Общая характеристика придорожной растительности
Вид растения | Жизненность, балл1 | Фенофаза | Балл обилия (пределы) | Встречаемость, % |
Виды высокой встречаемости (V- IV класс постоянства, 61 - 100%) | ||||
Виды средней встречаемости (III - II класс постоянства, 21 - 60%) | ||||
Виды низкой встречаемости (I класс постоянства, 20% и менее) | ||||
1Если на ПП отмечены растения различной жизненности и фенофаз, то преобладающая ставится на первое место, встречающиеся реже - на второе место в скобках.
ных фитоценозов виды высокого, среднего и низкого постоянства; попытаться объяснить возможное изменение сроков прохождения фенологических фаз и жизненности видов (встречаемость больных растений, морфологические изменения и др.) в синантропных и естественных сообществах; выявить отношение различных видов к антропогенному воздействию, влияние степени антропогенного влияния на флористическое богатство, встречаемость в рудеральных местообитаниях видов различных систематических групп, жизненных форм и экоморф; сравнить богатство видового состава, устойчивость во времени рудеральных и природных (лесных, водных, болотных) сообществ, попытаться дать этому объяснение; определить способы и время заноса, степень натурализации, соотношение адвентивных видов и видов апофитов в составе конкретного растительного сообщества.
Особенности гербаризации синантропных растений.Гербаризация и оформление высушенного материала синантропных растений имеет некоторые особенности. Как уже было отмечено выше, обычными компонентами антропогенных сообществ являются представители семейств Маревые, Крестоцветные, Гречишные, Бурачниковые и др. Многих их представителей для
точного определения необходимо собирать с хорошо развитыми плодами, созревание которых часто приурочено к концу периода вегетации - августу-сентябрю. Особенно это касается заносных и интродуцированных видов южного происхождения. При сборе на этикетке помимо общих для всех групп растений сведений (географическая привязка, характеристика экотопа, частота встречаемости и т.д.) необходимо указывать также характер произрастания - естественный или заносный. Если вид культивируется, то важно отметить степень его натурализации, склонен ли он к одичанию и дает ли самосев. Для адвентивных растений следует попытаться установить способ заноса (время, источник, пути и агенты заноса), способность к внедрению в естественные сообщества и т.п.
Раздел VI
ТЕМЫ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ
Во время прохождения летней геоботанической практики студентам может быть предложено выполнение индивидуальных заданий. В зависимости от характера выбранной темы, цели и задач предполагаемых исследований для выполнения индивидуальных заданий назначаются от одного до трех исполнителей.
Приступив к работе, студенты должны овладеть конкретной методикой исследования, самостоятельно собрать необходимый материал по выбранной теме, обработать его, проанализировать полученные результаты и сделать соответствующие выводы. Выполненная работа оформляется в виде отчета, который необходимо сопровождать гербарными или другими коллекционными сборами, иллюстрировать таблицами, графиками, рисунками, фотографиями и другими наглядными материалами.
В качестве индивидуальных заданий при изучении различных типов растительности студентам могут быть предложены следующие темы.
Лесная растительность
1. Изучение динамики прироста (среднего и текущего), действительного и хозяйственного возраста деревьев различных пород в разных условиях произрастания.
2. Особенности живого напочвенного покрова на фитоген-ных полях одиночных елей.
3. Растительный покров под пологом сосняков разного возраста.
4. Сравнение живого напочвенного покрова в лесокультурах различных древесных пород.
5. Сравнение растительности северного и южного краев поляны.
6. Влияние условий освещенности на морфологические особенности листовых пластинок у лесного подроста, кустарников и травянистых растений.
7. Эколого-ценотическая характеристика некоторых видов хозяйственно значимых (лекарственных, пищевых, кормовых и т.д.) растений ... лесничества.
8. Видовое богатство (а-разнообразие) различных растительных сообществ и сравнение их между собой.
9. Синузиальная структура различных типов леса.
10. Соотношение растений разных жизненных форм в различных растительных сообществах.
11. Изучение возрастных состояний ценопопуляций различных видов растений.
12. Соотношение типов стратегий растений в различных растительных сообществах.
13. Оценка ресурсной значимости видов в окрестностях базы практики.
14. Фитосоциологический спектр флоры окрестностей базы практики.
15. Соотношение вегетативного и генеративного размножения растений различных растительных сообществ.
16. Изучение экологии опыления некоторых видов растений.
17. Соотношение разных способов диссеминации растений различных растительных сообществ.
18. Изучение семенной продуктивности растений в различных растительных сообществах.
19. Фитоценотическая характеристика семейства ... в окрестностях базы практики.
20. Сравнение разногодичной динамики прироста хвойных растений в различных экологических условиях.
21. Фенологическое изучение различных растительных сообществ (семейств, структурных элементов леса и т.п.).