Компетентностный подход к обучению экологии
Компетентность и компетенция: подходы к определению. Сравнительная характеристика ОУУНов и ключевых компетенций. Приемы формирования ключевых компетенций. Экологические компетенции выпускников основной общеобразовательной школы. Сравнительная характеристика компетентностного и некомпетенстного экологического образования школьников.
Особенности профессиональной деятельности педагога-эколога. Экология как самостоятельный учебный предмет не включен в федеральный компонент базисного учебного плана общеобразовательной школы. Экология включена только в школьный компонент, и поэтому как отдельный самостоятельный предмет экология преподается только в некоторых школах, что не способ- ствует реализации идеи обязательного, всеобщего и непрерывного экологического образования. Тем не менее, профессиональная деятельность педагога-эколога широко востребована в плане экологического образования при любой модели его построения (однопредметной, многопредметной, смешанной) в общеобразовательной школе, в системе дополнительного образования, в учреждениях начального и среднего профессионального образования. На современном этапе развития общества педагогическая деятельность приобретает системно- целостный характер. Педагог в области экологического образования должен овладеть экологией не только как предметной областью, но и как определенной сферой культуры, к которой он готов приобщать своих учеников. Деятельность учителя основывается на знаниях и умениях о том, как нужно осуществлять будущий, еще не реализованный в действительности образовательный процесс. Для того чтобы выступать в качестве субъекта педагогической деятельности, учитель должен овладеть педагогическими установками, направленными на развитие личности ученика. Кроме этого, педагог-эколог должен уметь проектировать собственную педагогическую деятельность, основываясь на собственном педагогическом опыте. Квалификационная характеристика педагога-эколога. В структуру квалификационной характеристики педагога-эколога входят такие показатели, как готовность: • решать разные профессиональные задачи в условиях реальной практики образовательной школы; • конструировать содержание обучения экологии в рамках базисного учебного плана общеобразовательных учреждений России; • обучать и воспитывать учащихся с учетом специфики экологического знания и видов экологической деятельности; • содействовать формированию у учащихся общей и экологической культуры, их подготовке к осознанному выбору профиля и последующему обучению в профильной школе; • использовать разнообразные приемы, методы и средства обучения экологии; • обеспечивать уровень подготовки школьников, соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта; • использовать современные технологии сбора и обработки экспериментальных данных в соответствии с проблемой исследования в области экологического образования. Помимо этого, для каждого учителя важно осознавать необходимость соблюдения прав и свобод учащихся, предусмотренных Законом Российской Федерации «Об образовании», Конвенцией о правах ребенка, а также обеспечивать охрану жизни и здоровья учащихся. Помимо собственно преподавания в состав профессиональной деятельности специалиста в области экологического образования входят научно-исследовательская, воспитательная, культурно-просветительская, природоохранная работа. Научно-исследовательская деятельность педагога-эколога предполагает его участие в исследованиях проблем экологического образования, владение основными методами педагогических исследований, приобретение новых знаний с помощью современных информационных образовательных технологий. Профессиональные функции педагога-эколога. Специалист в области экологического образования должен быстро реагировать на изменения социального заказа общеобразовательной школе, на процессы, связанные с изменением содержания и целей экологического образования, с новациями в педагогической теории и практике. Для этого ему необходимо овладеть информационной, воспитательной, организационной, творчески конструктивной, контролирующей, прогностической, исследовательской, са- мообразовательной и коммуникативной функциями. Воспитательная функциях при отчужденности личности ученика от природы и социума обеспечение психологической и педагогической коррекции личности в ее взаимодействии с природой и обществом; формирование научно-гуманистического мировоззрения и экологической культуры. Информационная функция: передача социального опыта человечества в области взаимодействия с живой природой, аргументированное обоснование экологического знания. Исследовательская функция: исследование компонентов образовательного процесса для повышения его эффективности, анализ собственной педагогической деятельности. Коммуникативная функция: построение взаимоотношений с учащимися, их родителями и коллегами на основе педагогического такта, взаимопонимания и взаимоуважения. Контролирующая функция: оценивание меры деструктивности системы «личность — среда», психолого-педагогическая диагностика, анализ полученных результатов и их соотнесение с поставленными задачами. Оценивание компонентов и условий образовательного процесса. 6 Организационная функция: организация образовательной среды и образовательного процесса путем создания авторских личностно ориентированных методик, применения современных педагогических технологий. Прогностическая функция: прогнозирование результатов образовательного процесса и изменений, происходящих на уровне коллектива учащихся и отдельной личности. Самообразовательная функция: изменение собственных позиций, выбор новых форм, методов и средств экологического образования, применение новых личностно ориентированных педагогических технологий в условиях развивающейся педагогической науки и практики. Анализ собственного педагогического опыта с целью развития своих творческих способностей. Творчески-конструктивная функция: проектирование образовательного процесса и различных форм обучения экологии и экологического образования, проектирование и создание авторской методики обучения экологии, дидактических материалов; педагогическая интерпретация социальных и экологических явлений, перевод общественных целей на педагогические цели и задачи. Требования к личности учителя. Главное качественное свойство личности педагога — его профессионально-педагогическая направленность, в основе которой лежит система ведущих мотивов педагогической деятельности. Педагогическая направленность рассматривается как фундамент для формирования основных свойств и качеств личности учителя; как призвание к педагогической деятельности; как динамическое образование, формирующееся в процессе становления профессиональной компетентности; как показатель ценностно-мотивационного отношения к педагогической деятельности. В связи с этим одним из главных свойств личности педагога-эколога выступает эколого-педагогическая направленность. Требования к личности педагога-эколога исходят из понимания того, что личность человека — свободная и развивающаяся система; из признания гуманистической и культурологической сущности экологического образования и приоритетного развития тех качеств личности, которые важны с точки зрения профессиональной значимости. Для педагога в области экологического образования важны такие качества, как критичность, самостоятельность и гибкость мышления, творческая активность и индивидуальность, целеустремленность, развитое чувство справедливости, требовательность и ответственность, чуткость и доброжелательность в общении с людьми. В настоящее время для учителя особую важность имеет потребность в непрерывном образовании и самообразовании.