Билет 3. Научная картина мира
Научная картина мира – это система наиболее общих понятий, целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях природы, возникающая в результате обобщения и синтеза основных естественнонаучных понятий, принципов, методологических установок, т.е. является формой систематизации научного знания.
1) В истории науки существовало несколько картин мира:
2) Донаучная картина мира. (Формировалась в Древней Греции. Наиболее развитой вариацией является Аристотелевская картина мира. Просуществовала около 2-х тыс. лет)
3) Механистическая картина мира (Ньютон) (XVII-XVIII века),- Ее исходным пунктом считается переход от геоцентрической модели мира к гелиоцентрической, этот переход был обусловлен серией открытий, связанных с именами Н. Коперника, Г. Галилея, И. Кеплера, Р. Декарта, И. Ньютон, подвел итог их исследованиям и сформулировал базовые принципы новой научной картины мира в общем виде. Основные изменения:
o Классическое естествознание заговорило языком математики, сумело выделить строго объективные количественные характеристики земных тел (форма величина, масса, движение) и выразить их в строгих математических закономерностях.
o Наука Нового времени нашла мощную опору в методах экспериментального исследования, явлений в строго контролируемых условиях.
o Естествознания этого времени отказалось от концепции гармоничного, завершенного, целесообразно организованного космоса, по их представления Вселенная бесконечна и объединена только действием идентичных законов.
o Доминантой классического естествознания, становится механика, все соображения, основанные на понятиях ценности, совершенства, целеполагания, были исключены из сферы научного поиска.
o В познавательной деятельности подразумевалась четкая оппозиция субъекта и объекта исследования. Итогом всех этих изменений явилась механистическая научная картина мира на базе экспериментально математического естествознания.
4) Квантово-релятивистская картина мира (Эйнштейн) (рубеж XIX-XX веков). Ее обусловила серия открытий (открытие сложной структуры атома, явление радиоактивности, дискретного характера электромагнитного излучения и т.д.). В итоге была подорвана, важнейшая предпосылка механистической картины мира – убежденность в том, что с помощью простых сил действующих между неизменными объектами можно объяснить все явления природы.
5) Синергетическая картина мира (Хакен, Пригожин) 60-е гг, XX века.
Картина мира включает в себя основные положения:
· Представление об элементарном объекте
· Представление о пространстве и времени
· Представление о типе объектов
· Представление о характере законов(два вида современных законов:
1) а) Законы жесткой связи – динамические
2) б) Законы статистические
· Представление о характере взаимосвязи субъекта и объекта
Билет 4. (+ Структура научного познания.) Методы эмпирического уровня познания. Понятие факта.
Структура научного познания, его уровни и формы.
Научное познание есть процесс, т. е. развивающаяся система знания. Она включает в себя ДВА ОСНОВНЫХ УРОВНЯ — эмпирический и теоретический.
На ЭМПИРИЧЕСКОМ УРОВНЕ преобладает живое созерцание (чувственное познание), рациональный момент и его формы (суждения, понятия и др.) здесь присутствуют, но имеют подчиненное значение. Поэтому объект исследуется преимущественно со стороны своих внешних связей и отношений, доступных живому созерцанию. Сбор фактов, их первичное обобщение, описание наблюдаемых и экспериментальных данных, их систематизация, классификация и иная фактофиксирующая деятельность — характерные признаки эмпирического познания.
Эмпирическое исследование направлено непосредственно (без промежуточных звеньев) на свой объект. Оно осваивает его с помощью таких приемов и средств, как сравнение, измерение, наблюдение, эксперимент, анализ, индукция.
Специфику ТЕОРЕТИЧЕСКОГО УРОВНЯ научного познания определяет преобладание рационального момента — понятий, теорий, законов и других форм и «мыслительных операций». Живое созерцание здесь не устраняется, а становится подчиненным (но очень важным) аспектом познавательного процесса. Теоретическое познание отражает явления и процессы со стороны их универсальных внутренних связей и закономерностей, постигаемых с помощью рациональной обработки данных эмпирического знания. Эта обработка включает в себя систему абстракций «высшего порядка», таких, как понятия, умозаключения, законы, категории, принципы и др.
Важнейшая задача теоретического познания — достижение объективной истины во всей ее конкретности и полноте содержания. При этом особенно широко используются такие познавательные приемы и средства, как абстрагирование — отвлечение от ряда свойств и отношений предметов, идеализация — процесс создания чисто мысленных предметов («точка», «идеальный газ» и др.), синтез — объединение полученных в результате анализа элементов в систему, дедукция — движение познания от общего к частному, восхождение от абстрактного к конкретному и др. Характерной чертой теоретического познания является его направленность на себя, ВНУТРИНАУЧНАЯ РЕФЛЕКСИЯ, т. е. исследование самого процесса познания, его форм, приемов, методов, понятийного аппарата и т. д. На основе теоретического объяснения и познанных законов осуществляется предсказание, научное предвидение будущего.
Функции и методы эмпирического познания.
Методы эмпирического научного познания разделяют на две группы, каждая из которых выполняет специфическую роль в познании. Первая группа соединяет в себе методы выделения (выявления) объекта и его исследования: наблюдение, эксперимент, описание, измерение и некоторые другие. Ко второй группе эмпирических методов относятся те, которые ориентированы на обработку и упорядочение полученного фактического материала: обобщение, сравнение, аналогия, классификация, систематизация.
Наблюдение есть целенаправленное и организованное восприятие объекта в одном или нескольких отношениях (свойствах). Наблюдение не предполагает изменения естественных условий существования объекта, а значит, особо интересующие субъекта стороны объекта могут быть «в тени» других сторон, то есть не будут в полной мере доступны для восприятия.
Эксперимент отличается тем, что субъект здесь активно влияет на ситуацию, на условия бытия объекта; здесь создаются некоторые искусственные условия для объекта, в которых более открытыми становятся важные для исследования свойства. Однако, новые условия в той или иной мере искажают картину естественного бытия объекта, а значит, данные эксперимента нельзя абсолютизировать.
Описание представляет собой упорядоченное фиксирование сведений об объекте, получаемых в наблюдении и эксперименте, при помощи специальных обозначений. Измерение – разновидность описания. Оно есть установление и фиксация таких характеристик объекта, которые можно выразить в общепринятых величинах и числах, то есть которые находятся в определенном отношении к эталонам веса, длины, скорости, объема и т.п.
Сравнение – это процедура установления сходства и различия или типа связей каких-либо объектов. Здесь очень важным является точное и однозначное определение того, в каком отношении проводится процедура, иначе результаты нельзя будет считать корректными.
Обобщение представляет собой подведение результатов наблюдений и экспериментов под некое обнаруженное в ряде явлений сходное основание, одинаковый признак, единое свойство с учетом задач исследования.
Аналогия – метод, предполагающий выведение знания о некотором сходстве нетождественных объектов, причем, такой вывод носит вероятностный характер.
Классификация – операция выделения в определенные группы некоторого множества объектов, относимых к одной, но, как правило, широкой сфере действительности.
Систематизация – это метод построения целостной картины бытия объекта на основе определения в нем разных свойств, функций, составных частей, а также места каждого в согласованном единстве объекта, во взаимосвязях с другими объектами.
Основной формой эмпирического знания является факт. Факт выступает как суждение о существовании или не существовании тех, или иных явлений, процессов, свойств.
Проблема факта в его достоверности. Достоверность факта зависит во многом от той теории, в свете которой этот факт формируется.