Экономическое стимулирование природоохранной деятельности и рационального природопользования. Экономический механизм природопользования
Экономический механизм охраны окружающей среды и природопользования (в соотв. со ст.79 Закона «Об охране окружающей среды») включает в себя:
- разработку государственных прогнозов и программ социально-экономического развития в части рационального использования природных ресурсов и охраны ОС;
- финансирование программ и мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов;
- создание фондов охраны природы;
- установление платежей за природопользование;
- проведение экономической оценки природных объектов;
- проведение экономической оценки воздействия на окружающую среду;
- установление мер стимулирования охраны ОС;
- возмещение вреда, причиненного ОС;
- экологическое страхование;
- иные экономические меры.
(В условиях централизованной экономики)
Платежи, штрафные санкции, возмещение ущерба могут быть отнесены к методам негативной мотивации. Но экономическое стимулирование осуществлялось и методами позитивной мотивации, или мерами заинтересованности, которые нацелены на поощрение природопользователей осуществляющих мероприятия по сохранению природной среды.
В 1990 г. впервые была установлена плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, сбросы загрязнителей в водные объекты и размещение отходов
На этапе перехода к рыночной модели хозяйствования главным элементом экономического механизма природопользования становится ценовое, или налоговое, регулирование. Инструменты ценового регулирования:
1)поощрительные (льготное налогообложение, льготное кредитование и субсидирование природоохранных проектов, дотации на приобретение экологического оборудования, премирование по результатам природоохранной деятельности и т.п.),
2)принудительные (ресурсные платежи, платежи за загрязнение, штрафы за превышение лимитов);
3)компенсационные меры (возмещение нанесенного ущерба, создание природоохранных фондов и др.)
По мере стабилизации экономики необходимо также постепенное освоение рыночных механизмов эколого-экономическо регулирования путем создания рынка разрешений (лицензий) на загрязнение окружающей среды, экономического страхования.
39. Прогнозирование и планирование природоохранной деятельности и рационального использования природных ресурсов.
Важное место в экономическом механизме природопользования отводится эколого-экономическому прогнозированию и планированию.
Особенностью разработки плана-прогноза является то, что объектом являются не только социально-экономические, но и природные процессы и явления.
В связи с этим огромное значение приобретают:
- заблаговременное предвидение возможных последствий антропогенного воздействия на ОС;
- составление долгосрочных программ и прогнозов, в которых определяется экологическая стратегия хозяйственного поведения.
После получения Беларусью статуса независимого государства эколого-экономическое прогнозирование и планирование осуществляются на основе действующих нормативно-правовых документов международного сообщества и РБ. Планирование становится индикативным, т.е. направляющим, рекомендательным, ориентирующим, координирующим действия и интересы государства и других субъектов хозяйствования.
Принятая в Беларуси политика в области экологии отражается в программах (прогнозах, планах) социально-экономического развития страны и других документах, разрабатываемых и реализуемых в соответствии с Законом РБ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития РБ».
Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития разрабатывается на 15-летний период.
На ее основе разрабатываются:
- Основные направления социально-экономического развития – на 10 лет;
- Программа социально-экономического развития – на 5-летний срок.
Прогноз социально-экономического развития разрабатывается ежегодно.
Все названные документы имеют разделы, которые с различной степенью детализации отражают пути решения экологических проблем и рационального природопользования.
Наиболее детальные показатели содержит годовой прогноз: лимиты допустимых выбросов загрязняющих веществ, показатели использования природных ресурсов; перечень природоохранных мероприятий и затраты на их вложение и др.
Природоохранное прогнозирование и планирование осуществляется на территориальном и отраслевом уровнях:
- территориальное прогнозирование и планирование призвано обеспечить экологически обоснованное развитие и размещение производительных сил страны с учетом экологической емкости территории.
- отраслевое природоохранное планирование проводится министерствами, ведомствами и предприятиями исходя из основных показателей территориального планирования и чаще всего связано с проблемами рационального использования отдельных видов ресурсов. Прогнозирование и планирование рационального использования отдельных видов природных ресурсов и охраны природных сред проводится при помощи методов (балансовый, нормативный, программно-целевой, экспертных оценок и т.д.). По отдельным природным средам и природным компонентам планируются следующие показатели: 1. Охрана атмосферного воздуха – лимит загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу; 2. Охрана водных ресурсов – объем используемой воды, объем оборотной и последовательно используемой воды; 3. Охрана земельных ресурсов – рекультивация земель, кап вложения на охрану и рациональное использование земельных ресурсов и т.д.
40. Формирование системы платного природопользования в Беларуси и оценка ее эффективности.Центральным звеном экономического механизма природопользования является система платности, объединяющая платежи за природные ресурсы и загрязнение ОС.
Помимо стимулирующей и фискальной функций экологические платежи призваны решать следующие задачи:
- обеспечивать учет природного фактора в составе производственных затрат, а также доходов, полученных от использования природных ресурсов;
- согласовывать интересы общества, предприятий сферы природопользования и народного хозяйства в целом;
- компенсировать ущерб владельцу природных ресурсов при их изъятии из сферы традиционного использования или ухудшении их качества;
- отражать специфику процесса природопользования при организации взаимоотношений предприятий с управляющими звеньями, кредитно-финансовой системой, государственными и местными бюджетами.
23 декабря 1991 г. Платность в Беларуси была закреплена законодательно принятием Закона РБ «О налоге за пользование природными ресурсами (экологический налог)».
Закон «О платежах на землю» 18 декабря 1991 г.
Закон «Об отходах производства и потребления» (в дальнейшем – «Об обращении с отходами») 1993 г.
Система платного природопользования в РБ включает:
- экологический налог;
- земельный налог;
- налог за добычу (изъятие) природных ресурсов;
- сборы (пошлины)- сбор за предоставление права ввоза на территорию РБ озоноразрушающих веществ;
- арендная плата;
- другие обязательные платежи.
Анализ эффективности экологического налога в РБ показывает определенные положительные результаты. Поступившие от уплаты налога суммы распределяются следующим образом:
- платежи за переработку нефти и нефтепродуктов – зачисляются в бюджеты областей и г. Минска (местные бюджеты);
- платежи за перемещение по территории РБ нефти и нефтепродуктов – в республиканский бюджет;
- платежи за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, за сбросы сточных вод, размещение отходов производства и (или) импорт пластмассовой тары и товаров, содержащих в своем составе 50% и более летучих органических веществ – в целевые бюджетные фонды охраны природы. Средства целевых бюджетных фондов охраны природы в последние 2 десятилетия являлись важнейшим источником финансирования охраны природы.
Однако стоит обратить внимание на несовершенство системы платного природопользования в РБ:
- в течении долгого времени пересмотр ставок экологического налога не соответствовал темпам инфляции;
- невысокие ставки налога обусловили его слабое стимулирующее воздействие на хозяйствующих субъектов.
Эффективная система платежей должна стимулировать рациональное природопользование, обеспечивая финансирование хозяйственной деятельности. На сегодняшний день платность природопользования в нашей стране выполняет фискальную функцию, а не стимулирующую.