Правовые регулирование охраны земель. Цели и задачи охраны земель

Государственное регулирование земельных отношений является одним из важнейших институтов земельного права, обеспечивающим организацию рационального использования земель и их охрану посредством экономико-правовых методов. Оно направлено на развитие экономики, на эффективное использование земельных ресурсов в интересах укрепления экономической базы Республики Казахстан .

Юридическим основанием государственного регулирования земельных отношений является суверенная политическая власть, обеспечивающая территориальное верховенство и право собственности на землю в пределах государственной территории республики. Все это дает право нашему государству регулировать многообразие земельных отношений, осуществлять планирование использования земельных ресурсов и обеспечивать действенный контроль за ходом земельных преобразований.

Государственное регулирование земельных отношений представляет собой исполнительно-распределительную деятельность государства, выражающуюся в осуществлении его правомочий по управлению земельными ресурсами страны через органы государственного управления общей и специальной компетенции.

ЗК непосредственно предусматривает целый ряд исключений и оговорок в отношении принципа справедливой компенсации, препятствующих возможности полного удовлетворения имущественных интересов собственника в рамках компенсационного механизма. Данное противоречие должно получить свое разрешение путем нормативных изменений; обобщения судебной практики и дачи нормативного разъяснения; разработки методики исчисления, определения временных и количественных параметров понятия «упущенной выгоды» с учетом форм деятельности на изымаемом земельном участке.

При анализе сущности и нормативных параметров земельных сервитутов обосновывается, что обременения и ограничения, составляющие содержание сервитута, не должны приводить к невозможности использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением, к существенному изменению вида, профиля основной деятельности на земельном участке. ЗК допускает исключения из этого основополагающего правила (ст. 69 ЗК). Это противоречит природе сервитута. Если установление публичного сервитута приводит: а) к невозможности использования земельного участка в соответствии с его конкретным целевым назначением; б) исключает всякую возможность использования земельного участка, то у собственника должно возникнуть право на следующие соответствующие требования: а) на компенсацию в рамках сервитутных отношений и изменение по своему выбору вида деятельности на земельном участке (конкретного целевого использования), исходя из характера обременении, составляющих содержание сервитута; б) на полную компенсацию и другой равноценный земельный участок в рамках института изъятия (выкупа)

Органами общей компетенции являются исполнительные органы республики, компетенция которых в области регулирования земельных отношений носит территориальный характер и не ограничена ни отдельными категориями земель, ни характером ведомственной подчиненности субъектов права на землю. К таким органам относятся Правительство Республики Казахстан, местные исполнительные органы - областные, районные, городские, поселковые, аульные и сельские исполнительные органы.

Органами специальной компетенции являются исполнительно-распорядительные органы, компетенция которых в области регулирования земельных отношений ограничена конкретными функциональными обязанностями или землями, находящимися в пользовании подведомственных организаций. К таким органам относятся министерства, комитеты и ведомства Республики Казахстан.

Основными функциями государственного регулирования земельных отношений являются:

 определение целевого назначения земель, перевод их из одной категории в другую;

 планирование использования земель;

 предоставление и изъятие земель, создание и развитие рынка недвижимости;

 охрана земель и контроль за их использованием;

 осуществление землеустройства, мониторинга и ведение государственного земельного кадастра;

 обеспечение исполнения земельного законодательства.

При определении целевого назначения земель учитываются те свойства земли, которые наилучшим образом обеспечивают данную область хозяйственной деятельности. В этих целях осуществляется зонирование территории, основной задачей которого является определение целевого режима использования земель и отнесение их к соответствующей категории (сельскохозяйственного назначения; населенных пунктов; промышленности, транспорта, связи, обороны и иного несельскохозяйственного назначения; особо охраняемых природных территорий; лесного фонда; водного фонда; запаса). В случае возникновения экономической, социальной или экологической необходимости изменения целевого назначения земель перевод их из одной категории в другую осуществляют исполнительные органы в соответствии с их компетенцией.

Планирование использования земель имеет многоаспектный характер. Оно прежде всего выражается в программировании со стороны государства отдельных сторон использования и охраны земель. Законодательством предусматривается разработка республиканских и региональных программ по рациональному использованию земель, повышению плодородия почв, охраны земельных ресурсов в комплексе с другими природоохранными мероприятиями. Этой же цели, но с хозяйственно-экономической направленностью подчинена разработка схем землеустройства.

Государство, решая те или иные задачи развития экономики страны, по мере необходимости перераспределяет земли между хозяйствующими субъектами. Эти действия реализуются посредством предоставления и изъятия (выкупа) земельных участков. Порядок и условия осуществления данного процесса устанавливаются законодательными актами. Охрана земель является одной из главных задач, регулируемых государством. Она включает систему правовых, организационных, экономических, технологических и других мероприятий, направленных на охрану земли как части окружающей природной среды, на рациональное использование земель, предотвращение их необоснованного изъятия из сельскохозяйственного и лесохозяйственного оборота, а также на восстановление и повышение плодородия почв.

Осуществлению этих задач способствует своевременный государственный контроль за использованием и охраной земель, задачами которого являются обеспечение надлежащего исполнения земельного законодательства, выполнение мероприятий по рациональному использованию и охране земель государственными органами, юридическими лицами, должностными лицами и гражданами. Контроль за использованием земли позволяет государству своевременно выявлять и устранять отрицательные последствия в связи с нарушением собственниками и землепользователями экологических и природоохранных нормативов и правил использования земель или с ненадлежащим, неправильным распределением земель между хозяйствующими субъектами. Государственный контроль за использованием и охраной земель является всеобщим, охватывает все категории земель и распространяется на всех пользователей земли. Он осуществляется местными исполнительными органами, органами по управлению земельными ресурсами, охраной природы и другими уполномоченными на то органами.

Наши рекомендации