Перспективы развития лесных ресурсов

Развитие ЛПК В России немыслимо без государственного регулирования. Важнейшая сфера такого регулирования - сырьевое обеспечение.

Роль государства в устойчивом сырьевом обеспечении лесопереработки должна выражаться в следующем:

1) определении условий эффективного освоения лесосырьевых ресурсов каждого региона (целесообразное развитие транспортной инфраструктуры, сбалансированная технологическая структура лесопромышленных кластеров, их размещение и масштабы);

2) развитии транспортной инфраструктуры в целях эффективного освоения лесосырьевых ресурсов (с предварительным ранжированием регионов);

3) определении справедливой арендной платы, использовании этой платы в качестве экономического инструмента освоения лесов и рационального использования лесосырьевых ресурсов;

4) бюджетном дотировании строительства лесовозных дорог.

Необходима также радикальная корректировка лесного законодательства.

Необходимо строить новые железные дороги и автомобильные дороги высокого класса, которые прорезывали бы крупные лесные массивы, проходили по возможности через удаленные населенные пункты и связывали их с общей сетью транспортных артерий страны. Такие дороги можно классифицировать как лесные магистрали в отличие от дорог общего пользования и магистральных лесовозных дорог. Лесные магистрали - элемент транспортной инфраструктуры лесного региона. Их планирование, проектирование и строительство - обязанность собственника лесных ресурсов (государства).

Разработанная Минпромторгом России Стратегия развития лесного комплекса Российской Федерации до 2020 г. была утверждена 31 октября 2008 г., когда было очевидно, что глобальный экономический кризис может стать серьезным препятствием на пути ее реализации. По прогнозам Минпромторга, в 2009 г. лесной сектор серьезно отклонился от траектории развития, предусмотренной отраслевой стратегией. По итогам года в лесопромышленном комплексе ожидается рост доли отечественных производителей на 5% лишь в натуральном выражении. В то же время в стоимостном выражении этот показатель снизится на 2% из-за неэффективной структуры российской отрасли. Однако к 2013–2014 гг.прогнозируется выход на намеченные в Стратегии показатели.

Залогом этому служат базовые принципы и механизмы реализации Стратегии. Во-первых, речь идет о таможенно-тарифной политике. Последовательное повышение пошлин на кругляк, отмена пошлин на вывоз 350 видов лесобумажной продукции с высокой добавленной стоимостью и пошлин на импорт всей гаммы деревообрабатывающего оборудования должны создать стимулы для интеграции мелких лесозаготовительных предприятий и крупных компаний по глубокой переработке древесины.

Во-вторых, многое будет зависеть от темпов реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов и других мер, предусмотренных Стратегией. В настоящее время уже определены преференции для инвесторов, реализующих приоритетные инвестиционные проекты в области освоения лесов и критерии отбора проектов. В перечень включены 75 проектов (из них в 2009 г. в перечень вошли 34 проекта) с объемом инвестиций 429,7 млрд руб. и объемом перерабатываемого сырья 68,1 млн куб. м. Таким образом, за 1 год реализации Стратегии и только в рамках одного инструмента Минпромторгу удалось привлечь финансирование на уровне 20% общих инвестиций, необходимых отрасли до 2020 г.

За время кризиса введены в эксплуатацию восемь объектов с объемом инвестиций 16,3 млрд руб. и объемом годового лесопользования 3,4 млн куб. м. В стадии завершения находятся еще семь проектов. Около двух десятков проектов достигли точки невозврата с учетом уже вложенных инвестиций. По ряду объектов реализация идет c отставанием до шести и более месяцев, что вполне объяснимо в условиях продолжающегося кризиса.

Кроме того, в лесопромышленном комплексе действуют меры государственной поддержки в виде субсидирования процентных ставок по кредитам предприятий-экспортеров и на техническое перевооружение. В качестве антикризисной меры в 2009 г. введено субсидирование процентных ставок на создание межсезонных запасов древесины, сырья и топлива (в 2009-м — 325 млн, в 2010-м — 650 млн руб.). Минпромторг является заказчиком трех важных проектов, выполняемых для ЛПК, с общим объемом бюджетного финансирования 530 млн руб13.

Заключение.

Российская Федерация является одной из ведущих лесных стран мира.

В настоящее время лесопользование в Российской Федерации находится в критическом состоянии, система государственного управления лесами крайне неэффективна, лесное хозяйство и охрана лесов почти отсутствуют.

В 2010 году самой крупной и общественно значимой проблемой наших лесов стали лесные пожары в густонаселенных районах центра Европейской России и Урала.

Для того, чтобы кризис лесного сектора не принял масштабы катастрофы, необходимо принятие чрезвычайных мер, основанных на реальном понимании причин и механизмов возникновения кризиса.

В современном мире лесные ресурсы практически полностью истощены, ведь люди вырубили уже более 60 процентов леса. Причем каждую минуту к этой цифре следует прибавлять по 20 га. Такое бездумное использование лесных ресурсов происходит благодаря легкости и дешевизне добычи леса. Кроме того, в ежегодных пожарах, виновником которых нередко становится человек, и стихийных бедствиях погибает огромное количество деревьев. Такое безудержное потребление лесных ресурсов может привести к полному истреблению лесов, что приведет к потере выделяемого растениями кислорода, и уничтожит природную кладовую, которая имеет и большое экономическое значение. Поэтому стоит задуматься об охране природных ресурсов, в первую очередь, леса.

Человек должен обеспечить охрану леса, чтобы предотвращать пожароопасные ситуации, незаконные вырубки, браконьерство и т.п. При необходимости следует вырубать старые сухие и высаживать новые деревья, помогая омолодить структуру леса и обновить его состав.

Список используемой литературы.

  1. Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ (принят ГД ФС РФ 08.11.2006) (ред. от 22.07.2010), ст. 10, 12, 51-59, 109
  2. Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ (ред. от 28.09.2010) "О пожарной безопасности" (принят ГД ФС РФ 18.11.1994), ст. 4
  3. Приказ Рослесхоза от 22.09.1997 N 122 "Об утверждении Инструкции по авиационной охране лесов" (вместе с "Формой N 23-АВИА", утв. Приказом Рослесхоза от 29.09.1993 N 256)
  4. Стандарт отрасли ОСТ 56-108-98 "Лесоводство. Термины и определения" (утв. приказом Рослесхоза от 3 декабря 1998 Г. N 203)
  5. Природно-ресурсный комплекс российской Федерации: аналитический доклад/ Под ред. О. В. Комаровой. - М.:НИА-ПРИРОДА, 2005. – 267с.
  6. Иванов О. П. Государственное управление природными ресурсами: Курс лекций. – Новосибирск: СибАГС,2006. – 340 с.
  7. Мамонтов Т.Н. Угроза экологической безопасности России. – СПб., 2006. – 245с.
  8. Какие крупные и общественно значимые проблемы ожидают леса нашей страны в 2011 году, Лесной форум Гринпис России 21/10/2010: http://www.wood.ru/ru/loa750.html
  9. Министерство промышленности и торговли Российской Федерации: http://www.minprom.gov.ru/activity/wood/return/3/print
  10. О современной ситуации в лесном хозяйстве Российской Федерации, "Лесной форум Гринпис России"29/03/2009: http://www.wood.ru/ru/loa712.html
  11. Газета «Государственная дума». Охрана лесных ресурсов: http://gazduma.ru/press/okhrana_ljesnykh_rjesursov/
  12. А.Ю. Ярошенко. О современном состоянии лесного хозяйства в Российской Федерации, Лесной форум Гринпис России, 28 мая 2010 г.: http://www.wood.ru/ru/loa747.html

Наши рекомендации