Тема 5. Государственное экологическое управление
№ 1.
Проанализируйте Положение о Министерстве природных ресурсов РФ, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 25.09.2000 г. N 726 Дайте ответ на вопрос, какими полномочиями наделено данное министерство: а) в области охраны окружающей природной среды; б) в области управления государственным фондом недр; в) в области управления государственным водным фондом; г) в области охраны атмосферного воздуха; д) в области использования и охраны растительного и животного мира?
Постановление Правительства РФ от 25.09.2000 г. N 726 утратило силу.
Действующая редакция: Постановление Правительства РФ от 29 мая 2008 г. № 404.
На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации самостоятельно принимает следующие нормативные правовые акты в области охраны окружающей природной среды:
- порядок ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий;
- положения о государственных природных заповедниках, национальных парках, государственных природных заказниках, биосферных полигонах государственных природных биосферных заповедников, памятниках природы федерального значения, а также порядок утверждения, использования и охраны символики государственных природных заповедников;
- административные регламенты исполнения функций по федеральному государственному экологическому надзору, государственному надзору за проведением работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы;
- состав и структура документированной информации о состоянии окружающей среды и ее загрязнении, порядок ее комплектования, учета, хранения и использования, а также порядок создания и ведения Единого государственного фонда данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнении;
- требования к проведению наблюдений за состоянием окружающей природной среды и ее загрязнением, сбору, обработке, хранению и распространению информации о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении, а также к получению информационной продукции;
- требования к материалам оценки воздействия на окружающую среду;
- перечень приборов, аппаратуры и других технических средств наблюдений в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, а также в области мониторинга окружающей среды и ее загрязнения;
- порядок предоставления юридическими лицами независимо от их организационно-правовой формы и физическими лицами, осуществляющими сбор информации о состоянии окружающей среды и ее загрязнении, в Федеральную службу по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды указанной информации, а также информации о чрезвычайных ситуациях техногенного характера, которые оказали, оказывают и (или) могут оказать негативное воздействие на окружающую среду;
- порядок организации и осуществления государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга);
- порядок выдачи сертификатов, подтверждающих соответствие содержания вредных (загрязняющих) веществ в выбросах технических и технологических установок, двигателей, транспортных и иных передвижных средств и установок техническим нормативам выбросов, а также сертификатов, подтверждающих соответствие топлива установленным нормам и требованиям охраны атмосферного воздуха;
- порядок представления отчета об охране и защите лесов и его форма;
- порядок представления отчета об охране и защите лесов и его форма;
- порядок осуществления мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, состав и - форма представления данных о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах;
правила тушения лесных пожаров;
- порядок ограничения пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, а также проведения в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности или санитарной безопасности в лесах;
- акт, устанавливающий нормативы противопожарного обустройства лесов;
правила санитарной безопасности в лесах;
- акт, определяющий виды средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативы обеспеченности этими средствами лиц, использующих леса, нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов;
- требования к составу и содержанию документов, касающихся оценки техногенного воздействия на окружающую среду;
На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации самостоятельно принимает следующие нормативные правовые акты в области управления государственным фондом недр:
- порядок государственного учета и ведения государственного реестра работ по геологическому изучению недр, участков недр, предоставленных для добычи полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с их добычей, и лицензий на пользование участками недр;
- порядок постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списания с государственного баланса;
- порядок переоформления лицензий на пользование участками недр;
- классификация запасов и прогнозных ресурсов полезных ископаемых по видам полезных ископаемых;
- методики геолого-экономической и стоимостной оценок месторождений полезных ископаемых и участков недр по видам полезных ископаемых;
- порядок и условия использования геологической информации о недрах, являющейся государственной собственностью, а также порядок представления государственной отчетности предприятиями, осуществляющими разведку месторождений и добычу полезных ископаемых, в федеральный и территориальные фонды геологической информации;
- региональные перечни видов полезных ископаемых, относимых к общераспространенным;
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации самостоятельно принимает следующие нормативные правовые акты в области управления государственным водным фондом:
- нормативы предельно допустимых воздействий на уникальную экологическую систему озера Байкал, а также методы их определения;
- перечень вредных веществ, в том числе веществ, относящихся к категориям особо опасных, высокоопасных, опасных и умеренно опасных для уникальной экологической системы озера Байкал;
- порядок осуществления добычи подземных вод (для технологического обеспечения водой) пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу полезных ископаемых или по совмещенной лицензии геологическое изучение, разведку и добычу полезных ископаемых, в границах предоставленных им горных отводов на основании утвержденного технического проекта для собственных нужд;
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации самостоятельно принимает следующие нормативные правовые акты в области охраны атмосферного воздуха:
- технические нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, - требования по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их обезвреживанию, порядок установления источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, источников вредных физических воздействий на атмосферный воздух, перечни вредных (загрязняющих) веществ, перечни вредных физических воздействий на атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию;
- перечни (кадастры) объектов, в отношении которых должны определяться технические нормативы выбросов;
- порядок государственного учета юридических лиц, имеющих источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на атмосферный воздух, а также количества и состава выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, видов и размеров вредных физических воздействий на атмосферный воздух;
- порядок выдачи и форма разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ;
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации самостоятельно принимает следующие нормативные правовые акты в области использования и охраны животного мира:
- порядок регулирования численности объектов животного мира, а также порядок принятия решения о регулировании численности охотничьих ресурсов и его форма;
- порядок регулирования численности объектов животного мира, а также порядок принятия решения о регулировании численности охотничьих ресурсов и его форма;
- нормативные правовые акты, методические указания и инструктивные материалы по вопросам осуществления переданных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации в области водных отношений, лесных отношений, государственной экологической экспертизы, объектов животного мира и среды их обитания, охоты и сохранения охотничьих ресурсов;
- требования к содержанию, формам отчетности, а также к порядку представления отчетности об осуществлении переданных полномочий Российской Федерации и в случае необходимости целевые прогнозные показатели их осуществления в области объектов животного мира и среды их обитания, охоты и сохранения охотничьих ресурсов;
- порядок ведения государственного учета и государственного кадастра объектов животного мира, порядок ведения государственного мониторинга объектов животного мира, в том числе охотничьих ресурсов и среды их обитания, и применения его данных;
- нормативы в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов;
- перечень видов охотничьих ресурсов, добыча которых осуществляется в соответствии с лимитами их добычи;
- порядок принятия документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов и внесения в него изменений, а также требования к его содержанию;
- порядок составления схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации, а также требования к ее составу и структуре;
- порядок государственного учета, пополнения, хранения, приобретения, продажи, пересылки, вывоза за пределы Российской Федерации и ввоза в нее зоологических коллекций или отдельных экспонатов;
порядок исчисления размера взысканий за ущерб, причиненный незаконной добычей или уничтожением объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты;
в области использования и охраны растительного мира:
- порядок использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр и для разработки месторождений полезных ископаемых;
- порядок организации и осуществления лесопатологического мониторинга;
- порядок использования районированных семян лесных растений основных лесных древесных пород;
- порядок заполнения и подачи лесной декларации и ее форма;
- правила использования лесов для осуществления рекреационной деятельности;
- правила заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений;
- правила использования лесов для осуществления научно- исследовательской и образовательной деятельности;
- правила заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов;
- порядок разработки лесохозяйственных регламентов, их состав, сроки действия и порядок внесения в них изменений;
№ 2.
Управление природопользованием и охраной окружающей среды - это проявление экологической функции государства. Оно представляет собой деятельность компетентных государственных органов, направленную на организацию рационального использования и воспроизводство природных ресурсов, сохранение и улучшение окружающей природной среды.
Государственное управление в области охраны окружающей среды выражается в следующих функциях:
1) установление правовых норм, регламентирующих вопросы в области охраны окружающей среды, природоохранительного, природоресурсного законодательства, законодательства об административных правонарушениях в области охраны окружающей среды и природопользования, уголовного законодательства в области экологических преступлений;
2) принятие основ государственной политики в области охраны окружающей среды, экологической безопасности;
3) осуществление контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля);
4) установление нормативов, государственных стандартов в области охраны окружающей среды;
5) государственный учет природных ресурсов и объектов, организация ведения государственных кадастров и мониторинга объектов окружающей среды;
6) экологическая оценка состояния окружающей среды.
Система органов, осуществляющих государственное экологическое управление, складывается из следующих государственных органов:
1. органы общей компетенции – для них охрана окружающей природной среды является одним из вопросов, входящих в круг их компетенции. К этим органам относятся Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ, муниципальные органы;
2. органы специальной компетенции – охрана окружающей природной среды является их основной задачей. Эти органы в свою очередь подразделяются на:
а) комплексные, которые выполняют все или блок природоохранный задач. К ним относятся Министерство природных ресурсов РФ, Министерство здравоохранения РФ,
б) отраслевые, которые занимаются управлением в области охраны и использования отдельных природных объектов; Министерство сельского хозяйства РФ, Государственный комитет РФ по рыболовству, Федеральная служба земельного кадастра России.
в) функциональные, которые выполняют одну или несколько родственных функций в отношении одного или всех природных объектов. Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральный горный и промышленный надзор России, Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности.