Цель, инструменты и средства экологической политики
Цели экологической политики формулируются предельно конкретно (например: «достижение такого качества поверхностных вод реки, озера, при котором оно будет определяться как пригодное для рыболовства и купания», «сохранение морской экосистемы в Северном море»). Одновременно может ставиться лишь небольшое число целей. Выбор целей ведется в формах дискуссий на специальных конференциях, в средствах массовой информации, в ходе избирательных кампаний, на сессиях парламентов. Выбор целей определяется в виде получения той или иной политической силой, имеющей экологическую программу, доверия избирателей и закрепляется принятием целевых программ.
Такой порядок выбора целей разительно отличается от все еще практикующегося в России принятия громоздких и расплывчатых программ, не обеспеченных ресурсами для их выполнения.
«Экологические инструменты» — это средства стимулирования, такие, как разрешения, специальные сборы, займы, участие в расходах, земельные отводы, технические консультации, и средства воздействия: критика в печати и других средствах массовой информации, административные и судебные предупреждения, гражданские и уголовные иски, экономические санкции, штрафы, отзыв разрешений на выполнение работ.
Контроль является основным средством реализации экологической политики на стадии выполнения принятых решений. Он охватывает все категории (вода, воздух, твердые отходы, шум и другие физические поля), источники загрязнения (стационарные, мобильные, рассеянные), все частные, муниципальные и государственные предприятия. Ситуация контроля определяется как сочетание деятельности, воздействующей на окружающую среду, и комплекса «экологических инструментов», применяемых к этой деятельности для соблюдения законодательства и нормативов [ 167]. В контроле принимают участие государственные организации, предприятия и коммерческие объединения, страховые компании и фирмы, группы заинтересованной общественности, суды. Каждый участник контроля выполняет свои функции.
5.Функции государственных организаций, таких, как Агентство по окружающей среде и окружные органы контроля над качеством воздуха (США), органы водного контроля (Великобритания), включают:
■ регламентирование деятельности, влияющей на окружающую среду, путем установления нормативов и доведения их до предприятий;
■ надзор за выбросами и сбросами, контроль качества окружающей среды, проверка достоверности данных самоконтроля экологически опасных производств, выявление нарушений;
■ вынесение распоряжений о порядке и характере мероприятий, направленных на устранение нарушений;
■ наложение санкций в случае нарушений;
■ заключение соглашений о сотрудничестве с экологически опасными предприятиями;
■ содействие проведению экологических ревизий;
■ предание гласности позитивного и негативного опыта экологически опасных производств и обеспечение доступа к информации об их работе;
■ разработку и внедрение системы реагирования на сигналы с мест;
■ содействие внедрению экологически прогрессивных технологий путем предоставления предприятиям льгот на период внедрения.
Функции предприятий и коммерческих объединений:
■ регламентирование производственных процессов, доведение требований до рабочих мест с целью соблюдения предприятием требований охраны окружающей среды;
■ самоконтроль качества входящего сырья, выбросов и отходов;
■ заключение соглашений о сотрудничестве с регулирующими органами, проводящими экологические ревизии;
■ производство оборудования для контроля и очистки («экологическая индустрия»).
«Экологическая индустрия» стала одним из наиболее динамично развивающихся секторов современной экономики. Суммарный оборот мирового рынка очистного и контрольного оборудования составил в 1996 г. 743 млрд немецких марок, в перспективе ожидался рост до 935 млрд в 2000 г. и 1192 млрд в 2005 г. При этом на США и Японию приходится 19% объема производства, на Германию (многолетнего лидера в данной области) — 18%. В Германии в охране окружающей среды в 1998 г. было занято 1,3 млн чел. (3,6% всех работающих), тогда как в машиностроении — 1,15 млн. Предприятия также могут играть роль консультантов в отношении использования контрольного и очистного оборудования.
Функции страховых компаний и фирм:
■ требование проведения экологического аудита в качестве обязательного условия предоставления страхового покрытия, особенно при заключении крупных сделок;
■ различные виды предварительного регламентирования работы предприятий до предоставления им страхового покрытия, по результатам экологического аудита. Заинтересованность страховых компаний и фирм в проведении экологического аудита связана с необходимостью руководствоваться при определении размеров страховых платежей (страхование гражданской ответственности предприятий) объективными данными о вероятности тех или иных аварий, наносящих ущерб окружающей среде и здоровью населения [ИЗ].
Экологический аудит проводится при купле-продаже недвижимости, при решении вопросов финансирования проектов развития территорий.
В России, согласно законодательству, под экологическим аудированием понимается предпринимательская деятельность по проведению независимых вневедомственных мероприятий (обязательных или инициативных), по сбору и оценке информации об эколого-экономическом положении аудируемого предприятия, выполнении им требований экологического законодательства, реализации планов природоохранной деятельности, обеспечении экологической безопасности. В результате аудирования составляется заключение о правильности ведения учета и достоверности бухгалтерской отчетности о платежах за приро допользование и загрязнение окружающей среды, о показателях экономической эффективности природоохранной деятельности, о соответствии нормативов природоохранной деятельности предприятия его экологическому паспорту (или заявлению о воздействии на окружающую среду).
Функции групп заинтересованной общественности:
■ регламентирование землепользования, включая размещение экологически опасных предприятий, что реализуется в форме общественных слушаний при проведении ОВОС и местных референдумов;
■ надзор за деятельностью экологически опасных частных и государственных предприятий;
■ участие в совместных группах с частными предприятиями и государственными органами в выработке нормативов и процедур надзора;
■ возможность выступать в судебном порядке (в случае нанесения ущерба окружающей среде и здоровью населения) против экологически опасных частных и государственных предприятий и государственных регулирующих органов (если группа заинтересованной общественности считает их деятельность недостаточно эффективной).
Функции судов:
■ определение виновных в нарушениях, связанных с нанесением ущерба окружающей среде и здоровью населения, и наложение предусмотренных законами судебных санкций;
■ определение законности и целесообразности экологических нормативов (что предусматривает право обжалования предприятиями решений государственных природоохранных органов о регламентации их работы);
■ определение того, выполняет ли регулирующий орган возложенные на него функции.
При такой системе отношений все участники (население, предприниматели, государственные природоохранные органы) находятся в ситуации взаимного контроля, при равных юридических правах и объективно не совпадающих интересах.
6.Организация охраны окружающей среды в современной России.Закон Российской Федерации об охране окружающей среды, принятый в декабре 1991 г., стал законодательным актом прямого действия, в отличие от прежних законов, которые лишь определяли некоторые общие принципы, тогда как реальная практика регулировалась инструкциями и другими подзаконными актами. Закон возлагает на органы ох- раны окружающей среды контроль над соблюдением законодательства, а на предприятия, осуществляющие природопользование, — административную и уголовную ответственность за его соблюдение. Основная функция природоохранных органов — комитетов (республиканских и городских) и территориальных инспекций (в городах и районах) заключается в проверках соблюдения природоохранного законодательства предприятиями, независимо от их форм собственности и организационно-правовых форм, в предварительной экологической экспертизе проектов. При проверках контролируется наличие и исправность очистного оборудования, наличие разрешений на выбросы и сбросы, складирование токсичных отходов и других опасных веществ, состояние трубопроводов и других потенциально опасных объектов. По итогам проверок составляются обязательные для исполнения предписания, за их невыполнение накладываются штрафы. Природоохранные организации участвуют в расследовании производственных аварий, приведших к загрязнению окружающей среды, выявляют виновников и привлекают их к административной или уголовной ответственности.
На протяжении 1990-х и 2000-х годов природоохранные органы неоднократно реорганизовывались, при этом общей тенденцией было понижение их статуса, сокращение финансирования и объемов природоохранных работ, численности инспекторского состава. С началом экономического подъема стали расти выбросы и сбросы загрязняющих веществ, твердых отходов. В то же время число проведенных проверок предприятий и нарушений, выявленных с 1999 по 2002 г., сократилось более чем в пять раз; с 2001 г. в стране не создано ни одного нового заповедника или национального парка. За всем этим угадываются прежде всего ресурсные олигархические структуры, работающие на принципах «дикого» рынка. В этих кругах созрела концепция «грязного подъема» — обеспечения экономического роста за счет масштабного перехвата инвестиций на вывод из стран Европейского союза экологически «грязных» производств, обслуживаемых иммигрантами. Однако возможность реализации «грязного подъема» в условиях вхождения в международные и прежде всего европейские экономические структуры, ратификации и вступления в силу Киотского протокола более чем сомнительна, а абсурдность идеи привлечения такой ценой капиталов при высоких ценах на углеводородное сырье и быстрорастущем многомиллиардном Стабфонде несомненна.
В Федеральном законе 2002 г. об охране окружающей среды предусматривается учет природных особенностей территорий и акваторий при установлении нормативов качества окружающей среды, допустимого воздействия антропогенной нагрузки на окружающую среду (статьи 24, 25, 30). В статье 6, определяющей полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны окру-жающей среды, подчеркивается необходимость учета географических, природных, социально-экономических и иных особенностей при ведении природоохранной деятельности на территориях субъектов Федерации. В статье 14 предусмотрен учет географических, природных, социальных, экономических и иных особенностей территорий субъектов Российской Федерации при установлении дифференцированных размеров платы за негативное (вредное) воздействие на окружающую среду. Однако конкретный механизм учета природных особенностей, как и перечень особенностей, подлежащих учету, пока не разработан.
В рамках начатой в 2004 г. административной реформы предусматривается создание независимых федеральных служб: по надзору в сфере природопользования (в рамках Министерства природных ресурсов наряду с государственными агентствами водных ресурсов, лесного хозяйства и по недропользованию) и по экологическому, технологическому и атомному надзору (с прямым подчинением Правительству России). Вопросы распределения функций и полномочий, штатов и структур на местах все еще находятся в стадии решения.
С 1992 г. в России введена плата за выбросы в атмосферу, сбросы сточных вод в водные объекты и размещение твердых отходов. Размеры платежей определяются по статической отчетности и прейскурантам. Платежи за загрязнение поступают в бюджетные экологические фонды. Средства этих фондов используют на природоохранные мероприятия: научные исследования и опытно-конструкторские работы в интересах охраны окружающей среды, строительство природоохранных объектов (очистных сооружений, полигонов захоронения и др.), на развитие сети особо охраняемых природных территорий, на создание и совершенствование систем контроля состояния окружающей среды, экологическое воспитание и образование. К сожалению, зигзаги экономической и экологической политики на рубеже веков привели к тому, что правовой статус платежей за негативное воздействие на окружающую среду неоднократно пересматривался и даже отменялся решением суда и до сих пор не определен окончательно. Собираемость платежей вследствие многочисленных реорганизаций природоохранных органов, сокращения инспекторского состава и числа проверок упала. Сами экологические фонды лишь восстанавливают свою деятельность после упразднения внебюджетных фондов.
Государственная экологическая экспертиза — обязательное условие всякого строительства и реконструкции хозяйственных объектов, пользования недрами. Целью экологической экспертизы является проверка соответствия хозяйственной и иной деятельности требованиям экологической безопасности общества: отсутствие при реализации проектов превышения ПДК вредных веществ, ПДУ физических полей, отсутствие ближайших или отдаленных экологических, экономических,
демографических, нравственных последствий от функционирования проектируемых объектов. Нарушение требований ведет к приостановке строительства.
К функциям государственных природоохранных органов относится информационно-просветительская деятельность, содействие экологическому образованию и воспитанию. Ежегодно выпускаются государственные и региональные доклады о состоянии окружающей среды. В учебные планы образовательных учреждений введено изучение экологических дисциплин, в дальнейшем предусматриваются обязательные минимумы экологических знаний для лиц, выполняющих хозяйственно-распорядительные функции.
7.Концепция устойчивого развития. Работы «Римского клуба» и Программа ООН по окружающей среде и развитию.
Первые попытки обобщения и анализа глобальных проблем и тенденций развития относились к 1950-1960-м годам и были связаны с тем, что в это время на глазах одного поколения развивались два тесно связанных, но противоречивых процесса: научно-техническая революция (ее символами стали атомная энергетика и атомное оружие, реактивная авиация и космонавтика, ЭВМ, искусственно созданные материалы) и плата за нее — экологический кризис в развитых странах (см. выше). Соответственно сформировалось два направления общественной мысли: оптимистическое (индустриализм) и пессимистическое (алярмизм). В рамках первого создавались картины научно-технического прогресса, ведущего к полностью автоматизированным производствам, изобилию материальных благ и постепенному сокращению рабочего времени вплоть до формирования на Земле «общества досуга». В рамках второго (см. выше) живописалось и прогнозировалось истребление живой природы, угрожающее здоровью загрязнение всех компонентов среды, исчерпание минеральных ресурсов.
В 1970-1980-е годы внимание мировой общественности привлекла серия работ международной организации футурологов «Римский клуб» (Д. Медоуз «Пределы роста», М. Месарович и Э. Пестель «Человечество у поворотного пункта», Я. Тинберген «Пересмотр международного порядка», Д. Габор «За пределами века расточительства», Дж. Боткин и М. Эльманджир «Нет пределов образованию: сужать разрыв в культуре людей», О. Джиарини «Диалог о богатстве и благосостоянии», А. Кинг и Б. Шнайдер «Первая глобальная революция»), посвященных проблемам глобального развития. В перечисленных работах была предпринята попытка рассмотреть вопросы научно-технического прогресса (индустриализм) и экологических угроз (алярмизм) в едином контексте. Было показано, что дальнейшее развитие в рамках сложившихся тенденций уже в начале XXI в. приведет к глобальной экологической катастрофе, связанной с исчерпанием невозобновимых ресурсов, перенаселением Земли, принимающим необратимый характер загрязнением, причем катастрофа угрожает в первую очередь развивающимся странам, но, в силу всеобщей взаимосвязанности явлений, затронет весь мир. Для предотвращения глобальной катастрофы развитым странам предлагалось оказывать крупномасштабную помощь странам «третьего мира», пересмотреть сложившиеся потребительские стандарты и перейти в развитых странах к более скромному образу жизни, перестроив экономику. В центре дискуссий, сопровождавших опубликование работ «Римского клуба», находился вопрос о соотношении задач дальнейшего развития цивилизации и предотвращения деградации окружающей среды. Были выдвинуты и рассмотрены следующие концепции:
■ «нулевого роста» (переход от расширенного воспроизводства населения и материальных благ к простому, с замораживанием численности населения и уровня экономического развития);
■ «органического роста» (компенсация продолжающегося экономического роста в развивающихся странах свертыванием производства в развитых странах, чтобы обеспечить все население Земли некоторым минимальным приемлемым уровнем удовлетворения потребностей);
■ повышения «качества жизни»: продолжение развития на основе энерго- и ресурсосбережения, отказ от «псевдопотребностей» (наркотики, алкоголь и никотин, вооружение, предметы роскоши), сокращение числа поездок и производства печатной продукции за счет развития телекоммуникаций и переключение человеческой активности с предпринимательства, производства и потребления материальных благ на общественную деятельность, воспитание детей, повышение культурного уровня, занятия спортом и т.п.
Первая Конференция ООН по окружающей среде, состоявшаяся в Стокгольме в 1972 г., стала историческим событием, знаменовавшим поворот подавляющей части развитых стран к активной экологической политике, активизацию общественных природоохранных движений, начало широкого международного сотрудничества в решении экологических проблем. День открытия этой конференции, 5 июня, отмечается как всемирный день охраны окружающей среды. По решению Конференции была создана Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП) — специализированное учреждение ООН со штаб-квартирой в Найроби, сыгравшее большую роль в изучении и международном обсуждении глобальных экологических проблем. По конъюнктурным причинам, не имевшим ничего общего с содержанием конференции, Советский Союз и другие социалистические страны не приняли в ней участия.
Итогом дискуссий в рамках ЮНЕП стал вывод о том, что остановка развития человечества является утопической задачей, но при этом жизненно необходимо перейти к устойчивому развитию, т.е. к такому, которое, удовлетворяя потребности настоящего развития, не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои потребности. Этот вывод содержался в Докладе комиссии ООН по окружающей среде и развитию (комиссии Т. X. Брунтланд) «Наше общее будущее» (опубликован в 1987 г., русский перевод сделан в 1989 г.). В докладе были проанализированы проблемы, которые необходимо решить для перехода к устойчивому развитию (проблемы войны и мира, ресурсообеспечения, глобальных климатических изменений, демографического роста), и подчеркнута возможная роль в решении этих проблем правительств, корпораций, международных и неправительственных организаций.
Вторая конференция ООН по окружающей среде и развитию состоялась в июне 1992 г. в Рио-де-Жанейро, в ней участвовали главы государств и представители правительств 179 стран мира; Конференция приняла документы, преимущественно декларативного характера.
■ «Декларация Рио об окружающей среде и развитии» — документ исторический, по мнению одних авторов, и риторический, по мнению других, провозглашающий общие положения, например право на развитие, необходимость сотрудничества в целях преодоления бедности и вызванных ею социально-экономических проблем, для перехода к экологически гармоничному и социально и экономически устойчивому развитию, ответственность за загрязнение на основе ПЗП (всего 27 принципов, определяющих права и обязанности стран в деле обеспечения развития и благо состояния людей).
■ «Повестка дня на 21-й век» — основной документ Конференции, представляющий собой обширную программу всемирного сотрудничества и включающий более 100 частных программ, охватывающих широчайший спектр вопросов, от преодоления нищеты до усиления роли общества в решении проблем охраны природы. В документе рассмотрена роль правительств, предпринимателей, профсоюзов, ученых, женских, молодежных и детских организаций в решении многочисленных проблем.
Величина ежегодных расходов на выполнение рекомендаций «Повестки...» оценивается в 21 млрд долл.,что дало повод иронически интерпретировать перевод англоязычного варианта названия данного документа «Agenda'21» в связи с цифрой
расходов. «Повестка дня на 21-й век», не накладывая на страны конкретных обязательств, содержит призыв к развитым странам направлять до 0,7% ВНП на экологически ориентированную помощь развивающимся странам.
■ Рамочная конвенция по проблеме изменений климата, не накладывающая конкретных обязательств, но предусматривающая последующую разработку международного договора об ограничении эмиссии парниковых газов (см. выше).
■ Конвенция по биоразнообразию, призывающая государства разработать национальные программы и планы, направленные на сохранение и рациональное использование биологического разнообразия экосистем, усилить охрану редких и исчезающих видов, обеспечить сохранение и равноправие туземных и местных систем управления биологическими ресурсами. Следует отметить, что США отказались присоединиться к данной конвенции.
■ Заявление о принципах управления, сохранения и устойчивого развития всех типов лесов, содержащее призывы к сохранению лесных экосистем всех природных зон.
Основной документ Конференции «Повестка дня на 21-й век» был принят вместо «Хартии Земли» — документа, предполагавшего конкретные обязательства для подписавших его государств. Содержание «Хартии Земли» согласовать не удалось. Конференция рекомендовала отдельным странам разработать национальные программы перехода к устойчивому развитию.
В последующие гиды в некоторых странах (США, Нидерланды и др.) развернулось создание национальных программ устойчивого развития, выработка индикаторов устойчивого развития (объемы эмиссии поллютантов, объемы образования отходов и уровень их переработки, площади лесов и ООПТ и их динамика, биоразнообразие, демографические показатели и др.) и их использования для оценки деятельности правительств.
На содержании документов Второй конференции ООН по окружающей среде и развитию сказалось численное преобладание представителей развивающихся стран. Вследствие этого, собственно экологические проблемы, такие, как демографический рост, покрываемые за счет недопустимой нагрузки на среду долги стран «третьего мира», обезлесение, экспорт опасных отходов, оказались отодвинутыми на задний план более актуальными для большинства человечества социально-экономическими проблемами. При этом противоречие между богатым Севером и бедным Югом не только не было преодолено, но и еще более обострилось. В то же время, по мнению Н. Н. Моисеева, конференция в Рио-де-Жанейро и принятые на ней документы породили опасные иллюзии возможности регулирования глобальных процессов и достижения на этой основе некоторой устойчивости.
Конференции «Рио+5» и «Рио+Ю» прошли с еще большим числом участников, привлекли к себе еще большее внимание правительств, средств массовой информации, общественности, но принятые на них документы касались примерно того же круга вопросов и едва ли могут быть оценены как прорывные. Не удивительно, что на состоявшейся в 1997 г. Специальной сессии Генеральной ассамблеи ООН делегаты сошлись в мнении: за пять лет после конференции в Рио-де-Жанейро многие поставленные задачи не решены и даже не начали решаться. «Форум Земли» в Йоханнесбурге (2002 г.), в котором приняли участие 22 тыс. представителей 191 страны, вновь свелся к многократному повторению тезисов об углубляющейся пропасти между экономически развитыми странами и «третьим миром» и деклараций о необходимости объединить усилия человечества для решения глобальных проблем. Перечни глобальных проблем в последние годы неоднократно пересматривались, причем делалось это без четко сформулированных критериев, при несомненном влиянии обстоятельств конъюнктурного характера. Сказались небезуспешные попытки отдельных экологических организаций и групп участников форумов повысить ранг «своих» проблем, привлечь к их изучению возможно большие ресурсы. В частности, трудно иначе объяснить, почему в докладе ГЕО-2 проблема течения Эль-Ниньо оказалась вынесена на глобальный уровень и отделена от изменений климата, а лесные пожары — от стихийных бедствий; едва ли более обоснован принятый в докладе ГЕО-3 раздельный подход к сохранению лесных ресурсов и биоразнообразия. Повышенное внимание к проблеме биоразнообразия вполне оправданно, но это не отменяет того факта, что каждый вид, тем более редкий, имеет ограниченный ареал, что несовместимо с глобальностью как таковой. Это же относится к городским территориям, местам накопления токсичных химикатов и опасных отходов. Фактически произошла подмена понятий, и под глобальными теперь понимаются не проблемы, охватывающие мир в целом и требующие для своего решения объединенных усилий мирового сообщества, а проблемы, к которым международная организация или форум считают нужным привлечь внимание всего мира.
Основное содержание концепции устойчивого развития изложено в «Декларации Рио об окружающей среде и развитии» в виде общих принципов (императивов), которыми должны руководствоваться государства, предпринимательские структуры и общественные организации, граждане:
■ люди имеют право на здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с природой;
■ сегодняшнее развитие не должно идти во вред охране окружающей среды;
■ государства имеют суверенное право разрабатывать собственные ресурсы, но без ущерба окружающей среде за пределами их границ;
■ государства должны иметь международное законодательство о компенсации за ущерб, который подконтрольная им деятельность наносит за пределами их территорий;
■ государства должны использовать принцип принятия мер предосторожности для охраны окружающей среды; в тех случаях, когда существует угроза серьезного или необратимого ущерба, отсутствие научной определенности не используется в качестве причины отсрочки экономически эффективных мер предупреждения ухудшения состояния окружающей среды;
■ для достижения устойчивого развития защита окружающей среды должна составлять неотъемлемую часть процесса развития и не может рассматриваться в отрыве от него;
■ искоренение нищеты и неравенства в уровне жизни в различных частях мира необходимо для обеспечения устойчивого роста и удовлетворения потребностей большинства населения;
■ государства сотрудничают в целях сохранения, защиты и восстановления целостности экосистемы земли; развитые страны признают ответственность, которую они несут в контексте международных усилий по обеспечению устойчивого развития с учетом стресса, наносимого их обществами глобальной окружающей среде, технологий и финансовых ресурсов, которыми они обладают;
■ государства должны ограничить и ликвидировать нежизнеспособные модели производства и потребления и поощрять демографическую политику;
■ экологические вопросы решаются наиболее эффективным образом при участии всех заинтересованных граждан; государства развивают и поощряют информированность и участие населения, предоставляя широкий доступ к экологической информации;
■ государства принимают эффективные законы об окружающей среде, разрабатывают национальные законы, касающиеся ответственности и компенсации жертвам загрязнения и другого экологического ущерба; в пределах своей юрисдикции оценивают экологические последствия предполагаемых действий, которые могут привести к отрицательным эффектам;
■ государства должны сотрудничать в деле создания открытой международной экономической системы, которая приведет к экономическому росту и устойчивому развитию во всех странах; экологическая политика не должна использоваться для неоправданного ограничения международной торговли;
■ тот, кто загрязняет окружающую среду, должен нести и финансовую ответственность за это загрязнение;
■ государства уведомляют друг друга о стихийных бедствиях или деятельности, которые могут иметь вредные трансграничные последствия;
■ устойчивое развитие требует более глубокого научного понимания проблем; государствам следует делиться знаниями и новыми технологиями для достижения целей устойчивости;
■ для достижения устойчивого развития необходимо всестороннее участие женщин, творческие силы, идеалы и мужество молодежи и знания коренного населения; государства должны признавать и поддерживать самобытность, культуру и интересы коренного населения;
■ война неизбежно разрушает процесс устойчивого развития; поэтому государства должны уважать международное право, обеспечивающее защиту окружающей среды во время вооруженных конфликтов, и должны сотрудничать в деле его дальнейшего развития;
■ мир, развитие и охрана окружающей среды взаимозависимы и неразделимы.
Итак, речь идет о вполне очевидных принципах, которыми необходимо руководствоваться во всяком человеческом общежитии.
Идея устойчивого развития — плод многолетних усилий ученых и общественных деятелей всего мира и вместе с тем результат творческого развития научного наследия предшествующих поколений. Необходимость перехода к устойчивому развитию — идея, в отношении которой на рубеже XX-XXI вв. достигнут глобальный консенсус. Однако, как всякая компромиссная идея, устойчивое развитие предполагает широкий спектр разнообразных трактовок. Проблематика устойчивого развития затрагивает интересы всего человечества, всех представленных в мире экономических и политических структур и потому не может не быть предметом острейшей идейной борьбы. Дискуссии вокруг концепции устойчивого развития сложно переплетаются с политической борьбой, экономическими противоречиями, научными спорами. Сохранение возможности продолжения развития будущими поколениями — единственное общее положение, по которому достигнут всеобщий консенсус. Содержание же понятия «возможности для продолжения развития будущими поколениями», а также пути достижения этой цели трактуются крайне неоднозначно. Даже исходные положения устойчивого развития, сформулированные сторонниками разных систем взглядов, имеют мало общего между собой.