Воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду
В соответствии с требованиями Конвенции об оценке воздей-
ствия на окружающую среду в трансграничном контексте каждое
государство — участник Конвенции должно разработать свою на-
циональную процедуру оценки воздействия на окружающую среду
Для Российской Федерации «Положение об оценке воздействия
намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую
среду в РФ» было утверждено Приказом Госкомэкологии России
от 16.05.00 № 372 и зарегистрировано в Министерстве юстиции
Российской Федерации от 04.07.2000 № 2302.
Национальная процедура оценки возможного воздействия на-
мечаемой хозяйственной и иной деятельности воздействия на ок-
ружающую среду — проведение оценки воздействия намечаемой
хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и эко-
логической экспертизы документации, ее обосновывающей. Оценка
воздействия на окружающую среду проводится для деятельности,
обосновывающая документация которой подлежит экологической
экспертизе в соответствии с Федеральным законом «Об экологи-
ческой экспертизе».
Целью проведения ОВОС является предотвращение или смяг-
чение воздействия этой деятельности на окружающую среду и свя-
занных с ней социальных, экономических и иных последствий.
Исследования по ОВОС намечаемой хозяйственной и иной де-
ятельности включают в себя:
определение характеристик намечаемой деятельности и возмож-
ных альтернатив (в том числе отказа от нее);
анализ состояния территории, на которую может оказать вли-
яние намечаемая хозяйственная и иная деятельность (состояние
природной среды, наличие и характер антропогенной нагрузки и
т.п.);
выявление возможных воздействий этой деятельности на окру-
жающую среду с учетом альтернатив;
оценка воздействий на окружающую среду намечаемой хозяй-
ственной и иной деятельности (вероятности возникновения рис-
ка, степени, характера, масштаба, зоны распространения, а так-
же прогнозирование экологических и связанных с ними социальных
и экономических последствий);
определение мероприятий, уменьшающих, смягчающих или
предотвращающих негативные воздействия, оценка их эффектив-
ности и возможности реализации;
оценка значимости остаточных воздействий на окружающую
среду и их последствий;
сравнение по ожидаемым экологическим и связанным с ними
социально-экономическим последствиям рассматриваемых альтернатив, в том числе варианта отказа от деятельности и обоснование варианта, предлагаемого для реализации;
разработка предложений по программе экологического мони-
торинга и контроля на всех этапах реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности:
разработка рекомендаций по проведению послепроектного ана-
лиза реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности.
На основании проведенных исследований готовится предва-
рительный вариант материалов ОВОС в виде «Пояснительной записки по обосновывающей документации», в которой освещаются:
цель и потребность реализации намечаемой хозяйственной и
иной деятельности;
альтернативные варианты достижения цели намечаемой хозяй-
ственной и иной деятельности (различные расположения объекта,
технологии и иные альтернативы в пределах полномочий заказчика), включая предлагаемый и «нулевой вариант» (отказ от деятельности);
возможные виды воздействия на окружающую среду намечае-
мой хозяйственной и иной деятельности по альтернативным вари-
антам;
изменения окружающей среды в результате реализации проек-
та (по альтернативным вариантам), в том числе оценка достоверности прогнозируемых последствий намечаемой инвестиционной деятельности;
меры по предотвращению и/или снижению возможного нега-
тивного воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
выявленные при проведении оценки неопределенности в опре-
делении воздействий намечаемой хозяйственной и иной деятель-
ности на окружающую среду;
краткое содержание программ мониторинга и послепроектного
анализа;
обоснование выбора варианта намечаемой хозяйственной и
иной деятельности из всех рассмотренных альтернативных вари-
антов.
Пояснительной записке прилагаются материалы обществен-
ных обсуждений, проводимых при проведении исследований и
подготовке материалов ОВОС, с указанием:
способа информирования общественности о месте, времени и
форме проведения общественного обсуждения;
списка участников общественного обсуждения;
вопросов, рассмотренных участниками обсуждений, тезисов
выступлений в случае их представления участниками обсуждения,
протоколов проведения общественных слушаний (если таковые
проводились);
всех высказанных в процессе проведения общественных обсуж-
дений замечаний и предложений, в том числе по предмету воз-
можных разногласий между общественностью, органами местного
самоуправления и заказчиком;
выводов по результатам общественного обсуждения относитель-
но экологических аспектов намечаемой хозяйственной и иной де-
ятельности;
сводки замечаний и предложений общественности, с указанием,
какие из этих предложений и замечаний были учтены заказчиком
и в каком виде, какие не учтены; основание для отказа;
списки рассылки соответствующей информации, направляемой
общественности на всех этапах оценки воздействия на окружаю-
щую среду.
Завершает комплект материалов ОВОС написанное для неспе-
циалистов резюме нетехнического характера, которое готовится
как краткое изложение полученных результатов. Как правило, имен-
но это краткое изложение представляется заинтересованной об-
щественности для ознакомления с тем, что произойдет с окружа-
ющей средой при реализации проекта. Это не исключает представ-
ление общественности предварительного варианта материалов по
ОВОС намечаемой хозяйственной и иной деятельности в полном
объеме.
Все предложения и замечания общественности, а также допол-
нительная информация обобщаются, анализируются и использу-
ются при подготовке окончательного варианта материалов по ОВОС
намечаемой хозяйственной и иной деятельности.
Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в транс-
граничном контексте и национальная процедура предусматривают
самое широкое участие общественности при подготовке материа-
лов по ОВОС. Обеспечение участия общественности, в том числе
ее информирование о намечаемой хозяйственной и иной деятель-
ности и привлечение к процессу проведения оценки, осуществля-
ется заказчиком на всех этапах процесса инвестирования, начиная
с подготовки технического задания. Информация в кратком виде
публикуется в официальных изданиях федеральных органов испол-
нительной власти (для объектов экспертизы федерального уров-
ня), в официальных изданиях органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправ-
ления, на территории которых намечается реализация объекта ГЭЭ,
а также на территории которых намечаемая хозяйственная и иная
деятельность может оказать воздействие. В публикации представля-
ются сведения:
о названии, целях и месторасположении намечаемой деятель-
ности;
наименовании и адресе заказчика или его представителя;
примерных сроках проведения ОВОС;
органе, ответственном за организацию общественного обсуж-
дения;
предполагаемой форме общественного обсуждения (опрос, слу-
шания. референдум и т.п.), а также форме представления замеча-
ний и предложений;
сроках и месте доступности технического задания по ОВОС;
иной информации.
Целью публикации в средствах массовой информации является
предоставление общественности информации, характеризующей
следуюшие ключевые вопросы:
применяемые методы анализа и прогноза воздействия намечае-
мойдеятельности на окружающую среду;
достоверность представленных результатов ОВОС;
полнота и достаточность предлагаемых в обосновывающей до-
кументации мер по предотвращению неблагоприятного воздействия.
Дополнительное информирование участников процесса ОВОС
может осуществляться путем распространения информации по радио,на телевидении и через Интернет, а также иными способами, обеспечивающими распространение информации.
Исполнитель ОВОС принимает и документирует замечания и
предложения от общественности в течение 30 дней со дня опубликования информации. Они учитываются при составлении технического задания по оценке воздействия на окружающую среду и
должны быть отражены в материалах по ОВОС. Заказчик ОВОС
обеспечивает доступ к техническому заданию заинтересованной
общественности и других участников процесса с момента его ут-
верждения и до окончания.
Заинтересованным общественным объединениям и неправителъ-
ственным организациям рекомендуется оказывать содействие разработчику/заказчику в проведении общественных (публичных) слушаний или обсуждений в средствах массовой информации проектных и иных предложений о реализации проекта намечаемой дельности в целях собственной оценки:
применяемых методов анализа и прогноза воздействия намеча-
емой деятельности на окружающую среду;
достоверности представленных результатов ОВОС;
полноты и достаточности предлагаемых в обосновывающей до-
кументации мер по предотвращению неблагоприятного воздействия.
Заказчик с участием разработчика проводит общественные слу-
шания или обсуждения в средствах массовой информации проектных и иных предложений в целях:
информирования общественности о проекте намечаемой де-
ятельности или разрабатываемых проектных предложениях;
выявления и фиксации всех возможных неблагоприятных по-
следствий реализации хозяйственных и иных решений;
поиска взаимоприемлемых альтернатив, позволяющих предот-
вратить неблагоприятные последствия осуществления проекта на-
мечаемой деятельности.
При необходимости информирования широких слоев населе-
ния заказчик может провести пресс-конференцию или иницииро-
вать дискуссию в печати и на телевидении, использовать ресурсы
Интернет.
Новой формой общественного обсуждения крупных градостро-
ительных, транспортных и энергетических проектов служит про-
ведение общественных судов (например, Водный суд).
В том случае, когда проводятся общественные слушания, ин-
формация о дате и месте их проведения, других формах обще-
ственного участия публикуется в средствах массовой информации
не позднее, чем за 30 дней до их проведения. Общественные (пуб-
личные) слушания и обсуждения организуются и проводятся:
на федеральном уровне, когда преимущества и издержки реа-
лизации принимаемого решения носят общенациональный харак-
тер;
местном уровне или уровне субъекта Российской Федерации.
когда преимущества и издержки реализации проекта намечаемой
деятельности распространяются на определенный географический
регион в пределах субъекта Российской Федерации.
Заказчик должен сообщить всю информацию представителям
заинтересованной общественности, которая может не располагать
доступом к средствам массовой информации.
Порядок проведения общественных слушаний определяется
органами местного самоуправления при участии заказчика и со-
действии заинтересованной общественности. Все решения по уча-
стию общественности оформляются документально. При этом за-
казчик обеспечивает проведение слушаний по планируемой де-
ятельности с составлением протокола, в котором четко фиксиру-
ются основные вопросы обсуждения, а также предмет разногла-
сий между общественностью и заказчиком. Протокол подписыва-
ется представителями органов исполнительной власти и местного
самоуправления, граждан, общественных организаций, заказчика.
Он входит в качестве одного из приложений в окончательный ва-
риант материалов по ОВОС намечаемой хозяйственной и иной
деятельности.
Представление предварительного варианта материалов по ОВОС
обшественности для ознакомления и представления замечаний
производится в течение 30 дней, но не позднее чем за две недели
до окончания общественных обсуждений (проведения обществен-
ных слушаний). Принятие от граждан и общественных организа-
ций письменных замечаний и предложений в период до принятия
решения о реализации намечаемой хозяйственной и иной деятель-
ности, документирование этих предложений в приложениях к ма-
териалам по ОВОС обеспечиваются заказчиком в течение 30 дней после окончания общественного обсуждения.
В окончательный вариант кроме дополнений по поступившим
замечаниям должна включаться информация об учете поступив-
ших замечаний и предложений, а также протоколы общественных
слушаний, в том случае если они проводились. Исполнитель работ
передает окончательный вариант материалов по ОВОС заказчику,
который представляет его на ГЭЭ.
Для отдельных видов деятельности, которые не имеют значи-
мых экологических последствий и которые являются объектом ГЭЭ
уровня субъекта Российской Федерации, процедура ОВОС может
быть упрощена. Решение об этом принимают органы, организующиеГЭЭ.
5.4. Нормативно-правовое обеспечение ОВОС
и экологической экспертизы
Во многих странах до появления экологически ориентированных правил планирования и проектирования функции анализа
экологического обоснования проектов выполняли процедуры эко-
логического лицензирования намечаемой деятельности. В частно-
сти, практика землепользования подразумевала учет экологичес-
ких факторов при развитии интенсивного сельскохозяйственного
производства.
Системы экологического лицензирования намечаемой деятель-
ности часто осуществлялись на ведомственной основе. Они вызва-
ли появление представлений о необходимости нормирования воз-
действий на компоненты окружающей среды, в первую очередь, о
лимитировании потоков загрязняющих веществ, сопровождающих технологические процессы.
В свою очередь, соблюдение нормативов технологии использо-
вания сырья и территории (землеемкость), использования ресур-
сов (ресурсоемкость), выбросов в природную среду (отходность)
и санитарно-гигиенических нормативов стало содержанием экологической оценки проектов.
Экологическое лимитирование и лицензирование техногенных
нагрузок превратились в основные составляющие системы ЭО,
изначально направленной на превентивное регулирование воздействий крупных проектов. Для регулирования воздействия небольших проектов в большинстве случаев достаточным является использование типовых норм и стандартов, основанных на предыдущем опыте. К ним также может применяться упрощенная процедура ЭО.