся в процессе обучения.