Практическая работа №2 «Аутэкология - экология особи»
1. Изучение влияния абиотических факторов на организм
Цель работы: выяснить, оказывают ли влияние абиотические факторы на организм.
Материал и оборудование:черенки колеуса; цветочные горшки.
Ход работы
1. Укорените четыре одинаковых черенка колеуса, взятых с одного
растения. В качестве черенков используйте боковые побеги с тремя узлами. С двух нижних узлов листья удалите, а на верхнем узле оставьте. Черенки колеуса хорошо укореняются в воде при комнатной температуре. Когда корни достигнут длины 2 см, черенки пересажтвают в керамические горшки, заполненные почвой, а 3 и 4 – плодородной, богатой перегноем почвой. Черенки в горшках 1-и 3 размещают у окна, желательно южной экспозицией необходима дополнительная подсветка электролампами. Черенки в горшках 2 и 4 на расстоянии 3-4 м от окна. Первые три дня все черенки поливают обильно, а затем-черенки в горшках 1 и з поливают умеренно, по мере высыхания кома почвы.
2. Ведите наблюдение за ростом и развитием растений. Результаты
наблюдений каждую неделю заносите в таблицу
Таблица
Влияние различных абиотических факторов на рост и развитие черенков колеуса
Наблюдаемые результаты | Варианты опыта | Примечание | |||
Высота растения | |||||
Число листьев | |||||
Размер листьев | |||||
Окраска листьев |
3. Через шесть недель наблюдений сделайте вывод.
Литература
1. Практикум по экологии и охране окружающей среды [Текст] : учеб. пособие / Под ред. В.И. Федотова. - Воронеж : Воронеж. гос. ун-т, 1997. - 304 с.
2. Биримжанова, З.С. Сборник задач и упражнений экологического содержания. учеб. изд. / под ред. И.Э. Сулейменова. - Алматы : "Казак университетi", 2004. - 106 с. - 480.00 тг.
3. Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология в вопросах и ответах: Учебное пособие –Ростов н / Дону: Феникс,2002 г.
Практическое занятие №3 «Демэкология- экология популяций»
Цель работы: познакомить студентов с простейшими методами подсчета плотности популяции на основе знаний о популяции и критериях вида.
Материал и оборудование: рулетка или другой инструмент для определения площади.
Ход работы
Метод полного учета особей популяции (применяется для подсчета крупных и хорошо заметных объектов).
Плотность популяции
Представьте себе, что вы живете в горах и являетесь одним из 200 людей, которые живут на площади в 1000 кмІ. Разделите число людей на число квадратных километров. Плотность населения составит 2 человека на 1 кмІ. Можно также вычислить, какая площадь приходится на одного человека. В нашем примере это будет 1000:200=5 кмІ на человека
а. Предположим, что население большого города 7 млн. человек, а площадь 300 кмІ. Какова плотность населения на 1 кмІ?
б. Вы можете использовать эту формулу, чтобы вычислить плотность населения в вашей аудитории, доме, квартире.
Моя аудитория ______________ кв.м.
Количество студентов плюс преподаватель __________ чел.
Аудитории вмещает _________ человек на 1 кв. м.
Задания:
1.Вычислите плотность популяции в вашем аквариуме, разделив его объем на число улиток.
2. Почему ученые считают, что демографический взрыв на юге может привести к катастрофическим экологическим последствиям для всей планеты?
(Ответ: взрывной рост численности населения вызывает тяжелые экологические последствия: давление на местные экосистемы (вырубку лесов, истощение и эрозию почвы, иссушение водоемов, опустынивание), нехватку продовольствия, локальные войны, обнищание, социальные потрясения, массовые миграции населения.)
Литература
1. Практикум по экологии и охране окружающей среды [Текст] : учеб. пособие / Под ред. В.И. Федотова. - Воронеж : Воронеж. гос. ун-т, 1997. - 304 с.
2. Биримжанова, З.С. Сборник задач и упражнений экологического содержания. учеб. изд. / под ред. И.Э. Сулейменова. - Алматы : "Казак университетi", 2004. - 106 с. - 480.00 тг.
3. Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология в вопросах и ответах: Учебное пособие –Ростов н / Дону: Феникс,2002 г.
4. Ишмухамедова Н. Изучение курса: «Познание мира с основами экологии».-Алматы, 2000.– 112 с
Практическое занятие №4 «Синэкология -экология сообществ».
Цель занятия: усвоить понятие экосистемы и ее средообразующей функции (заключается в преобразовании физико-химических параметров среды в результате процессов жизнедеятельности).
Ход работы:
1. Рассмотрите трех представителей растительного мира: ксерофит суккулент (кактус, алоэ), гидрофит (элодея), гигрофит –живущий при повышенной влажности почвы и воздуха (паоротник, монстера). При этом:
а) отметьте особенности внешнего строения, характерные для этих растенй;
б) из курса биологии вспомните, какие особенности внутреннго строения предлагаемых растений связаны с условиями обитания.
3. Сделайте вывод по работе.
Литература
1. Практикум по экологии и охране окружающей среды [Текст] : учеб. пособие / Под ред. В.И. Федотова. - Воронеж : Воронеж. гос. ун-т, 1997. - 304 с.
2. Биримжанова, З.С. Сборник задач и упражнений экологического содержания. учеб. изд. / под ред. И.Э. Сулейменова. - Алматы : "Казак университетi", 2004. - 106 с. - 480.00 тг.
3. Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология в вопросах и ответах: Учебное пособие –Ростов н / Дону: Феникс,2002 г.