Общая характеристика придорожной растительности

Вид растения Жизненность, балл1 Фенофаза Балл обилия (пределы) Встречаемость, %
Виды высокой встречаемости (V- IV класс постоянства, 61 - 100%)
         
Виды средней встречаемости (III - II класс постоянства, 21 - 60%)
         
Виды низкой встречаемости (I класс постоянства, 20% и менее)
         

1Если на ПП отмечены растения различной жизненности и фенофаз, то преобладающая ставится на первое место, встречающиеся реже - на второе место в скобках.

ных фитоценозов виды высокого, среднего и низкого постоян­ства; попытаться объяснить возможное изменение сроков про­хождения фенологических фаз и жизненности видов (встреча­емость больных растений, морфологические изменения и др.) в синантропных и естественных сообществах; выявить отноше­ние различных видов к антропогенному воздействию, влияние степени антропогенного влияния на флористическое богат­ство, встречаемость в рудеральных местообитаниях видов раз­личных систематических групп, жизненных форм и экоморф; сравнить богатство видового состава, устойчивость во времени рудеральных и природных (лесных, водных, болотных) сооб­ществ, попытаться дать этому объяснение; определить спосо­бы и время заноса, степень натурализации, соотношение адвентивных видов и видов апофитов в составе конкретного растительного сообщества.

Особенности гербаризации синантропных растений.Гербари­зация и оформление высушенного материала синантропных растений имеет некоторые особенности. Как уже было отмече­но выше, обычными компонентами антропогенных сообществ являются представители семейств Маревые, Крестоцветные, Гречишные, Бурачниковые и др. Многих их представителей для

точного определения необходимо собирать с хорошо развиты­ми плодами, созревание которых часто приурочено к концу периода вегетации - августу-сентябрю. Особенно это касается заносных и интродуцированных видов южного происхожде­ния. При сборе на этикетке помимо общих для всех групп растений сведений (географическая привязка, характеристика экотопа, частота встречаемости и т.д.) необходимо указывать также характер произрастания - естественный или заносный. Если вид культивируется, то важно отметить степень его нату­рализации, склонен ли он к одичанию и дает ли самосев. Для адвентивных растений следует попытаться установить спо­соб заноса (время, источник, пути и агенты заноса), способ­ность к внедрению в естественные сообщества и т.п.




Раздел VI

ТЕМЫ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ

Во время прохождения летней геоботанической практики студентам может быть предложено выполнение индивидуаль­ных заданий. В зависимости от характера выбранной темы, цели и задач предполагаемых исследований для выполнения индивидуальных заданий назначаются от одного до трех исполнителей.

Приступив к работе, студенты должны овладеть конкретной методикой исследования, самостоятельно собрать необходимый материал по выбранной теме, обработать его, проанализировать полученные результаты и сделать соответствующие выводы. Выполненная работа оформляется в виде отчета, который необходимо сопровождать гербарными или другими коллекцион­ными сборами, иллюстрировать таблицами, графиками, рисунка­ми, фотографиями и другими наглядными материалами.

В качестве индивидуальных заданий при изучении различ­ных типов растительности студентам могут быть предложены следующие темы.

Лесная растительность

1. Изучение динамики прироста (среднего и текущего), действительного и хозяйственного возраста деревьев различ­ных пород в разных условиях произрастания.

2. Особенности живого напочвенного покрова на фитоген-ных полях одиночных елей.

3. Растительный покров под пологом сосняков разного возраста.

4. Сравнение живого напочвенного покрова в лесокульту­рах различных древесных пород.

5. Сравнение растительности северного и южного краев поляны.

6. Влияние условий освещенности на морфологические особенности листовых пластинок у лесного подроста, кустар­ников и травянистых растений.

7. Эколого-ценотическая характеристика некоторых видов хозяйственно значимых (лекарственных, пищевых, кормовых и т.д.) растений ... лесничества.

8. Видовое богатство (а-разнообразие) различных расти­тельных сообществ и сравнение их между собой.

9. Синузиальная структура различных типов леса.

10. Соотношение растений разных жизненных форм в раз­личных растительных сообществах.

11. Изучение возрастных состояний ценопопуляций различ­ных видов растений.

12. Соотношение типов стратегий растений в различных растительных сообществах.

13. Оценка ресурсной значимости видов в окрестностях базы практики.

14. Фитосоциологический спектр флоры окрестностей базы практики.

15. Соотношение вегетативного и генеративного размноже­ния растений различных растительных сообществ.

16. Изучение экологии опыления некоторых видов рас­тений.

17. Соотношение разных способов диссеминации растений различных растительных сообществ.

18. Изучение семенной продуктивности растений в различ­ных растительных сообществах.

19. Фитоценотическая характеристика семейства ... в окрестностях базы практики.

20. Сравнение разногодичной динамики прироста хвойных растений в различных экологических условиях.

21. Фенологическое изучение различных растительных сообществ (семейств, структурных элементов леса и т.п.).

Наши рекомендации